|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Природа, наслаждающийся, сознаниеВ главах с 7 по 12 Господь Кришна описывает бхакти-йогу, а в главах с 13 по 18 - гъяна-йогу. Может возникнуть вопрос: «Если бхакти - высшая ступень лестницы йоги, то почему после раздела, описывающего бхакти, идет гьяна?> Понимание взаимосвязи между разделами бхакти и гьяны поможет понять причину этого. В тексте (12.7) Господь обещает спасти своего преданного из круговорота рождений и смертей. Главы 13-18 исполняют это обещание, предоставляя философское знание, необходимое для того, чтобы выпутаться из сетей материального мира. Мы называем этот раздел разделом гьяны, но в действительности вся «Бхагавад-гита» -это бхакти. В первых шести главах обсуждается, как достичь бхакти посредством совершения деятельности (карма-йоги). В последних шести главах обсуждается, как достичь бхакти с помощью знания. Шесть средних глав обсуждают саму бхакти. Использование гьяны помогает отрешиться от майи и впоследствии____ обрести привязанность к Кришне. Если мы используем знание как средство для достижения преданности, оно становится частью бхакти. Без примеси бхакти и карма, и гьяна бессмысленны. Это - еще одна причина того, почему тема бхакти обсуждается в средней части «Бхагавад-гиты», где она связана и с кармой, и с гьяной, и, таким образом, придает им ценность. Тексты 1-7 Шесть вопросов Арджуны: поле деятельности и знающий поле Арджуна начинает 13-ю главу (13.1) с просьбы описать: 1. материальную природу - пракрити, 2. наслаждающегося материей — пурушу, 3. поле, в пределах которого можно действовать в материальном мире - кшетру, 4. того, кто воспринимает это поле деятельности - кшетра-гью, 5. знание и процесс обретения знания - гъянам 6. объект, достойный познания - гъеям Познание действительности означает обретение знания о материи, душе, Верховном Господе и их взаимосвязи. Подпункты: A. Поле деятельности (кшетра) - это материальное тело (13.2-7). Тело есть конгломерат материальных элементов (перечисленных в стихе, посредством которого обусловленная душа воздействует на материальный мир и воспринимает материальные явления. Б. Тело состоит из чувств (13.2,5-6) • Чувства, посредством которых человек получает знание: глаза, уши, нос, язык и кожа. • Чувства, посредством которых человек действует: голос, ноги, руки, анус и гениталии. • Живое существо получает определенный набор чувств, подходящий для того, чтобы оно могло исполнить свои желания и одновременно испытать последствия своей деятельности, которую оно совершало в прошлых жизнях. B. Тело не является сознающим «я», это всего лишь предмет, которым манипулирует Г. Два вида кшетра-гьи - Господь и живые существа (13.2-3,4,5). Душа обладает знанием о своем собственном поле деятельности. Сверхдуша обладает знанием обо всех полях.1 Д. Пять стадий осознания Абсолюта: 1. Анна-майя. Для живых существ, находящихся на этом уровне, еда является высшим 2. Прана-майя. На этом уровне Абсолютная истина видится как признаки жизни. 3. Гьяна-майя. Человек ощущает тонкие взаимодействия ума, разума, эмоций и 4. Вигъяна-майя. Человек осознает, что сам он отличен от поля деятельности, в том числе и от тонкого тела. Это похоже на осознание безличного Брахмана, т.к. душа сама по себе становится высшим объектом осознания. 5. Ананда-майя. Человек осознает различие между своим собственным «я» и Верховным «Я» и вступает в исполненные блаженства отношения любви со Всевышним. С точки зрения кшетры и кшетра-гьи: 2 1. Кшетра---------- грубое тело ---------- анна-майя прана-майя 2. Кшетра-гъя — тонкое тело------------ гьяна-майя индивидуальная душа — вигъяна-майя 1 См. пример с царем и гражданами 2 Чтобы показать, что разницу между двумя видами кшетра-гьи признает вся Ведическая литература, Шрила Тексты 8-12 Процесс познания и освобождения В этих текстах Господь Кришна объясняет, что кшетра-гъя (душа) может освободиться ст тела (кшетры) при помощи развития знания (гьяны). Основная тема: Господь открывает истинное знание тем, кто его заслуживает, поэтому способ получения этого знания - развитие божественных качеств, первое из которых - смирение. Подпункты: А. Шрила Прабхупада пишет: «Этот процесс познания неразумные люди иногда неправильно понимают как взаимодействие элементов поля деятельности. Но на самом д еле это - истинный процесс» Процесс познания включает в себя правильное поведение, как на уровне тела, так и на уровне ума. Поэтому человек может ошибочно считать это частью поля деятельности (кшетры). • Однако поскольку эти действия освобождают дживу из тела, мы не считаем их частью Б. Практика чистого преданного служения - первейший элемент знания. Если человек начинает практиковать преданное служение, то проявляются и все остальные важнейшие элементы знания. Принятие духовного учителя - также один из наиболее важных элементов. Тексты 13-19 Объект познания Описав в стихах 8-12 процесс познания, Господь Кришна объясняет теперь цель познания (гьеям) - Сверхдушу.3 Основная тема: Сверхдуша - высший объект познания. Подпункты: А. Только преданный может глубоко понять истину о взаимоотношениях между материа-льной природой, Сверхдушой и душой (природой, наслаждающимся и сознанием). Б. Цель духовного знания - понять природу души и Сверхдуши, а также их взаимоотношения. В. Большое количество стихов в этом разделе описывают Господа противоречивым образом. «Он изначальный источник всех чувств, но Сам Он не имеет чувств». Эти описания показывают, что качества Кришны не похожи на известные нам качества материального мира. Качества Господа трансцендентны. Г. Индивидуальная душа - кшетра-гъя (знающий поле), но она подчинена Сверхдуше(13.13-1:,18). В любом случае, духовная частица есть слуга, а Сверхдуша - Господин. • Власть индивидуальной души распространяется только на ее собственное тело, в то время • Три гуны природы держат в своей власти живое существо, но Сверхдуша повелевает Д. Обычное живое существо может увидеть Сверхдушу только тогда, когда его мате-риальные чувства очищены благодаря практике бхакти-йоги (13.15-16) Е. Сверхдуша - единая сущность, хотя и кажется, что Она разделена между всеми живыми существами. (13.17) Тексты 13.20-26 Пракрити, пуруша и их союз В предыдущем разделе Господь Кришна определил, что гьеям (объект познания) - это душа и Сверхдуша. Теперь Он описывает душу и Сверхдушу (пурушу) с точки зрения их связи с материальной природой (пракрити).5 3 Этот раздел отвечает на 5-й и 6-й вопросы. 4Это подобно тому, как одно солнце отражается во множестве сосудов с водой.
Основная тема: Желание обусловленного живого существа властвовать над материей и наслаждаться ею привязывает это живое существо к материальной природе. Сверхдуша - истинный наслаждающийся и властелин. Понимание этого приведет обусловленное живое существо к освобождению. Подпункты: A. И джива, и Сверхдуша ведут себя как пуруша (наслаждающийся), хотя истинным Б. И материальная природа, и живое существо вечны (13.20) Хотя конкретные проявления материи временны, общая масса материальной энергии существует вечно. • Живые существа - вечные неотъемлемые частицы Верховного Господа. • Хотя и материальная природа, и живое существо (пракрити и пуруша) являются вечными, B. Все, что происходит в материальном мире, есть результат желаний живых существ. Поскольку желания и поступки живого существа являются причиной его страданий и наслаждений, можно сказать, что живое существо само является причиной собственных страданий и наслаждений. Г. Свободы от пракрити может достичь лишь тот, кто признает истинного пурушу, Сверхдушу (13.23-26) Поскольку причиной рабства живого существа является его желание занять положение Господа, то обусловленная душа может освободиться от этого рабства, признав, что Господь - единственный истинный наслаждающийся. К такому пониманию можно прийти через гъяна-йогу, аштанга-йогу, карма-йогу и бхакти-йогу, которая начинается со слушания. Тексты 13.27-35 Гъяна-чакшуша - видение глазами знания В этой главе Господь описал, как понять положение пракрити, пуруши, кшетры, кшетра-гъи, гьянам и гьеям. Сейчас Он опишет, каково понимание того, кто видит все это в правильном соотношении.7 Основная тема: Тот, кто видит Сверхдушу, живое существо и материальную природу в их истинной взаимосвязи, смотрит глазами знания. Подпункты: А. Материальное проявление - это просто сочетание поля деятельности и знающего это поле (13.27-29) Б. Сверхдуша всегда находится рядом с душой, сопровождая ее на протяжении всего пути материального существования (13.28-29). Тот, кто понимает это, «не деградирует из-за разрушительного образа мышления»(13.29, комм). • Когда человек во всем, в связи с любым явлением видит Сверхдушу, он не будет 5 Этот раздел отвечает на 1-й и 2-й вопросы. 6 Вспомните закон сохранения энергии. 7 Можно заметить, что подобное описание содержится и в главе 5. как Сверхдуша использует эти ситуации и этих людей в качестве инструментов для его очищения. В. Чистая душа никогда не смешивается с телом и не подчиняется обозначениям, которые даются телу. Г. Душу можно узнать по присутствию в теле сознания. (13.31-34) Д. Трансцендентная душа никогда не принимает участия в деятельности тела. Материальная природа производит тело под руководством Сверхдуши. (13.30,32) Глава 14 Три гуны материальной природы В главе 131 была указана причина, по которой живое существо (пуруша) запуталось во внешней энергии (пракрити). Эта причина - желание живого существа наслаждаться. Глава 14 объясняет, как материальная энергия связывает душу гулами природы. Тексты 14.1-4 Освобождение и обусловленность живого существа Кришна восхваляет знание, которое Он собирается поведать, объясняя, что оно освободит душу. Затем Он объясняет, как полное желаний живое существо впервые приходит в контакт с материальной природой. Основная тема: Понимание того, как три гуны обуславливают живое существо, является очень мощным оружием, которое помогает на пути самоосознания. Подпункты: А. Когда человек утверждается в понимании гун материальной природы, он достигает трансцендентной природы, подобной природе Господа. (14.2) В своем комментарии Шрила Прабхупада ясно показывает, что это не означает слияния с безличным Брахманом. Напротив, тот, кто получает освобождение и достигает духовного неба, обретает индивидуальную духовную форму, качественно одинаковую с формой Господа. Духовное тело необходимо для того, чтобы вступить в любовные взаимоотношения с Господом. Б. В момент творения Господь взглядом помещает живые существа в материальную природу. Господь подобен отцу, дающему семя, а материальная природа подобна матери. (14.3-4) Тексты 14. 5-9 Как три гуны природы связывают чистую душу Тексты 14.10-13 Признание того, что одна гуна преобладает в человеке Тексты 14.14-18 Деятельность и смерть в разных гунах Основная тема: Три гуны природы привязывают обусловленную душу к материи, вызывая у нее различные эмоции и переживания. Подпункты: А. Шрила Прабхупада обобщает описание того, как три гуны обуславливают нас: «Живые существа, обусловленные материальной природой, бывают разных видов. Одни - счастливы (в благости), другие - активны (в страсти), а третьи - беспомощны (в невежестве)». Б. Гуна благости (саттвам): • Обуславливая человека, дает ему знание и ощущение счастья (14.6)
1 Особенно текст 22. • Признаки: способность видеть вещи в истинном свете и чистота внутренняя и Результат: после смерти - райские планеты (14.14), деятельность ведет к очищению (14.16) В. Гуна страсти (раджах) Обуславливая человека, порождает в нем страстные желания и привязанности (14.7) • Признаки: жадность, накопительство, неконтролируемые желания, постоянное Результат: после смерти вновь рождается среди тех, кто трудится ради результата (14.15); деятельность ведет к страданиям (14.16). Г. Гуна невежества (тамах): • Обуславливая человека, порождает безумие, леность и сонливость (14.8) • Признаки: угрюмость, пассивность, безумие, иллюзия (14.13) деятельность ведет к глупости (14.16) Д. Гуны природы соревнуются за преобладание в человеке (14.10) Находясь под влиянием низших гун, человек может предпочесть развивать высшие гуны, и таким образом помочь им одержать верх над низшими. Так человек может подняться в высшие гуны. Е. Сознание Кришны естественным образом освобождает человека от влияния гун материальной природы (14.10). Тексты 14.19-27 Возвышение над гулами природы В предыдущем разделе Господь Кришна разъяснил, что гуна благости сама по себе не освобождает душу. Напротив, она привязывает ее к высшему виду материального удовольствия. Чтобы достичь освобождения, человек должен полностью выйти за пределы гун природы. В этом разделе описывается, как это сделать. Основная тема: Выйти за пределы гун можно благодаря практике чистого преданного служения. Подпункты: A. Посредством бхакти-йоги человек может выйти из-под влияния гун природы и • Гьяна делает упор на умении различать. Умение видеть различия ведет, в конечном счете, Итак, кульминацией пути гьяны является бхакти. Б. Человек сможет увидеть вещи такими, какие они есть, только получив знание из авторитетного источника (14.19) 1. Шри Кришна является наивысшим авторитетом, ибо Он не ограничен никакими рамками 2. Тот, кто принял прибежище Шри Кришны, также свободен от влияния гун (ТтМ) и B. Когда у человека пропадает желание получать удовольствия или избегать боли, то это • Воплощенная в теле душа всегда будет испытывать двойственность в виде потерь и 2 Дословно: "Все врата тела освещены знанием".
пририобретений. но освобожденную душу это не затрагивает, потому что она обращена внутрь себя и сосредоточена на своем истинном «я». Г. Гуны материальной природы можно превзойти с помощью практики неуклонного 1. В тринадцатой главе была указана изначальная причина, по которой живое с лщество приходит в соприкосновение с гулами природы. Эта причина - желание живого с ацества наслаждаться отдельно от Кришны. Но как только живое существо оставляет это иелание и начинает практиковать преданное служение, пропадает всякая необходимость в т >м влиянии, которое гуны оказывали на него. Так человек достигает полной свободы от в шяния гун. 2. Живое существо есть Брахман - дух, частица, качественно равная Господу. Практикуя бхакти-йогу, человек возвращает себе свой изначальный статус Брахмана, и таким образом может вступить в непосредственные взаимоотношения с Верховным Брахманом, Кришной. 3. Качественное единство является существенным фактором для установления отношений между личностями. Без сходства не может быть близости. Таким образом, живое существо обретает качественное единство с Господом, чтобы с любовью служить Ему. Объяснив, что тот, кто совершает чистое преданное служение, достигает уровня Брахмана, Господь говорит, что Он является источником этого Брахмана. Это служит доказательством того, что Шри Кришна вечно превосходит живые существа, хотя и Он, и живое существо являются Брахманом. 1. Это высказывание Кришны также говорит о том, что Кришна находится выше безличной Чтобы подтвердить это, Шрила Прабхупада приводит пример четырех Кумаров, которые 2. В этом стихе Брахман описывается как «изначальное положение высшего счастья». Шрила Прабхупада объясняет, что осознание Брахмана - основа всего духовного знания. Не зная того, что ты Брахман, дух, невозможно приблизиться к осознанию Параматмы или Бхагавана, которое несет высочайшее блаженство. Глава 15 Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.019 сек.) |