АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Экономическая мысль Древнего Китая

Читайте также:
  1. FECONCL (ББ. Экономическая классификация)
  2. II.4. Философия древней Индии и Китая.
  3. II.5.Философия древнего Китая
  4. III. Искусство Древнего Рима.
  5. III.3. Естественнонаучная и математическая мысль эпохи Средневековья
  6. А.Н.Радищев, Новиков. Оппозиционная самодержавию и крепостничеству общественно-политическая мысль
  7. Аграрные отношения. Экономическая и социальная политика Комнинов.
  8. Андервуд посмотрела на него, прищурив один глаз. Она хотела что-то сказать, но мысль о том, то Алекс очень похож на Мэйсона, сбила её. Франческа быстро ушла в зал.
  9. Архитектура Древнего Китая
  10. Архитектура Древнего Новгорода.
  11. Архитектура и искусство Древнего Египта
  12. Белорусская философская и общественно-политическая мысль.

Центральной фигурой древнекитайской экономической мысли является Конфуций, он является автором сборника «Беседы и суждения». В его хозяйственных воззрениях обосновывается необходимость государственной защиты экономического благополучия родовой знати, всех вышестоящих.
По его мнению, труд преумножает богатство народа и государства и что вполне оправдано сосуществование частного владения потомственной аристократии и непотомственных рабовладельцев. Образованный правитель – это отец народа. Гарант и правильного действия и более равно-мерного распределения богатства и в том числе благодаря собственной умеренности в расходах. Он убеждал, что общество разделилось на сословия богом и природой.
Он призывал чтобы каждый человек стремился к моральном у совершенству, постигая естественные правила уважения к старшим.
Согласно учению Конфуция, у народа будет достаток, если умело хозяйствовать при регламентированных натуральных отношениях.
Гуань-дзы
В 4-3 в д.н.э. в Китае получили распространение идеи коллективного экономического трактата «Гуань-дзы». Его авторы задумали ряд положений, заслуживающих внимания и в наше время, например золото и жемчуг не рассматривались как восхитительные богатства. Богатством признается материальные блага. Увеличивается роль денег, золото называется товаром, служащим мерой исчисления ресурсов государства.
Отчетливо проводится мысль о необходимости стильного развития экономики и утверждается, что только там царит спокойствие, где цены на хлеб регулируются. Для регулирования экономики в целом авторы трактата рекомендуют создавать государственные запасы хлеба, вести льготные кредиты земледельцам, заменить прямые налоги на железо и соль с их использованием.
В учении 3- косвенными, то есть распределить налоги на товары, которые производятся их мыслителей избыточная надежда сделать богатым государство путем более равномерного распределения национального богатства без поощрения торговцев и ростовщиков.
Место в обществе богом избранных знатных четко определено, а именно не будь знатных, страна осталась бы без дохода. Но не могут все быть знатными и поэтому должны трудиться.
76. Экономическая мысль Античного мира.

Основой экономического строя рабовладельческого общества была частная собственность рабовладельцев на средства производства и неограниченная их собственность на работника производства — раба. Рабовладельческое общество — первое классовое общество. Основными классами этого общества были рабовладельцы и рабы. Кроме рабов и рабовладельцев, в нем существовали и классы мелких производителей (крестьян и ремесленников) и купцов.
Для античного мира характерно уже наличие мастерских с зачатками разделения труда и довольно развитое товарное обращение. Но товарное производство еще находилось в начальной стадии своего развития. В обращение поступали главным образом излишки, возникавшие в хозяйстве рабовладельца. На основе развитого товарного обращения уже возник торговый капитал. Характерным для античного мира явлением было ростовщичество. Эти экономические явления и процессы нашли свое отражение в сочинениях мыслителей этой эпохи.
Первые зачатки экономической теории проявляются в экономической мысли античного мира. Не следует, конечно, искать в ней стройной и цельной системы взглядов, ибо экономическая мысль еще не выделилась в особую область идеологии.
Отдельные экономические высказывания античных авторов были вызваны стремлением осмыслить некоторые явления и процессы, характерные для их эпохи. Так, мы встречаемся у них с попытками первого научного обобщения и оценки общественного разделения труда, обмена, денег. Но все эти проблемы ставились и рассматривались с точки зрения класса рабовладельцев, защиты рабовладения и натуральных форм хозяйства. Эта классовая позиция обусловила непонимание исторической закономерности возникновения товарно-денежных отношений и отрицательное отношение к первым формам капитала — торговому и ростовщическому, отрицательное отношение к прибыли и проценту. Стремление оправдать рабовладение лежит в основе презрительного отношения античных мыслителей к физическому труду, как унизительному для свободного человека занятию.
Таким образом, классовый характер экономической мысли этой эпохи выражен очень наглядно. Отсюда историческая ограниченность и противоречивость взглядов античных авторов по экономическим вопросам. Так, высказав некоторые научные положения относительно разделения труда, обмена и денег, они вместе с тем выступали в защиту натуральных форм хозяйства, считали рабовладельческий строй вечным, абсолютным.
77. Экономическая мысль в арабских странах периода Средневековья.

Автором одной из основных концепций общественного прогресса на базе экономических факторов был известный мыслитель арабского Востока Ибн-Хальдун (1332-1406). В концепции Ибн-Хальдун ("социальная физика") также не исключается богоугодність торговли и провозглашено исламом в Коране одобрительное отношение к труду, осуждается скупость, расточительство, подтверждается то, что "аллах дал преимущества одним людям перед другими". ее главным достижением является раскрытие дифференцированного характера эволюции общества от "примитивизма" к "цивилизации". Последняя, по мнению Ибн-Хальдуна, к традиционных занятий людей в земледелии и скотоводстве добавила такие прогрессивные сферы экономической деятельности, как ремесло и торговля. Общее богатство народа и возможность достичь такого уровня развития, когда роскошь станет достоянием каждого человека, мыслитель тесно связывал с успешным развитием всех отраслей экономики. При этом богатство государства он видел в наличии произведенных товаров. По его мнению, в продуктах содержится "работа, которая проявляется как стоимость". Это позволило ему сделать вывод о том, что продукты труда приобретаются "путем равноценного (эквивалентного. - Авт.) обмена". Как в свое время Каутілья, он отличает стоимость от рыночной цены.

Переход к цивилизации с ее возможностями избыточного производства материальных благ, по мнению ученого, означает, что наступит общее социальное и имущественное равенство и отпадет необходимость в разделении общества на сословия ("слои") по имущественному признаку. Ибн-Хальдун показал понимание того, что обеспеченность большинства людей предметами первой необходимости ("необходимым") и предметами роскоши ("лишенных необходимости") зависит прежде всего от заселенности города. И это символизирует как его расцвет и упадок. Поэтому, если город растет, в нем будет вдоволь и "необходимого", и "лишенного необходимости". Цены на товары широкого потребления, по мнению мыслителя, снижаются благодаря развитию земледелия и участия в нем всех жителей, а на предметы роскоши - растут через повышение спроса на них. И наоборот, упадок города как результат малочисленности населения, которое там проживает, предопределяет недостатка и дороговизны всех без исключения материальных благ. Реально расцвет любого города в целом Ибн-Хальдун связывал с уровнем налогов (включая налоги и сборы чиновников на местных рынках). «Эфективный способ достижения расцвета общественной жизни - это уменьшение размера налогов", - подчеркивал мыслитель.

Деньги Ибн-Хальдун считал важнейшим элементом хозяйственной жизни, их роль должны выполнять полноценные монеты из двух металлов - золота и серебра. Эти металлы "служат воплощением стоимости всего того, что человек создал своим трудом". Кроме отображения количественного содержания человеческого труда "во всем, что покупается", и ценности всякого движимого имущества, он усматривал в деньгах и "основу приобретения, накопления и сокровища".

Характеризуя "стоимость труда", т.е. заработную плату, он твердил, что ее размер зависит, во-первых, "от количества труда человека", во-вторых, от ее места среди других "трудов" и, в-третьих, от "потребности людей в ней". Прибыль промышленника или землевладельца Ибн-Хальдун объяснял тем, что богатые "нанимают кого-нибудь", потому что эти люди "не получают чего-нибудь равноценного своей труда". До торгового же прибыли он подходил чисто эмпирически, указывая, что торговец "покупает по дешевой цене, а продает по дорогой".


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)