|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Классический Индуизм (Тримурти)Индуизм возник как реакция на успех и кризис буддизма. Бывшие брахманисты осознали, что соперничество с буддизмом можно выиграть лишь в том случае, если привлечь к культовой практике представителей всех варн, а не только одной или двух. Для этой цели были использованы особые культовые книги – смрити (запомненное). В отличие от вечных Вед, смрити рассматриваются как плод вдохновения и Опыта. Смрити разделяются на две части – итихаса и пурана. Итихаса – свод о былом, былина. В культуре Индии две монументальные былины –Махабхарата и Рамаяна. Индуизм проработал шестую главу, которая стала носить культовый характер. Шестая глава носит название Бхагавадгита - песнь о боге. В основе её - явление герою Арджуне бога Кришны, который излагает ему особую религиозную концепцию. Кришна говорит о трёх путях, ведущих к освобождению от сансары: Первый путь самый трудный – джняна-марга (путь знания). Это путь аскетов-мудрецов, брахманов; Второй путь– карма-марга (путь действия). Это путь раджей, воинов, политиков; Третийпуть – бхакти-марга (путь любви). Это путь для любого желающего. Все пути рассматриваются как равноценные. Учение Бхагавадгиты стало основой грандиозного синтеза культов и традиций, которое и получило название индуизм. Пурана – древние книги. Этот свод книг говорил о богах, о происхождении Вселенной, пояснял существенные моменты итихасы, рассказывал о культовой стороне. Пураны были предназначены для тех, кто не мог изучать Веды. В центре индуистского пантеона (а там было более 3400 богов) стоят три главных бога – Брахма, Шива, Вишну. В целом, главная роль уделена Брахме – создателю Вселенной и её аналогу. Однако главная роль в индуизме уделяется Шиве – разрушителю вселенной и Вишну – её хранителю. Основной культ – это культ Вишну. Успех индуизма объясняется органичным включением буддизма и других местных культов в индуистский пантеон. Таким образом, индуизм – пантеистическая религия, имеющая национально-культурную подоснову и следующие признаки: 1) отсутствие единой системы, синкретизм; 2) развитие идеи судьбы до предельного завершения – кармы; 3) наличие религиозно-культурного неравенства (варн и каст); 4) аллегоричность индуистского пантеона; 5) наличие идеи реинкарнации; 6) развитость и фундаментальность религиозно-философской системы верований; 7) главенство ортопраксии над ортодоксией (участие в культе
Письменность и литература Древней Индии Для понимания новых явлений в культуре Индии середины I тыс. до н.э. было бы важно знать, с какого времени индийское общество обладало средствами письменной фиксации текстов. Древняя иероглифическая, словесно-слоговая, вероятно, дравидийская протоиндская письменность, несомненно, к этому времени вымерла вместе с цивилизацией Хараппы – Мохенджо-Даро. Но возникла ли уже собственная индоарийская слоговая письменность, господствовавшая на субконтиненте впоследствии, вплоть до наших дней? Видимо, возникла, исходя из следующих соображений. Во-первых, позже в древней Индии засвидетельствована очень развитая письменность, а именно две системы слогового (квазиалфавитного) письма – брахми и кхароштхи. Первые надписи этими видами письменности дошли до нас соответственно от IV–III вв. до н.э. Во-вторых, хотя способность сказителей из самых равных народов запоминать наизусть огромные эпические поэмы поистине феноменальна, однако запоминание без предварительных записей пространных прозаических религиозных и светских трактатов, даже составленных в афористических формах, значительно сложнее. Поэтому можно с уверенностью сказать, что индийское общество в первой половине I тыс. до н.э. обладало письменностью. Как обычно для древности, вначале должны были записываться культовые тексты, деловые и хозяйственные акты, лишь позже – письма и литературные тексты. То обстоятельство, что они не сохранились, объясняется материалом письма: писали на пальмовых листьях и подобном материале, бесследно разрушающемся в жарком влажном климате тропической Индии. Конечно, можно считать установленным, что каноны (своды) книг индийских религиозно-философских учений, а также своды этико-правовых предписаний, такие, как «Манава-смрити», неточно называемые «законами Ману», и собственно правовых установлений, такие, как «Артхашастра», сложились в поздней древности и раннем средневековье. Но отдельные записи поведенческих предписаний – «сутр» и часто стихотворных «шастр» (дхарма-шастр – поучений о правильном жизненном поведении) и «артхашастр» (учений об общественном и государственном устройстве), безусловно, должны были существовать и много раньше. Древнейшие памятники индийской литературы – Веды – в течение многих столетий оставались незаписанными и до сих пор не обнаружено самой письменности ведийского периода. В связи с традицией заучивания наизусть и комментирования огромного количества священных текстов, язык которых становился всё менее понятным, в Индии очень рано стали развиваться такие дисциплины, как фонетика, этимология, грамматика. В V–IV вв. до н.э. была создана система грамматики санскрита Панини – величайшее достижение языкознания древнего мира; некоторые идеи Панини вполне оценены и развиты лишь в структурной лингвистики XX в. В это же время возникает письменная литература, повествовательная и научная, на разных языках, главным образом, на санскрите. Значительная часть её является лишь письменной редакцией произведений, имевших устное происхождение и вековую традицию. Ещё в начале первого тысячелетия до н.э. складывались два цикла сказаний, развившиеся затем в две огромные эпические поэмы. Первая, «Махабхарата», посвящена кровавой борьбе за престол двоюродных братьев, потомков легендарного царя Бхараты (по имени Бхараты и современная Индийская республика на языке хинди называется Бхарат, т.е. страна потомков Бхараты). Вторая, «Рамаяна», рассказывает о похождении царевича Рамы в дебрях Южной Индии и его походе на остров Ланку (Цейлон). Обе поэмы были написаны на санскрите в первые века нашей эры. В них включены многие мифы и сказания, не относящиеся прямо к сюжету, а также собрания назидательных рассуждений и философские трактаты в стихах (например, знаменитая «Бхагавадгита»). Записываются буддийские наставления, трактаты об искусстве управления государством, сборники правил обыденной жизни и правовых норм в свете теории четырёх варн. Популярны были сборники нравоучительных рассказов, широко использующие фольклорный материал («Панчатантра», джатаки, т.е. рассказы о перерождениях Будды). Значительным было воздействие индийского эпоса и буддийской литературы на культуру соседних стран, в особенности Центральной и Юго-Восточной Азии.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |