|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Характеристика русского меркантилизмаВ XVII в. Россия вступила в новую полосу своего развития. Были ликвидированы остатки прежней обособленности. Укреплялось Русское централизованное государство. Политика закрепощения крестьян получила своё завершение в Соборном уложении 1649 г. Характерным для данного периода явилось зарождение внутри общества новых явлений. Среди них - формирование всероссийского рынка, связанное с ростом общественного разделения труда, и выделение в среде городского населения новой социальной силы - купцов. В промышленности появляется крупное производство в форме мануфактуры, которые были немногочисленны; господствующим же оставалось мелкое производство.Хозяйство феодалов и крестьян в основном было натуральным. Вместе с тем заметно увеличивается и производство на рынок. В XVII в. государственный строй России все более приближается к абсолютной монархии. Все это оказало влияние на развитие русской экономической мысли рассматриваемого периода. Новым явилось ясное понимание и развернутое обоснование передовыми мыслителями и деятелями той эпохи необходимости ликвидации экономической отсталости России, сохранения и укрепления её независимости. Их отличает широта кругозора, общегосударственный и общехозяйственный подход к экономическим вопросам. Русский меркантилизм возник гораздо позднее, чем в Западной Европе и соответственно имел свои особенности. Первоначальное накопление капитала в России началось в XVII в. и происходило это в основном за счет внутренних источников. В этот период формируется всероссийский внутренний рынок, возникают первые промышленные мануфактуры. Российские экономисты начинают предлагать государям проекты переустройства общества. В начале XVIII века веяния меркантилизма проникли в Россию. Следует отметить, что это было не слепое копирование модных западных идей, да и термин «копирование» в данной ситуации не совсем уместен. Русские мыслители своим путем подходили к анализу хозяйственных процессов, которые переживала Россия в то время. В то время в России происходил переход от феодального строя к капиталистическому, шел процесс первоначального накопления капитала, поэтому неудивительно, что появились люди, которые в попытках осмыслить происходящие в России процессы приходили к выводам, сходным с полученными на Западе. Конечно, в процессе развития русского меркантилизма очень большую роль сыграла и специфика хозяйства крепостнической России. С одной стороны, новые хозяйственные процессы происходили во время господства крепостничества. Поэтому важное место в теоретическом анализе помимо торговли занимает аграрный вопрос и положение крестьянства. В русской торговле господствовали иностранные купцы. Поэтому понятно, откуда появились эти идеи о защите отечественной торговли. Русские меркантилисты стремились ограничить исключительно благоприятное положение иностранных купцов во внутренней и внешней торговле. Все они говорили о необходимости усиления роли отечественного купечества. Говорили о необходимости государственной поддержки. Русские мыслители изначально смотрели на проблему защиты и обогащения национальной экономики гораздо шире своих зарубежных собратьев; они не сужали свой анализ до рассмотрения только внешней торговли и связанных с ней производств, но ставили вопрос о развитии внутреннего рынка, национальной промышленности и сельского хозяйства. Слово «физиократия» имеет греческое происхождение и в переводе означает «власть природы». В этом смысле физиократы исходили из определяющей роли в экономике земли, сельскохозяйственного производства. Центральные идеи теории физиократии таковы: 1) экономические законы носят естественный характер (то есть, понятны каждому), и отклонение от них ведет к нарушению процесса производства; 2) источником богатства является сфера производства материальных благ - земледелие. Только земледельческий труд является производительным, так как при этом работают природа и земля, а труд в других сферах (торговля и промышленность) является непроизводительным или «бесплодным»; 3) под чистым продуктом физиократы понимали разницу между суммой всех благ и затратами на производство продукта в сельском хозяйстве. Этот избыток (чистый продукт) - уникальный дар природы. Промышленный труд лишь изменяет его форму, не увеличивая размера чистого продукта; 4) физиократы проанализировали вещественные составные части капитала, различая «ежегодные авансы», годичные затраты и «первичные авансы», представляющие собой фонд организации земледельческого хозяйства и затрачивающиеся сразу на много лет вперед. «Первичные авансы» (затраты на земледельческое оборудование) соответствуют основному капиталу, а «ежегодные авансы» (ежегодные затраты на сельскохозяйственное производство) - оборотному капиталу; 5) деньги не причислялись ни к одному из видов авансов. Для физиократов не существовало понятия «денежного капитала», они утверждали, что деньги сами по себе бесплодны, и признавали лишь одну функцию денег - как средства обращения. Накопление денег считали вредным, поскольку оно изымает деньги из обращения и лишает их единственной полезной функции - служить обмену товаров.
- во-первых, налогообложение должно быть основано непосредственно на самом источнике доходов; - в-третьих, не должно быть слишком обременено издержками взимания. Основоположник школы физиократов Франсуа Кенэ (1694 - 1767) был придворным медиком Людовика XV, а проблемами экономики занялся в 60 лет. Его основные труды: «Население» (1756), «Фермеры», «Зерно», «Налоги» (1757), «Экономическая таблица» (1758), который вошел в историю экономической мысли как первый опыт макроэкономического анализа. В этом произведении автор показал, как совокупный годовой продукт, создаваемый в сельском хозяйстве, распределяется между социальными группами, а также представил основные пути его реализации в виде направленного движения с тремя вершинами (классами), объединив все акты обмена в массовое движение денег и товаров, но при этом исключив процесс накопления. Методологической платформой экономического исследования Кенэ стала разработанная им концепция про природный порядок, юридической основой которого, на его взгляд, являются физические и моральные законы государства, которые охраняют частную собственность, частные интересы, обеспечивая воспроизведение и правильное распределение благ. Как утверждал ученый, частный интерес одного никогда не может быть отделен от общего интереса всех, а это бывает только при государственном регулировании. Он считал целесообразным сосредоточить высшую государственную власть в руках одной просвещенной личности, которая владеет знанием законов - природного порядка, - необходимых для осуществления государственного управления. В теоретическом наследии Ф. Кенэ важное место занимает учение про чистый продукт, который сейчас называется национальным доходом. По его мнению, источниками этого чистого продукта является земля и приложенный к ней труд людей, занятых в сельскохозяйственном производстве. А в промышленности и других отраслях экономики чистого увеличения дохода не происходит, а происходит только смена первичной формы этого продукта. Думая так, Кенэ считал промышленность бесполезной. Он исходил из выдвинутого им же положения про продуктивную сущность разных социальных групп общества. При этом Кенэ утверждал, что нация состоит из трех социальных групп: а) производительной (лица, занятые в сельском хозяйстве, - фермеры и сельские наемные рабочие); б) бесплодной (лица, занятые в промышленности, а также купцы); в) собственников (лица, получающие ренту - землевладельцы и король). И хотя деление общества на фермеров, собственников и промышленников фактически соответствовало делению общества (крестьяне, дворяне, горожане), важно отметить, что Кенэ был одним из первых, кто разделил общество на классы на экономической основе, то есть на основе отношения каждого класса к производству и присвоению прибавочного продукта. Анн Робер Жак Тюрго (1727- 1781) родился во Франции. Согласно семейной традиции окончил теологический факультет Сорбонны, но увлекся экономикой. В 1774 - 1776 годах занимал должность генерального контролера финансов. Сотрудничал с просветителями в «Энциклопедии» Д. Дидро. Главный труд А. Тюрго – «Размышления о создании и распределении богатств» (1770 г.). Тюрго впервые описал разницу между капиталом и деньгами и выделил прибыль как особенный вид дохода. В целом учение А. Тюрго совпадает с учением физиократов, но при этом надлежит отметить следующие его идеи: - доход от капитала делится на издержки для создания продуктов и прибыль на капитал (заработная плата владельца капитала, предпринимательский доход и земельная рента); - обмен взаимовыгоден обоим товаровладельцам, и поэтому происходит уравнивание ценностей обмениваемых благ; - уплата ссудного процента оправдывается потерей дохода заимодавца при предоставлении ссуды; - текущие цены на рынке, с точки зрения А. Тюрго, формируются с учетом спроса и предложения, являясь критерием, по которому можно судить об избытке или недостатке капиталов.
Наряду с появлением меркантилизма возникают предпосылки мощного экономического учения – классической политэкономии. Родоначальником данного направления экономической науки является английский экономист У. Петти (1623–1687). Основные идеи классической политэкономии во взглядах Петти: 1. исследование не процесса обращения, а непосредственно процесса производства; 2. критическое отношение к непроизводительным классам (купцом), которые не создают никакого продукта; 3. отнесение к производительному труду труда материального производства. Богатство нации создается во всех сферах материального производства. Труд – основа богатства. Критерий богатства: наиболее богатым будет тот период, в который каждый участник дележа (при условии, что деньги будут разделены поровну) будет иметь возможность нанять больше рабочих. Под влиянием меркантилистов У. Петти выделял внешнюю торговлю, которая, по его мнению, в большей степени, чем другие отрасли, способствуетувеличению богатства. Он сформулировал основы трудовой теории стоимости (в основе равенства обмена товаров лежит равенство затрат). Стоимость создает тот труд, который затрачен на производство золота и серебра (в этом прослеживается влияние меркантилистов). Стоимость продуктов труда в других отраслях производства определяется лишь в результате их обмена на благородные металлы. Превзойдя физиократов, У. Петти предположил, что прибавочный продукт равен разности стоимости продукта и издержек. Ренту считал не даром земли, а продуктом труда, который обладает большей производительностью на землях лучшего качества. Петти ввел понятиедифференциальной ренты (причиной которой является различие в плодородии и местоположении земли). Проанализировав ренту и определив ее как чистый доход с земли,У. Петти ставит вопрос о цене земли (определяя ее как сумму определенного числа годичных рент). Процент определял как компенсацию за неудобства, которую кредитор создает для самого себя, отсуживая деньги. «Естественный» уровень процента равен ренте с такого количества земли, которое может быть куплено за данные в ссуду деньги (здесь также намек на доктрину альтернативных издержек). Все экономические идеи изложены в форме догадок и не представляют законченной теории. У. Петти вошел в историю как изобретатель статистики.Он создал анализ скупых данных, описал методы косвенного определения величин тех или иных показателей, в частности выборочного метода. Используя эти методы, Петти впервые подсчитал национальный доход и национальное богатство Англии. Национальный доходопределяет как сумму потребительских расходов населения, пренебрегая долей национального дохода, идущего на накопление. Национальное богатство Петтиопределяет как материальное богатство и включает туда денежную оценку самого населения. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.) |