АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Внешних объёмов зданий

Читайте также:
  1. IV. Научное редактирование книг, периодических и серийных изданий
  2. Анализ внешних факторов: привлекательность среды
  3. Анализ объёмов производства и реализации продукции
  4. Аренда зданий и сооружений
  5. АРХ 18. Приведите основные качественные характеристики промышленных зданий павильонного типа. Сопоставьте здания павильонного типа со зданиями сплошной застройки.
  6. АРХ 8. Приведите основные предпосылки для строительства многоэтажных промышленных зданий. Конструктивные схемы зданий
  7. Архитектоника зданий и сооружений, выполненных в деревянных конструкциях. Арх.формы, выполненные в дереве.
  8. Архитектоника зданий, выполненных в кирпиче, пластика кирпичных архитектурных форм.
  9. Архитектурно-композиционные решения жилых зданий
  10. АРХИТЕКТУРНЫЕ КОНСТРУКЦИИ ПРОМЫШЛЕННЫХ ЗДАНИЙ
  11. Балконы, лоджии и другие элементы объемно-блочных зданий.
  12. Безопасность зданий и их поведение в чрезвычайных ситуациях

 

Композиции внешних объёмов зданий делятся на три группы:

1) простые, состоящие из одного объёма;

2) сложные, состоящие из двух и более объёмов, непосредственно примыкающих друг к другу или связанных соединительными элементами;

3) комплексные, состоящие из нескольких отдельных зданий, связанных в единый архитектурный комплекс.

Существует целый ряд приёмов построения композиций внешних объёмов зданий (рис. 6.1).

 

Рис. 6.1. Некоторые виды внешних объёмов зданий: а – центрическая композиция (крытый рынок); б – глубинно-пространственная композиция (кинотеатр); в – свободная композиция

Основные приёмы построения композиций внешних объёмов зданий:

· центрическая или объёмная композиция, при которой имеется центральный объем, около которого группируются соподчинённые объёмы. Такую композицию применяют для отдельно стоящих зданий, обозреваемых со всех точек зрения (театры, цирки, крытые рынки и др.);

· фронтальная композиция, при которой объем развит в одном направлении. Такая композиция характерна для фасадов зданий, она рассчитана на обозрение с одной стороны и применяется для зданий, расположенных вдоль улиц (например, жилые дома);

· глубинно-пространственная композиция, при которой объем здания развит в направлении, перпендикулярном к фронту здания – главному фасаду (кинотеатры, выставочные павильоны);

· свободная композиция, при которой различные по размерам и форме объёмы сочетаются между собой, обеспечивая наиболее удобную функциональную связь между зданиями и их помещениями (рис. 6.1).

 

6.3. Средства выразительности объёмно - пространственной композиции

 

Выразительность объёмно-пространственной композиции достигается с помощью следующих композиционных средств – симметрии и асимметрии, ритма, пропорций, масштаба, масштабности, тектоники, а также цвета, фактуры и т. д.

Симметрией называется строго закономерное расположение одинаковых элементов, архитектурных форм и объёмов относительно оси или плоскости, проходящих через геометрический центр композиции (рис. 6.2). Так, например, расположение архитектурно-конструктивных элементов (окон, дверей, простенков) в здании должно быть определено по отношению к оси с соблюдением правил симметрии.

 

 

 

 

 

 

Рис. 6.2. Примеры симметричных композиций: а – вилла Ротонда, построенная в 1551–1567 гг. Андреа Палладио на вершине холма в Виченце (Италия) – это первая светская постройка эпохи Возрождения; б – здание биржи в Санкт-Петербурге; в – здание библиотеки в Москве

 

При асимметричной композиции её отдельные элементы располагаются так, что оси симметрии полностью или частично отсутствуют (рис. 6.3).

Рис.6.3. Ассиметричная композиция. План и перспектива.

 

Ритмом в архитектуре называется закономерное чередование одинаковых архитектурных форм и членений или интервалов между ними. Ритм в композиции может применяться по горизонтали и вертикали. Пример ритма – размещение окон и простенков в гражданском здании, одинаково повторяющихся по горизонтали и вертикали.

Пропорциями в архитектуре называют соотношение геометрических размеров (длины, ширины и высоты) элементов и членений архитектурных форм между собой и с целым. Размеры помещений, оконных и дверных проёмов, форма и габариты объёмов здания определяют на основе функциональных требований, но их архитектурно-художественное воплощение осуществляется путём установления таких соотношений, которые создавали бы впечатление о здании как о произведении архитектуры.

Среди систем пропорциональных отношений в архитектуре используются целочисленные пропорции, пропорциональная система «золотое сечение» и геометрическое подобие. Целочисленные пропорции бывают контрастными (1:2, 1:3, 2:3, 2:5, 3:5 и т. д.) и нюансными (10:11, 11:12, 12:13 и т. д.). В практике за единицу целочисленных пропорций принимается отрезок, соразмерный с величиной какого-либо повторяющегося в здании строительного элемента или детали, и называемый пропорциональным модулем. В настоящее время этот модуль чаще всего совпадает с величиной строительного модуля.

Пропорциональная система «золотое сечение» основано на геометрическом построении, в котором целое делится на две части, из которых меньшая так относится к большей, как большая часть – к целому (рис.6.4). Если за целое принять 1, то большая часть равна 0,618, а меньшая – 0,382; т. е. 0,382: 0,618 = 0,618: 1.

 

Рис. 6.4. Графическое построение пропорциональной системы «золотое сечение»

 

Особенность этого соотношения заключается в том, что если за целое принять полученную большую часть (0,618), то при делении её по тому же принципу, большая часть нового деления будет равна меньшей части прежнего деления (0,382), т. е. в результате можно получить бесконечный пропорциональный ряд в обе стороны от 1, а именно: 4,236; 2,618; 1,618; 1,0; 0,618; 0,382; 0,236; 0,146;

В этом ряду сумма двух смежных членов равна предыдущему, а разность – последующему. Каждый последующий член ряда может быть получен умножением предыдущего на число 0,618, называемое модулем «золотого сечения». Сочетание членов ряда «золотого сечения» даёт самые благоприятные для глаза пропорции и широко применяются в построении архитектурных композиций.

Метод геометрического подобия основан на применении пропорционально подобных геометрических фигур, в частности прямоугольников. Признаком подобия прямоугольников является параллельное или перпендикулярное расположение их диагоналей, что обеспечивает подобие прямоугольных членений элементов и деталей (рис. 6.5).

Рис. 6.5. Подобие прямоугольников на основе параллель-ности или перпенди-кулярности диагоналей

 

 

Масштабность в архитектуре – это соотношение воспринимаемой человеком величины композиции и её элементов с размерами самого человека и с размерами привычных для человека элементов (окон, дверей и т. п.), а также соотношение восприятия размеров элементов и здания в целом с окружающей средой (рис. 6.6 а, б).

 

Рис. 6.6. Масштабность в архитек-туре: а – многоэтажное здание (в центре между двумя более высоки-ми); б – то же между более низкими

 

Масштаб в архитектуре характеризует степень расчленённости композиции, крупность её форм как по отношению к самому зданию, так и к окружающей застройке. Большое по величине здание, расчленённое на мелкие элементы, воспринимается как более мелкомасштабное по сравнению с небольшим зданием, расчленённым на крупные элементы (рис. 6.7 в, г).

Рис. 6.7. Масштаб в архитектуре: в – малоэтажное здание с крупными членениями между многоэтажными зданиями с мелкими членениями; г – многоэтажное здание с мелкими членениями между малоэтажными зданиями с более крупными членениями

 

Тектоника в архитектуре – это средство выявления и воплощения в архитектурных формах характера конструктивно-пространственной системы сооружения, взаимодействия основных конструктивных элементов системы между собой, т. е. тектоника – это конструктивное строение архитектурного сооружения, выявленное и использованное в художественных целях.

Тектоника – одно из наиболее сложных в архитектуре средств выразительности и организации формы. Любой архитектурный замысел выполняется с помощью технических средств, т. е. каждое здание и сооружение становится материальной действительностью только в конструкциях. Пластически разработанная конструктивная система, воплотившаяся в архитектурные формы, называется тектонической системой. Тектоника раскрывает единство конструкции и архитектурно-художественной формы, отражает в ней работу конструкции и материала на сжатие, растяжение, изгиб и осязаемо выявляет прочность, устойчивость и равновесие конструкции и сооружения в целом. Знание тектоники особенно важно для инженеров-строителей, разрабатывающих конструкции зданий.

Здания и сооружения в зависимости от их конструктивных решений, выявленных во внешнем облике, могут восприниматься человеком тяжеловесными, массивными или, наоборот, лёгкими, воздушными и, соответственно, вызывать у человека ощущение тяжести или лёгкости (рис. 6.8 и рис. 6.9).

 

 

Рис. 6.8. Тектоника. Греческий дорический ордер. Зрительное выявление сущности работы стоечно-балочной системы

 

 

Рис. 6.9. Тектоника. Динамичная форма конструктивного решения аэровокзала

 

Кроме настоящей тектоники зданий и сооружений используют декоративную тектонику, позволяющую тяжеловесные конструктивные решения зрительно воспринимать как более лёгкие. Так, например, арочно-стеновые (Колизей в Риме) и стеновые [Палаццо Ручеллаи (итал. Palazzo Rucellai) – дворец эпохи Возрождения во Флоренции, спроектированный Леоном Баттистой Альберти между 1446 и 1451 гг. во Флоренции] системы кажутся менее тяжеловесными при оформлении их под стоечно-балочную ордерную систему (рис. 6.10).

 

 

Рис. 6.10. Примеры декоративной тектоники: а – Колизей в Риме; б – палаццо Ручеллаи во Флоренции


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.)