|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Религиозные верования Древней МесопотамииКультура в древних цивилизациях Междуречья была предельно религиозной. Наиболее развернутые религиозные представления возникают в древних шумерских городах Уре, Уруке, Лагаше и позднее в крупнейшем городе Древнего Востока - Вавилоне. В Месопотамии не было централизованного государства, как в Египте, и поэтому трудно говорить о шумерской религии как о строгой системе. Можно выделить две главные особенности месопотамских религиозных верований: антропоморфность богов и крайняя магическая сторона религиозного культа. В Шумере насчитывали несколько сотен различных богов и богинь. У каждого крупного города был свой бог и покровитель, защищавший интересы его жителей. Существовали божества, связанные с самыми разными сторонами жизни и смерти. Можно выделить следующие основные группы богов: Ан - бог неба; Энни - владыка земли, бог пресных вод, божество мирового океана, на котором плавает Земля (Ки). Отсюда Ан-Ки – Вселенная; Энлиль - "Владыка Дуновений", божество воздуха и наземных сил; Нинхурсаг - великая богиня-мать, жена Энлиля; Наина (Син ) - сын Энлиля - бог Луны; Уту (Шамаш) - бог Солнца - сын Нанны; Инанна (Иштар) - богиня любви и покровительница войн. Помимо названных почитались многочисленные богини-матери. Также большое значение имели местные боги - покровители каждой общины, обычно каждый со своей супругой и с сыном, с множеством приближенных. Бесчисленны были мелкие добрые и злые божества, связанные с зерном и скотом, с домашним очагом и хлебным амбаром, с болезнями и напастями. Они, по большей части, были разные в каждой из общин. Храмы строились не всем богам, а лишь главнейшим, преимущественно же богу или богине - покровителям данной общины. Сам храм состоял из трёх частей: центральной, в виде длинного двора, в глубине которого помещалось изображение божества, и симметричных боковых приделов по обеим сторонам двора. На одном конце двора располагался алтарь, на другом - стол для жертвоприношений. Вавилонские религиозные верования складывались в условиях мо-нархической государственности, поэтому боги вавилонян имели всеобщий политический оттенок. В вавилонскую религию проецировались боги шумеро-аккадского пантеона: триада Ан (Ану), Энлиль (Эллиль), Энки (Эйя). Но постепенно на первое место выходит культ бога Вела (господина), который затем переходит в общевавилонский культ бога весны Мардука. Впоследствии Мардук либо сливается с культом Энлиля, либо вообще оттесняет эту триаду на второй план. Позже произошла их дальнейшая структуризация, которая в конечном счете делилась на две родовые группы: 1) небесные божества - Мардук, Триада и двенадцать великих богов, определяющих судьбу всего на свете; 2) божества Земли и преисподней. Последнюю представлял бог смерти Нергаль и его супруга Эрешкигаль. Им подчинялись семь ануннаков-стражников, Ирра - бог чумы и целый ряд злобных демонов. Впоследствии богини трансформировались в жен богов и только богиня Иштар сохранила самостоятельность значения и культа. Одна из характерных черт религии Месопотамии - сохранение и развитие крайних форм магии. Считалось, что магическими средствами можно спасти человека от вселившихся в него бесов, болезней и несчастий. Имелось до пятидесяти сборников различных заклинаний, ритуалов и магических формул. Важное место в религии Месопотамии занимали предсказания, сновидения, гадания как средства, способные предотвратить неудачу, болезнь, несчастье. Гадали по крику и полету птицы, по внутренностям животных, по взаимному расположению звезд и планет. Из религиозных праздников важнейшим являлся праздник бога Мардука (март-апрель), который длился 12 дней. Он характеризовался жертвоприношениями, гаданиями, предсказаниями. Праздник завершался в Зиккурате - ступенчатом храме, священным браком царя и жрицы, символизирующим брак Мардука с его супругой Царпанит. Итак, религия Месопотамии имела типично языческий, политеистический оттенок со следующими особенностями: 1) Антропоморфизм. 2) Подчинение женских божеств мужским. 3) Преемственность в божественной структуре. 4) Объединение богов под властью одного бога. 5) Магическая сторона культа. 6) Астральный характер пантеона (соотношение богов со звездами). 7) Наличие развёрнутой мифологии и появление героев (полубогов-полулюдей). 1.4Письменность и литература В конце IV - начале III тыс. до н.э. в Южной Месопотамии возникла древнейшая письменность. Это было рисуночное (пиктографическое) письмо, с помощью которого писались хозяйственные документы. Тексты наносились на глиняные таблички концом заостренного грифеля из тростника. Писали шумеры с помощью знаков, являвшихся рисуночными изображениями тех или иных предметов. Каждый рисунок имел значение целого слова или понятия. Например, если надо было зафиксировать, что на склад сдано 10 рыб, писец ставил 10 вертикальных черточек и добавлял к ним рисунок с изображением рыбы. Рисуночным письмом можно было передать лишь простейшие тексты. Развитие хозяйства требовало усовершенствования письма и, со временем, шумеры научились передавать грамматические показатели, изображавшиеся с помощью знаков в их слоговом написании. Постепенно при беглом письме на глине, знаки теряли первоначальный характер изображений отдельных предметов и стали им напоминать различные комбинации клиньев. К середине III тыс. до н.э. шумерское письмо окончательно превратилось в клинопись, которую затем заимствовали аккадцы. Древнейшие шумеро-аккадские тексты относятся к XXV в. до н.э. Шумеро-аккадская клинопись насчитывает свыше 600 знаков, из которых каждый имеет несколько значений. Почти все народы Передней Азии заимствовали шумерскую систему клинописи, приспособив её к особенностям своего языка. Подавляющее число клинописных документов написано на табличках из глины, тщательно обжигавшихся или высушивавшихся после нанесения текста. Просуществовала клинопись более 3000 лет. Самые поздние клинописные тексты Месопотамии датируются последними веками до нашей эры. Древняя месопотамская литература прошла длительный путь развития почти в 2000 лет. В нем можно выделить несколько этапов: 1 этап - начало III тыс. до н.э., когда появляются первые литературные тексты на шумерском языке, представляющие собой списки богов, отдельные мифы, записи гимнов и произведений фольклора; 2 этап- конец III - начало II тыс. до н.э., характеризуется расцветом шумерской литературы, в формировании главных его жанров, созданием основной массы произведений на шумерском языке: циклов мифов, эпических произведений, представленных поэмами о божествах (Инанне, Думузе) и легендарных правителях (Энмеркаре, Лугальбанде и Гильгамеше), лирики, гимнов в честь богов и царей, молитв, элегий, ритуальных песен, плачей, сочинений дидактического жанра - поучений, особенно школьных, пословиц и поговорок; 3 этап - вторая половина II тыс. до н.э. Это время создания основной массы произведений на аккадском языке: поэм, в том числе знаменитой поэмы о сотворении мира "Когда вверху... ", поэма о нисхождении Иштар в преисподнюю, мифических произведений; 4 этап - заключительный в развитии месопотамской литературы. Это период копирования шумерских и аккадских литературных произведений, создания исторической литературы (ассирийских и вавилонских царских надписей и летописей), появления в Ассирии и Вавилоне публицистических произведений с определенной (антиассирийской, антивавилонской) направленностью. Богатая литература Древней Месопотамии оказала заметное влияние на литературу других народов Востока (хеттов, евреев, арамеев, сирийцев, арабов) и античного мира. Её сюжетные образы порою звучат и в современной литературе.
Вопросы для самоконтроля
6. Почему первая в мире письменная система законов возникла в ареале культуры Древней Месопотамии? 7Какие культурные элементы, возникшие в культуре Древней Месопотамии, активно используются в наши дни? 8. В силу каких причин учёные имеют более высокую степень информации об этой культуре по сравнению с культурами других древних цивилизаций. 9 Укажите основные качественные отличия религии Месопотамии от религии Древнего Египта. 10.Поясните, каким образом название данной цивилизации родит её с другими цивилизациями древности Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.) |