|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Архитектура и искусство Древнего ЕгиптаУже в прикладном творчестве первобытных общин, в росписи глиняных сосудов, в изящных костяных и роговых фигурках ощущается характерная черта египетского искусства: 1) стремление к фронтальному развертыванию изображаемых сцен; 2) реалистическое внимание к деталям; 3) тенденция к выработке канонов. Постепенно складываются каноны изображения царей, своего рода официальных портретов с подчеркиванием сверхчеловеческих мощных тел, властных суровых лиц. Этим же целям служила и монументальная архитектура. Уже в период Древнего царства получает отчетливое выражение та грандиозная монументальность, которая становится отличительной чертой египетской архитектуры. Такова громадная усыпальница - пирамида, исходной формой которых были скамьеобразные гробницы. Древнейшей формой пирамиды является ступенчатая пирамида Джосера В Саккара. Благодаря заполнению пустых пространств между уступами получился классический тип монументальной пирамиды, наиболее чётко выраженной в грандиозных пирамидах, построенных фараонами IV династии - Хуфу, Хафра, Минкаура. Стена этих храмов украшались рельефами, изображавшими жизнь и подвиги обожествлённого царя. Архитектура Среднего царства является связующим звеном между архитектурой Древнего и Нового царства. Грандиозное развитие храмов Нового царства, в частности, времени XVIII-XIX династий, дают яркое представление о расцвете храмовой архитектуры. Одним из величайших комплексов этого времени был грандиозный храм Амона в Фивах. Колоссальный колонный зал этого храма, построенный при Сети I и Рамзесе II, состоит из 134 массивных колонн, расположенных в 16 рядов; 12 центральных колонн большого зала имеют высоту в 21 м. Площадь зала равна 5000 кв.м Отличительные черты египетской скульптуры: 1) фронтальность; 2)почти геометрическая статичность. Они впервые проявляются в скульптурных произведениях времени Древнего царства. Изображая бога, фараона или вельможу, художник постарался дать идеализированный образ прекрасного сверхмощного человека в позе торжественного и спокойного величия. Египетские мастера постепенно освобождались от старых правил стилизации, стремились изобразить тело и лицо человека в динамике. Эти же черты проступают в рельефах и рисунках, украшающих стены гробниц и храмов, и раскрывают всю жизнь египтян. Здесь изображались дерущиеся лодочники, ремесленники за работой, земледельцы, пастухи и рыболовы, плакальщицы, идущие за корабельной процессией. Таковы рельефы из гробниц в Саккаре и в Гизе. Стремление к реализму усиливается в период Среднего царства. Художник пытается передать внутренние переживания человека, например, в колоссальной голове Сенусерта III иди в голове Ментухотепа. Пышной архитектуре Нового царства соответствовала зрелая скульптура, давшая образцы высокохудожественного реализма и одновременно с этим утонченной стилизации. Высокого развития достигло в эту эпоху искусство иллюстрации, например, рисунки на папирусах из сборника религиозных текстов «Книги мертвых». Особое место в египетской культуре занимал рельеф. Древние египтяне знали два вида рельефа: выпуклый и врезанный, углубленный внутри контура. Все фигуры и фон обычно раскрашивались так, что стены превращались в ковры цветных изображений. Используя декоративные возможности египетской письменности, художники заполняли надписями пустые листы внутри композиции или между различными стенами. Господствующее положение занимали всегда гробницы. Композиция скорее читалась, нежели смотрелась. Передача трёхмерного пространства в двухмерном изображении - не просто техническая задача - её решение зависит от определенного отношения к действительности. Египтяне передавали действительность такой, какой знали, а не такой, какой она кажется - отсюда и все существенные особенности. Тело и предмет изображали не такими, как его видят в целом, но с определённой точки зрения, в какой-то случайный момент, но сопоставляя отдельные его части в наиболее характерном для каждом ив них виде. Так лицо человека, локти и ноги показывали в профиль, а глаза и плечи - в фас. Тот же принцип можно наблюдать и в больших композициях, отдельные сцены которых нельзя сводить к одному временному пункту. Большие сцены передаются при помощи суммирования отдельных частностей, чтобы дать наиболее полное представление об изображенном сюжете. Например, в сцену охоты включаются отдельные сюжеты, относящиеся к жизни животных в пустыне, в военные композиции - жизнь лагеря, марширующие солдаты, битва... Все изображаемые люди и предметы мыслились живущими и требовали телесной полноты. Поэтому, как правило, мастера заботились о том, чтобы избегать пересечений хотя бы у главных фигур, а отдельные сцены располагали поясами одну за другой. Со Среднего царства художники стали широко использовать художественные возможности росписи, а со временем в некоторых случаях даже отказываясь от контуров, добиваясь этим особой живописности. Существование определенных правил было исключительно существенно для поддержания ремесленной традиции, без которой немыслимо древнеегипетское искусство. Со временем менялись вкусы, представления об идеале. Соответственно с этим изменялись пропорции фигур, насыщенность композиции деталями. И хотя общая схема оставалась прежней, внутри её всегда было достаточно простора для проявления знаний, наблюдательности, творческих исканий и фантазии художника. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |