|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Древнеегипетская религияКак уже было сказано, существование египетской цивилизации датируется примерно XXX-X вв. до н.э. Обычно разделяют периоды Раннее Древнее царство, Среднее царство (3800-3000 до н.э.), Древнее (XXVIII - середина XXIII до н.э.), (XXI-XVII) - Среднее, (XVI-XI) Новое царство. С изменением государства происходит и некоторое изменение в культуре. Главная особенность египетской религии - зооморфизм - наличие богов-животных или полуживотных полулюдей. В Египте на всём протяжении его истории сохранились многие первобытные представления. Небо представлялось женщиной (Нут), Земля (Геб) и Воздух (Шу) - мужскими богами. Языческий пантеон условно можно разделить на низших богов и высших. К низшим можно отнести богов только животного происхождения, которым поклонялись в самых разных местах (в каждом - своим): крокодилы, гиппопотамы, кошки, ласточки, змеи, гуси, быки, бараны и т.д. Впоследствии, культы низших богов входили в состав культов богов высшего уровня. Верховные боги чаще всего изображались в виде людей с головами животных и птиц, или наоборот. Наиболее известные божества Египта следующие: Тот - с головой Ибиса покровитель письменности и колдовства; Маат - богиня истины (страусовые перья и крылья); Гор (Хор) - покровитель фараонов, бог победы (с головой сокола); Хатхор - богиня любви, радости и красоты - богиня матерей и покровительница мертвых (с головой коровы или с рогами); Мин - бог плодородия (символ - бык и фаллос); Птах - бог покровитель столицы Мемфиса (символ - священный бык); Сохнет - богиня материнства и разрушительной силы солнца (с головой львицы); Анубис - бог мертвых и бальзамирования (с головой шакала); Сет - бог пустынь, бурь, непогоды (с головой осла или свиньи). Особое место занимал символ культ навозного жука - скарабея, толкающего перед собой солнечный диск. Хнум - бог глины, создатель людей, покровитель гончаров (с головой барана); Себек - бог воды (с головой крокодила); Баcт - богиня-мать и олицетворения лучезарной эне (с головой кошки); Тауэрт - богиня покровительница беременных женщин и новорожденных детей (с головой бегемота). Тем не менее, можно выделить божество, которому поклонялись в разных местах под разными именами. Это был культ Солнца, выросший из культа Жука-Скарабея. Имён было много: Ра, Атум, Хепри, Хор. Постепенно многие солнечные божества сливались и их пытались классифицировать - например: Хепри - утреннее солнце, Ра - дневное, Атум - вечернее. Впоследствии культ Ра-Атума сделался государственным, носящим царский смысл. Если какой-то бог в течение времени получал общеегипетское значение, то его немедленно объединяли с главным солнечным божеством (Ра-Атум, Себек-Ра и т.д.) Египетские верования менялись с изменением политической ситуации. В эпоху Среднего царства появляется культ нового бога - Амона. Он был связан с культом бога Мина и считался покровителем новой столицы - Фив. Амон прочно сливается с культом Ра и в виде Амон-Ра становится олицетворением царского культа и даже включает в себя элементы бога-творца. Культ Амона - Ра напрямую связан с обожествлением царской власти. Впоследствии, в связи с этим культом возникает первое антропоморфное божество – Осирис. Осирис - бог растительности, земледелия, загробного мира. Впоследствии Осирис вводится в пантеон как бог равноправный Ра и являющийся сыном Нут и Геба. Осирис - это первый человек и, вместе с тем, - это первый умерший. Таким образом, была сделана попытка объяснить смерть. Впоследствии Осирис и Ра слились в единое целое. Приведённый список богов далеко не полон. В Египте было более 2000 божеств. Здесь выделены наиболее значительные. Уникальность египетской религии в том, что из всех языческих религий у них наиболее разработанная система загробного мира. Причём посмертное существование было более важным, чем земное, хотя, внешне оно фактически ничем от земного не отличалось. Представления о загробном мире были самые разные, даже часто взаимоисключающие друг друга. Считалось, что человек обладает двумя душами. Первая - Ка - двойник человека – обитала в гробнице, вторая Ба - птица с головой человека, должна была при совершении обрядов соединиться с Ка и телом, чтобы человек ожил. Отсюда следует, что необходимо сохранить тело (искусство мумифицирования) и выстроить прочную гробницу. При произнесении особого заклинания человек оживал в ином мире. Огромную роль играло имя - его уничтожение могло принести много вреда умершему. Имя нужно было хранить. В Новом царстве формируется идея загробного суда, который понимался магически и механически. Состояние после смерти считали продолжением земного существования, причём настолько буквально, что имелись заклинания, для отвращения смерти в загробном мире, уже умершего на земле. Человек желал после смерти сохранить возможность бывать и находиться среди людей. Как уже говорилось, полная структура человека состояла из тела (Хет), «души проявления» (Ба), тени (Хастбет), имени (Рен), привидения (Ах), невидимого двойника (Ка). Души были тождественны с человеком или заключены в нем, с другой стороны те же души были существами, находившимися вне его. Сделать что-нибудь двойнику значило сделать это человеку. Души представлялись такими же материальными, как сами люди. Так у двойника была плоть из мяса, он ел и мылся, «проявление» и «привидение» могли быть съедены и т.д. Особенность душ заключалась в их невидимости: одна «тень» была видима и «имя» слышимо. Всё видимое и невидимое представлялось целиком материальным. Духовная жизнь человека, равно как и потусторонних существ, понималось как деятельность плотского нутра, в первую очередь сердца. Египетская религия не видела существенной разницы между богами и людьми. Полагали, что они тоже, когда то жили в мире имели плоть и материальные души, ели, пили, умащались, одевались и затем отошли к своим «двойникам». Таким образом, на небо отходит привидение, а тело остаётся в земле. Но оживать и вести свою жизнь с помощью душ должен сам покойный, т.е. труп. Всё вышесказанное напрямую связано с развитием искусства бальзамирования и мумификации. Всю сложнейшую структуру деятельности человека в загробном мире передаёт египетская «Книга мертвых». В ней указывается также способность метаморфоз (изменение – оборотничество), т.е. умерший, обладающий знаниями, имел власть и силу превращаться в различные существа - золотого ястреба, священного барана, крокодила и т.д. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.) |