|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Структура культурыГоворя о структурекультуры, мы имеем в виду, что устойчивые элементы культурной системы (нормы, образцы, ценности, а также виды и формы культуры) находятся в определённом соотношении и взаимодействии между собой, обеспечивая стабильность социокультурной системы, её воспроизводство, возможность трансляции культурного опыта. Структура культуры и социальная структура не совпадают, но, безусловно, взаимосвязаны. Современные исследователи отмечают тенденции возрастания воздействия культуры на все сферы социальной жизни. Именно в культуре находят эффективные инструменты для объяснения процессов, происходящих в том или ином обществе. Культура может быть структурирована по различным основаниям. 1. По субъекту-носителю (см. рис. 1) культуру подразделяют на культуру всего человечества на данном этапе его развития (№ 1), культуру социальной общности (№ 2), отдельного коллектива (№ 3) и культуру личности (№ 4).
1 2 3 4
Рис. 1. Структура культуры по субъекту-носителю
Приведённая схема является условным отражением данного деления и в действительности должна быть гораздо более подробной, но она демонстрирует специфику взаимосвязей субъектов культуры. Под социальной общностью можно понимать государство, народ, город, деревню, племя и т. д.; коллективами являются, например, семья, профессиональные объединения, кружки по интересам. Кроме того, в рамках определённого общества иногда выделяют доминирующую культуру, а также взаимодействующие с ней различные субкультуры. Господствующей или доминирующей называется культура, которая постоянно воспроизводит себя на протяжении многих поколений через традиции, нормы, ценности, верования, виды и характер деятельности (см. № 2 на рис. 1). Она может быть национальной или этнической в зависимости от того, насколько сложно организовано и многолюдно данное общество. Этническая культура – это совокупность черт культуры, касающихся преимущественно обыденной жизнедеятельности, бытовой культуры. Она включает обычаи, ценности, орудия труда, постройки, одежду, пищу, средства передвижения, виды народного искусства. Этническая культура – это культура людей, связанных между собой общностью происхождения и совместно осуществляемой хозяйственной деятельностью. Если этнос составляет социокультурную общность, то нация обозначает территориальное, экономическое, лингвистическое и психологическое объединение людей, имеющих политическую организацию. Нередко в структуру национальной культуры входит несколько этнических. Например, американская национальная культура включает ирландскую, итальянскую, немецкую, китайскую, японскую, мексиканскую, русскую и другие этнические культуры. Национальная культура не сводится к механической сумме этнических культур. Она имеет нечто сверх того: собственные черты, возникшие тогда, когда представители этносов осознали свою принадлежность к новой нации, территории расселения, общенациональному языку, традициям и символам. Поскольку общество состоит из множества групп, например, демографических, профессиональных, постепенно у каждой из них формируется собственная культура, т. е. формы деятельности, система ценностей и норм поведения. Такие подсистемы культуры называют субкультурами (см. № 3 на рис. 1). Примером могут служить городская и сельская субкультура, молодёжная субкультура, субкультура детства, объединения ролевиков, хиппи, рокеров, байкеров и т. д. Это часть общей культуры нации, в отдельных аспектах отличающаяся от целого (например, в их месте в мире, а значит, и доминирующей деятельности, во взглядах на жизнь, манерах поведения, причёске, одежде, обычаях), но в главных чертах согласующаяся с доминирующей культурой. Среди субкультур выделяют контркультуры, которыене просто отличаются от доминирующей культуры, но противостоят ей, находятся в конфликте с господствующими ценностями. Ядром любой культуры является личность (см. № 4 на рис. 1). Но исходную точку культуры следует искать не внутри физической или психической структуры человека как такового, а в межчеловеческом взаимодействии. В XIX веке с возникновением социальной антропологии человека стали рассматривать как биосоциальный феномен, в котором сочетаются два начала: природное и социальное. В качестве примера можно вспомнить случаи, когда дети в раннем возрасте попадали в силу ряда обстоятельств в естественно-природные условия и на долгое время были изолированы от социального влияния себе подобных, не испытывая воспитательно-образовательного воздействия со стороны человеческого общества. В результате в структуре их психики происходили необратимые процессы, и приобщить их к полноценной человеческой жизни было трудно, либо практически невозможно. С одной стороны, человек – продукт общественных отношений, существующих объективных обстоятельств, а с другой – субъект их изменения, активный, творческий преобразователь. Таким образом, центральным звеном культуры является отдельная личность. При этом необходимо различать понятия: индивид – индивидуальность – личность. Индивид – это человек, один из многих, первоатом общества, т. е. отдельный представитель какого-либо социального целого. Индивидуальность – это неповторимость человека, которая может быть как врождённой, так и приобретённой. Личность же выражает себя в продуктивной деятельности, через которую воплощаются её творческие возможности, умения, навыки. Личности присущи следующие качества: разумность, ответственность, воля, свобода, личное достоинство и совесть. Личность имеет сложную структуру, в которую принято включать потребности, интересы, цели, идеалы, черты характера и т. д. Особое значение приобретает система ценностей, ведь именно их совокупность и является культурой, поэтому духовное измерение личности неразрывно связано с ней. 2. По характеру в структуре культуры выделяются две области: специализированная и обыденная культура (за основу взята модель Э. А. Орловой[13]). В рамках каждой из них представлены три блока: организационный, познавательный и трансляционный (табл. 1). Таблица 1 Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |