|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Образование и научные знанияКульт образования, грамотности, писаного слова вообще – одна из примечательнейших черт традиционной китайской цивилизации. Он был составной частью культуроцентристской идеологии китайской империи, придававшей исключительно важное значение феномену символизма в человеческой практике. Не случайно, чем увереннее чувствовали себя на троне китайские императоры, тем охотнее они оказывали покровительство академической учёности. Все это благоприятно отразилось на развитии научных знаний как в естественнонаучной, так и в гуманитарной сферах. Составленный во II в. до н.э. трактат «Математика в девяти книгах» содержит компендиум (сумму знаний и достижений) математических знаний, накопленных предшествующими поколениями учёных. В этом трактате зафиксированы правила действий с дробями, пропорцией и прогрессией, применение подобия прямоугольных треугольников, решение системы линейных уравнений. «Математика в девяти книгах» была своего рода руководством для землемеров, астрономов и чиновников. С развитием математики тесным образом связаны достижения китайцев в области астрономии и календаря. Еще в доимперскую эпоху древние китайцы научились совмещать в своём календаре солнечные и лунные ритмы, вычислять пути движения небесных светил, предсказывать лунные затмения. Измерение времени в Древнем Китае производилось с помощью водяных часов. Достижения китайских астрономов позволили учёному Чжан Хэну создать в 124 г. бронзовую модель небесных сфер, приводившуюся в движение водой. Тот же Чжан Хэн сконструировал сейсмограф, который имел вид вазы, с восемью драконами, указывавшими восемь сторон света. Археологические находки последних лет предоставили свидетельства высокого уровня развития картографии в древнекитайской империи. Также большого развития достигли филологические и политологические знания. В III–II вв. до н.э. среди высших чиновников существовали бо ши, т.е. «знатоки» разных политических учений, имевшие своих учеников. Бо ши преподавали пять канонов конфуцианской традиции. Для этой цели в 124 г. до н.э. была учреждена Столичная школа (Тай сюэ). Учащихся школы, выдержавших выпускные экзамены, назначали на невысокие должности в администрации (любопытно, что на экзаменах учащиеся сами выбирали экзаменационный билет, т.е. табличку с начертанной на ней темой экзаменационного сочинения, стреляя по этим билетам из лука). Так было положено начало официальной системе образования в Древнем Китае. Деятельность толкователей Конфуция дала толчок к развитию самых разных отраслей филологического знания – от палеографии до фонетики. В начале I в. ученый Ян Сюн составил диалектологический словарь «Фанъянь», в котором не только толковались значения диалектных слов, но и описывались районы распространения тогдашних диалектов. Одновременно придворный архивист Лю Синь подготовил первую в Китае библиографию, в которой все сочинения, имевшиеся в дворцовом книгохранилище, классифицировались по семи разделам. В начале II века появляется толковый словарь «Шовэнь цзедзы». Его автор, филолог Сюй Шень, поместил в нём толкование почти на 10000 иероглифов. Весьма значительное развитие получила в Древнем Китае медицина, которая являла собой пример соединения теории и практики. Традиционная китайская физиология основывалась на представлении о человеке как микрокосме, являвшим собой динамическое равновесие космических сил и ритмов: начал инь и ян, пяти стихий, ассоциировавшихся с пятью внутренними органами, пятью органами чувств и различных видов единой жизненной энергии – ци. Лечение болезней заключалась, таким образом, в восстановлении жизненной целостности организма. С IV–III-вв. до н.э. древнекитайские врачи стали применять метод иглоукалывания – акупунктуру, ставшим потом визитной карточкой китайской медицины. Китайские врачи применяли большое число лекарств, изготовленных из трав и минералов, причем уже в то время лекарства включали в себя до десятка и более ингредиентов, а их употребление весьма строго дозировалось. В Древнем Китае развивалась и хирургия, вплоть до таких операций, как трепанация черепа. Важное место в медицине Китая занимало и химическое воздействие на организм. Древние китайские алхимики, пытавшиеся получить эликсир бессмертия путём трансмутации ряда веществ, разработали рецепты сотен минеральных снадобий, самые различные компоненты – от золота и яшмы до купороса и марганца. Эпоха древних империй в Китае отмечена целым рядом важнейших технических открытий и усовершенствований. Помимо бумаги сюда можно отнести, ставшую традиционной, технологию изготовления туши из сажи, получаемой от сжигания сосны. В ханьское время был изобретен компас, который имел вид ложки, покоившейся на металлической пластине и указывавшей ручкой на юг (отчего компас в китайском языке зовется «указателем юга»). Тогда же в Китае стали известны зубчатое колесо и водяная мельница, был достигнут значительный прогресс в технике земледелия, ткачества, литья металлов. Литература и искусство Древнего Китая Положение и роль изящной словесности в древнекитайской империи определялись уже известными нам особенностями культуроцентристской идеологии Китая. Письмо расценивалось прежде всего как образ бытия и, следовательно, власти, хранящей в себе магическое «веяние» силы жизни. Таким образом, письменная традиция Китая соединяла в себе сообщительность и самодостаточность вещей, этическое и эстетическое. Неслучайно магические свойства письма связывались в древнем Китае, главным образом, со стилизованными формами письменности – каллиграфическими надписями, криптограммами. Будучи во всех своих проявлениях знаком власти, литература в древнем Китае так или иначе выражала различные аспекты отношения к политической действительности образованных людей – наследников и хранителей символического языка и культуры. Всякое литературное творчество было публичным актом – выражением претензий на власть и, следовательно, соперничеством за авторитет. При этом оно носило преимущественно лирический и сатирический характер, поскольку в китайской культуре иносказательному, аллегорическому измерению словесности придавалось исключительное значение. Образцы древнейших стихотворных произведений древнего Китая дошли до нас в надписях на бронзовых сосудах XI–IV вв. до н.э. Рифмованные тексты этого времени обнаруживают известное сходство с песнями, вошедшими в «Ши цзин». «Ши цзин» – подлинная сокровищница древнекитайской поэзии. Этот памятник включает триста пять поэтических произведений, сгруппированных по четырём разделам («Нравы царств», «Малые оды», «Великие оды» и «Гимны»). Лирические народные песни, вошедшие в первый раздел «Ши цзина» поражают своей искренностью и задушевностью. Произведения, включённые во второй и третий раздел – это в большинстве своем авторские стихотворения, основные темы которых служение правителю, военные походы, пиры и жертвоприношения. В четвёртом разделе собраны образцы торжественных храмовых песнопений в честь предков и правителей прошлого. Традиции «Ши цзина» были унаследованы авторами поэтических произведений IV в. до н.э., дошедших до нашего времени в виде текстов на каменных тумбах, по форме напоминающих барабаны, отчего и надписи получили наименование «произведений на каменных барабанах». При дворе китайского императора была учреждена Музыкальная палата (Юэ Фу), где собирались и обрабатывались народные мелодии и песни. Деятельность Музыкальной палаты заложила основы новой традиции лирической поэзии. У истоков же классической китайской лирики находится анонимный цикл «Девятнадцать древних стихотворений». Стихи этого цикла написаны классическим для китайской поэзии пятистопным размером с цензурой после второго слога. Наследие «Девятнадцати древних стихов» определило облик лирической поэзии древнего Китая. Древнекитайская поэзия неотделима от музыки. Музыка, поэзия, танец – в синкретическом единстве этих трёх явлений культуры конфуцианцы видели выражение подлинных взаимоотношений между людьми. «Слова могут обманывать, люди могут притворяться, только музыка неспособна лгать», – так определялась древними китайцами этико-социальная функция музыки. Древнекитайские музыкальные инструменты делились на три основные группы: струнные, духовые и ударные. Этот набор музыкальных инструментов продолжал существовать вплоть до начала нашей эры, когда в Китае распространяются совершенно новые инструменты, в основном из Средней Азии – лютня, арфа и т.д. Рядом особенностей обладала и китайская архитектура. Основу конструкции древнекитайского здания составляли не стены, а столбы каркаса, принимавшие на себя главную тяжесть крыши. Без столбов и соединяющих их балок здания вообще быть не может. Здание возводилось на стилобате – приподнятой платформе, отсюда типичные для древнекитайского языка выражения «подняться во дворец», «спуститься из дворца». Стены обычно сооружались из утрамбованной глины (кирпич стал применяться в строительстве со II–I вв. до н.э.). Крыша покрывалась черепицей, а по фасаду закреплялись концевые декоративные черепичные диски, в ханьское время (рубеж эр) украшавшиеся иероглифическими надписями с пожеланиями счастья, благополучия и богатства. Дворцовые помещения и дома богатых горожан были двухэтажными. Из изобразительного искусства до нашего времени сохранились многочисленные фрески и барельефы, элементы портретной живописи. Народы ранних цивилизаций древности создали богатую культуру, которая оказала большое влияние на развитие мировой культуры. Здесь были разработаны почти все виды письменности, в том числе и алфавитная система письма (у финикийцев, арабов, арамеев), затем заимствованная греками, римлянами и многими другими народами мира. Художники и мыслители древнейших цивилизаций создали оригинальное искусство, замечательную архитектуру, литературу, включающую различные жанры. Гениальные «Эпос о Гильгамеше», «Рассказ Синнухета», религиозно-экспрессивные книги древнееврейских пророков, священная книга Древнего Ирана и Средней Азии «Авеста», замечательные эпические поэмы древних индусов «Махабхарата» и «Рамаяна», гигантские пирамиды, древневавилонские зиккураты, успехи древнеегипетских жрецов в области медицины, вавилонян в астрономии и разработке права, индийские религиозно-философские системы, конфуцианство и даосизм в Китае – вот лишь некоторые достижения, вошедшие в сокровищницу мировой культуры. Именно на Древнем Востоке были сделаны крупные открытия и изобретения, впитавшиеся затем последующими цивилизациями: обработка железа и получение стали, стеклоделие, приручение лошади, верблюда, многих домашних животных, изобретение колеса, удобного писчего материала – папируса, кожи и прообраза современной бумаги, пороха, компаса, составление прототипов географических карт, монументальное строительство с использованием арочных перекрытий и колонн. Математики древнейших цивилизаций решали квадратные уравнения, употребляли отрицательные и иррациональные цифры, дроби, решали задачи по определению объема усеченной пирамиды и площади поверхности полушария, были открыты эклиптика, явление прецессии (предварение равноденствия), предсказывали затмения и многое другое. Все это имело фундаментальное значение для развития мировой культуры.
Вопросы для самоконтроля 1. Назовите основные черты, отличающие китайскую цивилизацию от индийской. 2. Укажите три сходства и четыре отличия между конфуцианством и даосизмом. 3. Какой социальный слой был главным транслятором ценностей в китайской культуре и почему? 4. Какие культурные элементы, возникшие в Китае, активно используются в наши дни? 5. Какие, на ваш взгляд, аспекты культуры Китая, где традиционно имелась перенаселённость, тем не менее, не позволяли возникать идее внешней экспансии?
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |