|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Стиль МодернКак реакция на эклектическое заимствование из архитектурного наследия прошлого на рубеже 19-20 вв. появился новый стиль - модерн. Модерн имел целью осовременить формы, придать им более живую пластику в духе времени. В архитектуре преобладают криволинейные формы, напоминающие линии стилизованных растений. Фасады отличаются выгнутыми контурами крупных проемов, использованием металлических решеток сложного рисунка и глазурованной керамики. Характерны асимметричные фасады. Черты стиля в Москве наиболее отчетливо проявились в особняке Рябушинского (1902, Ф.Шехтель): асимметричное здание с ползучими арками входа, в линиях решеток и очертаниях окон - типичная для модерна динамика и усложненность. В Петербурге одним из лучших примеров стиля является особняк Кшесинской (1906, Гоген) на Кронверкском пр. Свободная, асимметричная композиция, различные по форме окна, разная по фактуре обработка фасадов характеризует о полном отказе от устоявшихся традиций. Доходные дома на Каменноостровском пр., д.1-3. (Ф.И. Лидваль 1904) имеют карнизы и фронтоны текучих линий, их окна тоже различны по форме и размерам. В начале 20 в. наряду с поисками новых форм в период модерна продолжалось изучение архитектуры прошлых лет - Ретроспективизм, который разделился на 2 направления - национально-романтический модерн и неоклассицизм. Национально романтический модерн в отличие от эклектики не механически повторял исторические мотивы, а как бы воссоздавал их на основе образного эмоционального восприятия. Работая с исторической формой, архитектор видоизменяет ее, часто усиливая звучание характерного признака. Национально-романтический модерн включает неорусское направление, северный модерн и романо-готическое направление. Особняк Савицкого (1904-1906 гг., Васильев Н. В.). Примером архитектуры Северного модерна. Зародившись в скандинавских странах, этот стиль получил большое распространение в Санкт-Петербурге и его пригородах. Его отличают более суровые и сдержанные формы, а также использование в отделке естественного камня. Живописная кладка из мощных гранитных блоков первого этажа удачно дополнена гранитными подоконными досками, она сопоставляется с облицовкой из светлого кирпича верхних этажей. В отделку светлой плоскости стены вводятся большие керамические вставки. Поверхности выложены различными материалами, каждый из которых выигрывает благодаря соседству с другим. Здание в плане ассиметрично. Развитую объемную пластику формируют эркеры криволинейных очертаний с параболическими оконными проемами. Два мощных эркера завершены балконами с фигурными решетками. Вход оформлен порталом. Для проезда автотранспорта имеется сквозная арка. Особняк Стэткевича (1909 г., Голи). Представляет собой пример архитектуры северного модерна + романо-готического. Имеетсвободную планировку и разбитую объемную пластику;фасады асимметричны;мощный, опоясанный натуральным камнем портал главного входа;облицованный колотым гранитом цоколь; мелкую клетчатую расстекловку оконных переплетов; имитацию черепичного покрытия балкона и башни, кровля сложных очертаний;орнаментальные мотивы, стилизующиедекоративную пластику архитектуры раннегороманского средневековья.Завершает внешний облик здания угловая башня (эркер), нависающая над входом в цокольный этаж. Зодчие неорусского направления вдохновлялись русской архитектурой 16-18 вв. Второй корпус аграрного университета (казармы императорского конвоя, В.Н.Максимов) входит в комплекс зданий, построенных в неорусском стиле. Среди них: Федоровский городок (Кречинский), Федоровский собор и Императорский вокзал (Покровский), а также Ратная палата (Сидорчук). Ансамбли этих зданий (1913-17 гг.) представляют собой живописное подобие русского средневекового кремля, пестрого сказочного городка. Это скрывает за собой рациональную организацию зданий. Нетрадиционная величина окон подчеркивает игровой характер древнерусской стилизации. На севере Пушкина обращают на себя внимания комплекс зданий в неорусском стиле, состоящий из Феодоровского собора, Царского железнодорожного павильона, Феодоровского городка, Ратной палаты и зданий Казарм. На карте наряду с осуществленными проектами, но разрушенные со временем, есть и нереализованные. Здание, в котором мы сейчас находимся является единственным сохранившемся в Пушкине, из осуществленных по проекту Максимова - КАЗАРМЫ И КОНЮШНИ ИМПЕРАТОРСКОГО КАЗАЧЬЕГО КОНВОЯ (Академический проспект 31-33), где сейчас располагается второй корпус Аграрного университета. Это единственный отчасти реализованный проект Максимова. Он достаточно полно представлен в собрании Историко-литературного музея г. Пушкина. Предварительные варианты проектов северной (конюшни Конвоя), южной (офицерские дома) и западной стен, главного входа в восточной стене, позволяют представить сложный путь поисков наиболее эффектного силуэтного решения столь разных по функциональному назначению построек городка; перспективное изображение окончательного варианта всего комплекса (реализованного лишь отчасти — для двух вместо 4-х сотен казаков). Казармы и конюшни императорского казачьего конвоя начали строиться в 1916 году. В 1917 году вместе с другими зданиями Федоровского городка были переданы Петроградскому агрономическому институту. Достроены к 1920 году. Казармы задуманы как комплекс палат и крепостных башен. Протяженное П-образное здание декорировано многочисленными шатровыми башенками. Своим силуэтом они напоминают древнерусское крепостное сооружение (11-13вв.) в то же время фасады имеют праздничный характер Московской архитектуры 17в.: красочные стены с белокаменными деталями (резьба, наличники, лопатки, цоколи). На первом этаже фасады расчленены большими арочными окнами. Их нетрадиционная величина подчеркивает игровой характер древнерусской стилизации. Весьма показательны слова из письма сына архитектора: «...Я очень хорошо помню, что отец говорил, как ему было очень трудно разместить все, т. к. очень трудная обстановка — овраги, парки, озера, железная дорога (императорская ветка), дворцы и сложный рельеф. Однако автор говорил, что «не зря попался такой тяжелый орешек, он в унисон Древней Руси, где все не так, как в Европе или на востоке, где нет готовых рецептов, и каждый раз надо решать проблему заново». И здесь появилась столь свойственная В. Н. Максимову способность мыслить масштабно и неординарно, что вылилось в целую серию грандиозных проектов комплексов со сложной, свободной планировкой, повторяющих «палатные» и «хоромные» композиции древнерусских мастеров. Сказочный и монументальный вид двух главных стен городка запечатлелся на эскизах окончательного варианта проекта: северной, обращенной к Петербургскому шоссе, с Шатровыми башнями разной формы ярусности и южной, ориентированной на Федоровский собор и расположенной вдоль дороги к Царскому вокзалу со сложной композицией теремов, соединенных наклонными галереями — входами псковского типа с косыми окнами и воротами-арками с надвратными башнями. Башни украшались флюгерами с изображением Георгия Победоносца и воина с луком. Капитальные послевоенные перестройки не только значительно упростили облик комплекса, но и привели к полной утрате самой эффектной его части — южной стены. В годы войны казармы сильно пострадали и реконструированы: выстроены заново на месте огрызков одноэтажных зданий казарм и конюшен в 1954-57 гг. архитектором Л. Ротиновым (надстроен второй этаж). Пожалуй лишь один корпус 2-а СПбГАУ сохранил свой довоенный вид (Строительный факультет). Строительство первой очереди казарм Конвоя в Царском Селе открыло перспективы освоения пространств на север от городской черты. Архитектор хотел оформить площадь у Императорского железнодорожного павильона зданиями Железнодорожного полка. Уже получено было согласие императора Николая Второго - покровителя архитектора - но революция не дала осуществиться этому проекту. Сохранившееся перспективное изображение КАЗАРМ СОБСТВЕННОГО ЕИВ 1-ГО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПОЛКА (1916), сделанное рукой В. Н. Максимова, представляет собой древнерусский город, обнесенный прямоугольной в плане, но сложной силуэтно крепостной стеной, включающей в себя палаты разной этажности и формы с внутренними дворами, башни, въездные ворота, главные из которых ориентированы на здание Царского вокзала. Красочное многоцветье бесконечной живописной вязи стены (зеленые высокие переломные крыши, белый камень, красный кирпич) дополнено золотом шпилей и куполов, возвышающихся внутри городка храма, колоколен и башен. Подобным пиршеством форм и красок, бесконечным «перетеканием» объемов отличался лишь один исторический прототип, представлявший из себя сложный комплекс — восьмое чудо света» XVII века дворец царя Алексея Михайловича в селе Коломенском (1667-1671). Деревянная модель разобранного в 1768 году дворца и сохранившиеся его изображения не могли не привлечь внимание В. Н. Максимова. Возможность в модели увидеть дворец в целом и одновременно изучить в многообразии деталей рождало желание превзойти чудо XVII века в проекте своего «Чудо-городка». Тем более, что некое сходство с подмосковным дворцом заложено было в здании Царского вокзала, перед которым должен был строиться комплекс Железнодорожного полка.
Ярославский вокзал (1905, Шехтель). В убранстве вокзала использованы архитектурные мотивы севера России — Ярославской, Костромской и Архангельской губерний, совмещенные с новой, свойственной модерну композиционной схемой. Центральный ризалит здания, похожий на гигантскую въездную башню, увенчан шатром, напоминающим одновременно деревянные дозорные вежи русского Севера, юрту оленевода и кокошник праздничного наряда девушек северных губерний. Фасады отличаются подчеркнутой объемностью и разнообразием крупных форм. В основе композиции лежит принцип асимметрии. Композиционное построение главного входа в общих чертах повторяет принятую в архитектуре модерна схему: центральная арка помещена между двумя пилонами с прорезанными в них оконными проемами. В эпоху брожения умов, в годы всеобщей переоценки установившихся понятий в национальных мотивах искали цельность, душевное здоровье, простоту, олицетворявшие собой непреходящие ценности. Сложный силуэт, динамическая асимметрия объемной композиции, нарядное цветное керамическое убранство фасадов, сюжетная лепнина — все призвано было напомнить зрителю об историческом прошлом, природной красоте и нетронутых богатствах недр, лесов и рек Севера. Казанский вокзал (1913-40), Щусев, Покровский. Хорошо узнаются терема из Ярославля, платы из Рязани, башни из Нижнего Новгорода. А венцом этого сооружение является копия знаменитой башни Сююмбеки из Казанского кремля. Использование резной белокаменной отделки на кирпичном фоне стен связано с традициями московской архитектуры XVII века.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |