|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
РУССКАЯ АРХИТЕКТУРА
АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕЙ РУСИ (10-нач.13 вв.)
До конца 10 в. на Руси не было монументального каменного строительства. Принятое в 10 в. христианство способствовало интенсивному строительству культовых сооружений. Каменное зодчество Руси испытывало влияние Византии, являвшейся в то время центром европейской культуры. Однако проявлялись и самобытные черты, идущие от деревянного народного зодчества, которое отличали строгая простота, масштабность, связь с природой. Господствующим типом культового сооружения на Руси стал крестово-купольный храм. В начале 11 в. строятся крупнейшие храмы: соборы св. Софии в Киеве и Новгороде. Собор св. Софии в Киеве (1037) был главным храмом русского православия, но и центром государственной деятельности. Это пятинефный крестово-купольный храм с 5-ю апсидами, окруженный с 3-ех сторон галереями. Вокруг главного купола расположены менее высокие главы - всего 13 глав. Пирамидальная композиция здания как бы нарастает к центру и увенчивается главным куполом, образуя величественный силуэт. Параболические очертания куполов впоследствии приобрели характерную для северной русской архитектуры шлемовидную форму. Собор св. Софии в Новгороде (1052) тоже представляет собой пятинефный крестово-купольный храм с главным куполом и 4-мя малыми главами, открытыми галереями. Поверхности стен расчленены сильно выступающими лопатками. Внутри храма вместо дорогой мозаики (Киев) использована фресковая роспись. Архитектурные формы новгородской Софии монолитнее, статичнее, лаконичнее и строже, чем расчлененные динамичные массы Софии киевской. К концу 12 в. на Руси существовали отдельные архитектурные школы (в удельных княжествах, на которые была раздроблена Русь) - Киевская, Новгородская, Псковская и Владимиро-Суздальская. Строились небольшие трехнефные крестово-купольные церкви лишь с четырьмя столбами внутри, несущими единственный купол на барабане. Новгород. Для храмов характерна простота облика и цельность композиции. Яркий пример Новгородской архитектуры - небольшая церковь Спаса на Нередице (1198), венчающая невысокий холм. Постройка кубического типа, внутренние членения (центральный неф больше боковых) отвечает трехчастному делению фасадов. Не отличается красотой пропорций. Неровность плоскостей, скошенность углов придают постройке особую пластичность, отличающих новгородское и псковское зодчество от памятников владимиро-суздальской архитектуры. Псков. Архитектура близка к Новгородской. Отличие состоялось в том, что главные объемы церквей обстраивались приделами, крыльцами, часто ставились на высокие подклеты, где располагались подсобные помещения. Имелись пристройки, надстройки (аркатурные звоницы). Благодаря всему этому создавался распластанный силуэт, более живописный. Владимир. В 12 в. стал политическим центром Руси. В отличие от строгой простоты Новгорода и Пскова владимирские храмы носили парадный характер. Для фасадов характерны пилястры, переходящие в закругления закомар, перспективные порталы входов, аркатурные пояса, резьба по камню. Главный храм Владимира - Успенский собор (1160). Расположен на высоком берегу реки и доминирует в окружающем ландшафте. Самый выразительный памятник Владимирской архитектуры - церковь Покрова на Нерли (1165) - исключительно изящная и проникнутая тонким лиризмом постройка, стоящая на самом берегу реки, гармонично вписалась в окружающий ландшафт, ее композиция отличается особой соразмерностью своих частей.
АРХИТЕКТУРА МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВА к.15-17 вв.
Объединение русских земель, завершившееся к концу 15 в. после освобождения от монголо-татарского ига, способствовало новому подъему в развитии русской архитектуры. Зодчество ранней Москвы унаследовало владимиро-суздальские традиции. Здесь строится новый кремль - мощный комплекс крепостных сооружений, дворцов и храмов во главе с Успенским собором (1479, Фиорованти) – крестово-купольный трехнефный шестистолпный храм (по образцу Владимирского Успенского собора). Пространство разделено на 12 квадратных ячеек, перекрытых крестовыми сводами и пятью куполами. Применение колонн небольшого диаметра способствовало созданию просторного интерьера. На фасаде сильно вынесены пилястры, переходящие в закругления закомар. Стена уже не является основной несущей конструкцией, что позволило устроить большое количество окон. Одна из характерных особенностей московского зодчества 16 в. - шатровые сооружения, происходящие от конструкций деревянных церквей русского севера. Церковь в Коломенском под Москвой (1530). Кирпичное с белокаменными деталями здание стоит на подклете (нижний этаж) и окружено арочной галереей. Ярко выражен динамичный взлет объема, чему способствует изменение рельефа пластики: самой глубокой внизу и более плоской вверху. Используются классические ордерные пилястры. Собор Василия Блаженного или Покровский (1560) на Красной площади. Композиция состоит из центрального шатрового объема, объединяющего 4 больших и 4 меньших столпа (отдельных церквей) в цельную центрическую композицию. Отдельные церкви объединены подклетом. Богатое пластическое и цветовое решение придает зданию праздничную торжественность. В начале 17 в. архитектура отличается ростом численности гражданских построек и сближение с ними культового зодчества. Каменные жилые палаты, монастырские общежития, трапезные тоже украшались крыльцами и галереями. Важным элементом храма становится перекрытая шатром колокольня. Культовые сооружения утрачивают былую монументальность и торжественность. Становятся характерными многообъемность, пластическое и цветовое богатство и асимметричный план. Композиция храмов строится на основе бесстолпного объема, перекрытого сомкнутыми сводами, они увенчивались ложным пятиглавием (4 - декоративные). Пример - церковь Троицы в Никитниках (1650). В конце 17 в. в русской архитектуре проявилось стремление к большей целостности форм, упорядочности и регулярности композиций. В обильном декоративном убранстве широко используются ордерные детали. Строятся многоярусные центрические храмы с крупными окнами и с характерным сочетанием красного кирпича и белокаменных деталей. Наиболее яркий пример этого периода - храм Покрова в Филях (1693).
АРХИТЕКТУРА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ 18 в. (ПЕТРОВСКИЙ ПЕРИОД)
Преобразования Петра 1, превращение Московского государства в могущественную Российскую империю дали сильнейший толчок гражданскому строительству. Квалифицированных архитекторов в стране не хватало, поэтому приглашались иностранцы. Строительство Петербурга осуществлялось по заранее разработанному плану, основанному на принципах регулярной планировки. Застройка велась по образцовым проектам, разработанным архитектором Д. Трезини, в которых различались дома для "именитых, зажиточных и подлых", отличавшиеся по размерам и оформлению. По типу домов для именитых построен Летний дворец Петра 1 (1710-14) - простой и четкий в плане, с крутой четырехскатной крышей. Этот период в архитектуре условно называют "петровское барокко". Здания отличались простотой фасадов с ритмичным расположением окон, обрамленных наличниками. Углы обрабатывались рустом, использовались ордерные членения в виде пилястр. Оштукатуренные стены окрашивались в красный, светло-коричневый или зеленый цвет, а пилястры, наличники и русты - в белый. Дворец Меньшикова (1710-20, Фонтана, Шедель). Трехъярусная система фасадов с использованием ордерных пилястр исходила из Итальянского Возрождения. Лучшим и значительным произведением Трезини является Петропавловский собор (1712-33). В соборе наблюдается отступление от традиционного русского храмостроения. Представляет собой удлиненное в плане здание, разделенное на три нефа мощными колоннами. Композиция собора исходит из структуры прибалтийских лютеранских храмов с башней-колокольней, завершенной шпилем. Внешний облик собора формируют ритмично расположенные пилястры. Динамичный силуэт ярусной колокольни собора, увенчанной высоким золоченым шпилем, стал одной из выразительных доминант в панораме города. Особое место в панораме Невских берегов занимает здание Кунтскамеры (1718-34, Матарнови, Земцов). Два крыла этого здания объединяет изящная четырехъярусная восьмигранная башня, увенчанная высоким куполом. В ее силуэте проявляется преемственность традиционных ступенчатых многоярусных строений Москвы 17 в. Протяженное 3-ех этажное здание 12-ти коллегий (1722-42, Трезини) состоит из 12-ти соединенных торцами одинаковых корпусов с портиками, увенчанными фигурными аттиками. Все корпуса объединяет открытая аркада с длинным коридором. С 1835 г. здание принадлежит университету. В Петровское время закладываются садово-парковые ансамбли в окрестностях Петербурга. В Саарской мызе, будущем Царском Селе и нынешнем г. Пушкине в 1724 г. на месте нынешнего Екатерининского дворца устраиваются первые каменные палаты Екатерины 1 (Браунштейн). Они имели скромный вид (обычной русской усадьбы). Возле Екатерининского парка в будущем лицейском саду строится Знаменская церковь (1734-47 гг., Земцов). Это простое в плане здание, увенчанное шпилем, его купол покоится на высоком барабане. По своим формам церковь тяготеет к архитектуре Петровского периода: простота фасадов, использование ордерных членений в виде пилястр и белые наличники на фоне окрашенной стены.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.) |