|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Отличия от близких терапевтических школНесмотря на некоторое своеобразие, к ЭОТ относятся все те общие терапевтические принципы и законы, которые свойственны другим школам и направлениям. Терапевт должен уметь слушать клиента, наблюдать за его невербальным поведением, обладать эмпатией, быть достаточно эрудированным и креативным, чтобы сформировать адекватную гипотезу и найти соответствующий способ донести до сознания клиента правильное понимание проблемы и подсказать способ ее решения. Терапевт ведет предварительную беседу, заключает с клиентом терапевтический контракт, сталкивается с сопротивлением клиента и находит пути его преодоления или использования. Сеанс развивается как логически выстроенная цепочка вопросов к клиенту, на которые тот отвечает от своего имени или от имени образа, перемежающаяся с последовательными воздействиями на образ, направленными на получение позитивного результата. Весьма часто мы слышим, что наш метод является по сути дела некоторым вариантом гештальттерапии, иногда аналогии проводятся с кататимно-имагинативной терапией Х.Лейнера. Но точно также гештальттерапию иногда называют психоанализом для бедных или испорченной психодрамой, а терапия Х.Лейнера может быть названа продолжением активного воображения К.Юнга, которое легко вывести из практики восточной медитации и т.д. Гештальттерапия, кататимно-имагинативная терапия и ЭОТ являются вполне самодостаточными и целостными направлениями терапии (как и многие другие), предоставляющими большие возможности по оказанию психологической помощи самого разного профиля. Считаю, что в психотерапии вообще неверна идея взаимоопровержения различных направлений терапии или идея поглощения “верным” направлением всех прочих. Тем не менее, следует различать различные стили терапевтической работы и их оригинальные теоретические позиции. Отделить себя от других, хотя и сходных направлений, не означает попытаться всех опровергнуть или даже противостоять им. Поэтому мы хотим показать наиболее существенные отличия ЭОТ как от гештальттерапии, так и от кататимно-имагинативной терапии Х.Лейнера, признавая существенные достоинства и оригинальность этих подходов.
От гештальттерапии ЭОТ отличается: 1. Гештальттерапия ориентирована, прежде всего, на процесс осознания, этим она родственна психоанализу. ЭОТ в качестве основной задачи ставит изменение эмоционального состояния, которое определяет существующую проблематику. В этом смысле ЭОТ является психодинамической терапией, но в качестве теоретической базы использует понятия, как классического психоанализа, так и индивидуальной психологии А. Адлера, а также телесной терапии В. Райха, трансактного анализа Э.Берна и других концепций, не чураясь даже эзотерических концепций. Но основной теоретической идеей служат идеи о том, что в основе любой проблемы лежат те или иные “застрявшие” эмоциональные импульсы. 2. Гештальттерапия стремится поставить клиента в тупик, чтобы заставить его самого совершить прорыв. ЭОТ считает, что индивид по большей части сам вредит себе, и поэтому будет настаивать на неверном решении. В стиле ЭОТ мы рассуждаем с клиентом и даем ему некоторые непривычные для него философские принципы, подталкиваем его к верному решению. В гештальттерапии вроде бы неизвестно какое решение верно, выбор всегда предоставляется клиенту. В нашей парадигме, также уважается свобода клиента, но мы берем на себя право вести его и предлагать решения. Если ему не нравится, то, что по нашим предложениям он изменил в себе, то он всегда может вернуться к прежнему способу жизни. Мы добиваемся не просто понимания, а актуального изменения самого клиента. Когда он “примеривает” новое состояние он может решить, где ему еще “тянет”, где надо подправить или старый образ жизни вообще был лучше. Но обычно ответ очевиден, потому что не бояться лучше, чем бояться, а быть добрым лучше, чем злым и т.д. 3. Наряду с общетерапевтическими принципами и концепциями ЭОТ характеризуется достаточно самостоятельной жизненной философией, в которой смешались современные западные и восточные идеи. Для объяснения своей философии мы часто прибегаем к притчам, анекдотам, терапевтическим историям, просто спорим с клиентом, что не характерно для “чистого” гештальтподхода. 4. Терапия в ЭОТ имеет достаточно четкое деление на аналитическую и трансформационную части, хотя в некоторых случаях и трансформация совершается для выявления истинных причин, приведших к проблеме. Это не характерно для гештальттерапии. Часто трансформация в ЭОТ происходит при отсутствии у клиента осознания того, что на самом деле является источником проблемы и к каким решениям ведет подсказанный терапевтом путь. В этом смысле ЭОТ является более директивным методом терапии, чем гештальт, но более мягким, чем гештальт, поскольку дает большую поддержку и более прямо ведет к цели. Метод не является авторитарным, и мы разделяем основные идеи гуманистической терапии. 5. В ЭОТ принято заключать с клиентом контракт о тех изменениях, которые клиент хотел бы достичь в себе, но терапевт работает с клиентом над тем, чтобы контракт был ясным и реалистичным, а также экологически адекватным. Результат терапии проверяется на воображаемой критической ситуации и закрепляется теми или иными процедурами. В гештальте реализуется следующий терапевтический подход: клиент получает сам столько, сколько хочет и сколько может, терапевт не стремится к заранее определенному результату, результат не проверяется на воображаемой критической ситуации. В ЭОТ терапевт ведет терапию “до победы”, до успешного завершения хотя бы некоторого промежуточного этапа. Результаты обычно обговариваются с клиентом, подытоживаются с ним вместе. 6. ЭОТ исходит из представления об эмоциях как психических энергетических процессах. Задачей терапевта не всегда является освобождение подавленных импульсов, но чаще - возвращение напрасно растрачиваемой энергии в общее энергетическое русло. Это достигается за счет освобождения энергии, связанной принятыми ранее решениями, неверными убеждениями и ожиданиями. Эти изменения чаще всего идут в разрез с убеждениями клиента, поэтому в ЭОТ принято уговаривать или “обманывать” клиента ради того, чтобы, получив измененное эмоциональное состояние, он понял свои заблуждения. Поэтому в ЭОТ интерпретация и философское разъяснение часто происходят после завершения трансформации. В гештальттерапии же интерпретация практически не дается никогда, и клиенту не подсказываются те или иные решения. Вместе с тем ЭОТ разделяет ряд принципов гештальттерапии и интегрирует в себя некоторые методические приемы этого направления, также как гештальттерапия включает в себя как идеи психоанализа, так и методические приемы из психодрамы.
От кататимно-имагинативной терапии Лейнера метод ЭОТ отличается:
1. ЭОТ работает не с какими-то заранее заданными мотивами типа: образ цветка, реки, пещеры и т.д., а, исходя из заявленной проблемы, мы находим исходное эмоциональное состояние, которое определяет существующий внутренний конфликт, а затем, применяя различные методики, которые клиент выполняет по нашему совету, устраняем патогенное состояние. 2. Мы работаем в психосоматической идеологии, то есть практически всегда отыскиваем не только эмоцию, но и соответствующее телесное переживание, поскольку убеждены, что эмоция не может быть понята вне своего соматического выражения. Сначала поиск патогенной эмоции, затем ее соматический анализ, затем создается образ эмоции, а не произвольные фантазии на заданную тему. 3. В данном стиле происходит диалог и взаимодействие с тем или иным образом, как с реально существующим субъектом. Клиент сам говорит от имени образа, воздействует на него по рекомендации терапевта, порой, не понимая замысла последнего.. Терапевт же понимает, что через образ происходит работа с эмоциональными состояниями и частями личности самого клиента. В какой-то степени подобная работа есть в гештальттерапии, особенно при толковании сновидений, но там основная задача - привести клиента к осознанию, остальное - не задача терапевта 4. В кататимно-имагинативной терапии есть значительная свобода для воображаемых действий, но в то же время достаточно традиционно применяются следующие шесть приемов: конфронтация, трансформация, кормление, примирение, магическая жидкость, а также изнурение и убийство образа. Критика этих приемов не входит в наши задачи, скажем только, что некоторые примеры, приводимые в литературе, показывают малую продуманность их применения. В ЭОТ существует, по крайней мере, 20 различных приемов (или специализированных методик) для работы с образами, каждый из которых имеет свое достаточно четкое предназначение. Эти приемы определяются оригинальными теоретическими идеями и подтверждают их на практике. Но главное состоит в том, что от терапевта требуется применять их в соответствии с психологической структурой проблемы. Например, если страх связан с образом, который символизирует насильника, прием кормления явно будет неадекватен. Прием конфронтации может привести к дополнительному травмированию психики, поскольку жертва насилия зафиксировала ощущение своей беспомощности перед насильником. Понимая это, мы предлагаем клиенту представить себя очень могучим человеком, усилить себя в воображении и тогда сделать с насильником, что ему хочется. Или мы применяем другие приемы высвобождения агрессии, которая была подавлена. Или предлагаем клиенту вернуть насильнику то зло, которое он ему причинил. Приемы приспосабливаются к личности клиента и модифицируются в зависимости от конкретной истории. Главная цель этих приемов - прекратить постоянное самоугнетение, которым занимается жертва насилия, и сделать ее независимой от прошлого унизительного опыта. ЭОТ можно было бы назвать телесно-ориентированным психоанализом в образах, если бы не многочисленные теоретические и практические отличия от психоанализа. Как уже говорилось, ЭОТ легко интегрирует в своей работе идеи различных направлений в области теории личности. Мы считаем эти концепции не противоречащими друг другу, а скорее дополняющими друг друга. К совершенно оригинальным приемам ЭОТ можно отнести: 1) Вдыхание в себя образа пустоты. Этот прием основан на идее о том, что субъективная пустота возникает лишь как результат вытеснения тех или иных чувств (см. ниже). 2) Соматизация образа. То есть принятие позитивного образа в свое тело, или другая форма интеграции с ним. Позволяет сделать факт признания новых чувств и новых качеств личности очевидным и устойчивым, превратить моделирующие игры с образами в факт внутренней жизни. 3) Энергитизация образа. Используется при взаимодействии парных образов, когда агрессивный образ подавляет слабый позитивный и в некоторых других случаях. Секрет работы состоит в том, что клиенту предлагается давать энергию слабому образу до тех пор, пока противостоящий образ не потеряет своей агрессивности или вовсе не рассыплется и исчезнет. 4) Парадоксальное разрешение (см. ниже). Направляется к образам, которые символизируют части личности клиента или других людей, которые запрещают клиенту проявлять какие-то вполне законные и здоровые эмоции и поведение 5) Разрешение образу проявить весь свой потенциал. Прием эффективен для проявления подавленных чувств. Когда, очевидно, что образ слишком мал и безопасен для проявления тех симптомов, которые мучают клиента, ему предлагается мысленно разрешить образу проявить весь свой скрытый потенциал (см. ниже). 6) Созерцание. Когда клиенту предлагается просто сосредотачиваться на негативных чувственных характеристиках образа, что ведет к спонтанному его изменению и соответствующему изменению, связанных с ним эмоциональных состояний и психосоматических симптомов (см. ниже). 7) Передача чувства. Мы считаем, что образ может упорно оставаться в прежнем состоянии, только благодаря чувству, которое его поддерживает. Выражение чувства образу до тех пор, пока тот не исчезнет, является управляемым катарсисом с применением техники biofeedback. Также иногда мы слышим мнение о том, что этот метод является некоторой формой магии. Это неверно. Магией являются методы, применяемые для получения помощи от каких-то потусторонних сил. Эти методы логически не обоснованы и не вскрывают психологических причин, приведших к возникновению нежелательных последствий. Например, можно обвязать ниткой бородавку, а потом закопать нитку в землю, прошептав какие-то заклинания, чтобы бородавка исчезла. Это и будем магическим ритуалом. Ничего подобного в нашем методе не происходит. Во-первых, клиент сам производит те изменения во внутреннем мире, которые ему необходимы. Он свободен в своем выборе, но терапевт подсказывает ему решения и обосновывает их, если это необходимо. Все решения основаны на понимании психологической структуры проблемы клиента и знаниях, накопленных различными школами психотерапии. Все приемы трансформации образов научно обоснованы. Важнейшим доказательством научности метода является то, что ему можно легко обучить, и ученики способны получать те же результаты, применяя те же приемы. Наличие теории, логическая обоснованность действий, предсказуемость результатов и их независимость от времени, места и личности терапевта, говорят о научности метода. Использование образов вместо слов, не делает метод магическим. Более того, метод становится подобным инженерному искусству, когда мы знаем, как решать конкретные задачи, и можем передать свое «ноу-хау» другим людям. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |