|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Самое сокровенное знаниеГлава 9 озаглавлена «Самое сокровенное знание», так как она затрагивает сокровенные вопросы любовных взаимоотношений между Кришной и Его преданными. Тексты 1-3 Слушание о Кришне: качества, способствующие и препятствующие этому Ответив на 8 вопросов Арджуны, Кришна возвращается к теме, затронутой в 7-й главе, начиная с важности слушания. Основная тема: Самое сокровенное знание об Абсолютной Истине можно обрести посредством правильного слушания. Подпункты: A. Слушание рассказов о Господе в обществе преданных очищает человека и духовно Б. Сокровенность духовного знания зависит от того, насколько оно раскрывает истинное положение души в ее взаимоотношениях с Кришной (9.1-2). 1. Начальные главы Гиты представляют знание об отличии души от тела. Это сокровенное знание. 2. Главы 7 и 8 дают знание о преданном служении. Это знание более сокровенно, так как в 3. Однако знание, данное в главе 9, самое сокровенное, потому что оно открывает B. Степень глубины знания о Кришне, которое человек может обрести, находится в прямой 1. Прежде всего, Господь объясняет, что Арджуна достоин постичь самое сокровенное 2. Вера не противопоставляется знанию, напротив, она является предпосылкой 1 По этому вопросу см. также главу 4, первый раздел. знания, и, в особенности, сокровенного знания. Вера - это врата, через которые человек может получить доступ к знанию. Тексты 4-10 Отношение Кришны к материальному миру в терминах ачинтья-бхедабхеды Господь Кришна начинает описывать самое сокровенное знание с объяснения того, каковы Его взаимоотношения с материальным миром. Это - проявление Его милости к тем, кто материалистичен. Он дает необходимую веру людям, которые поглощены материальным, показывая, что Он Верховный по отношению к космическому проявлению. Глава 9 устанавливает тот факт, что Кришна - высший объект поклонения. Он превыше полубогов, безличного Брахмана и космического проявления. Стихи 4-10 показывают, что Кришна - высший объект поклонения в материальном мире, а также утверждают философию ачинтья-бхедабхеда Господа Чайтаньи, которая провозглашает одновременное единство и различие между Господом, живыми существами и миром.
Основная тема: Благодаря Своему непревзойденному, высшему положению по отношению к м атериальному творению, Господь Кришна является высшим объектом поклонения. Подпункты: A. Господь поддерживает и пронизывает Своими энергиями всю вселенную (9.4-6). 1 Всепроникающий аспект Господа называют авьякта-мурти, Его не проявленной формой. 2 Господь не проявлен для материальных чувств, но Его могут воспринимать те, чьи Б. Кришна говорит: «Все существа находятся во Мне, но Я не в них». Это утверждение еще раз доказывает, что хотя Господь пребывает повсюду, Он не утрачивает Своего личностного бытия (9.4). B. Объяснив, что все существа покоятся в Нем, Господь делает противоположное утверждение, говоря, что они не покоятся в Нем (9.5). Цель этого противоречивого у утверждения - показать Его личностную непричастность к функционированию вселенной, т т.к. эта работа выполняется Его энергиями. Всё находится в пределах Его энергий, но Он л лично не связан с Творением. Так, без Его прямого участия исполняется Его воля. • Чтобы проиллюстрировать, как Кришна поддерживает всё Своими энергиями, оставаясь непричастным, приводится аналогия с ветром в небе (9.6). Г. Кроме того, что Шри Кришна поддерживает творение Своими энергиями, Он также является разумом, создавшим систему, с помощью которой функционирует вселенная. (9.7-10). • Вселенная проходит законченный цикл, состоящий из сотворения, существования и разрушения (см. 8.17. комм). Господь Кришна в воплощениях пуруша-аватар контролирует этот процесс. Д. Маха Вишну - пристанище всех материальных энергий, ибо они входят в Него после разрушения (9.7). Е. Хотя космическое проявление управляется волей Господа, Сам Он не вовлечен в его функционирование (9.8-10). Ж. Осуществление всех функций материальной природы (циклы ее проявления, распреде-ление подходящих тел живым существам и т.д.) происходит через посредство материальной природы, которая управляется волей Господа. Благодаря этому устройству, Господь всегда является высшим повелителем, но Он не привязан к происходящему в творении. З. «Будто бы нейтральный» (удасина-ват). 1. Поскольку Господь не имеет личной привязанности ко всему происходящему в творении, 2.Однако у Господа должна была быть причина для того, чтобы творить этот мир, так
как Он Тот, кто сотворил его, и кто, в конечном счете, управляет им. Поэтому Он не может быть полностью нейтральным. Он нейтрален в том смысле, что у Него нет корыстных интересов по отношению к происходящему в материальном мире. Тексты 11-15 Те, кто поклоняется Кришне, и те, кто не поклоняется Ему Выслушав, как Господь описал Себя в качестве высшего объекта поклонения в материальном творении, человек может задать вопрос: «Почему же тогда не все люди почитают Его?» Кришна отвечает на этот вопрос. Основная тема: Разные люди оценивают Кришну по-разному в зависимости от уровня преданности в их сознании. Подпункты: A. Вне всякого сомнения, форма Шри Кришны полностью духовна (9.11). 1. Господь Кришна не может иметь материального тела. Материальное тело заключает 2. Хотя Господь и появился на планете как обычный человек, Он не является человеком. Его Б. Тот, кто подвергает Господа Кришну осмеянию, во всем обречен на полное поражение (9.12). • Слово «могха-гьяна» указывает на тех, кто не принимает трансцендентную форму Кришны, они, обречены на неудачу в своих попытках обрести знание. Это мощный аргумент против философии майавады. Он один опровергает всё их так называемое знание. B. Тот, кто принимает истинное положение Кришны и действует в соответствии с этим, 1. Не в пример завистливым имперсоналистам, великие души могут по достоинству 2. Предавшись Господу, махатмы попадают под власть Его божественной природы. Эта дайви-пракрити есть Его внутренняя энергия, которая благоприятствует их служению Господу. 3. Махатмы устойчивы в своем преданном служении. Их обеты нерушимы. Г. Те, кто обращаются к Всевышнему, не обладая полным знанием о Нем, поклоняются Ему опосредованно (9.15). Тексты 16-25 Кришна - высший объект поклонения В конце предыдущего раздела Кришна упоминает о трех классах людей, которые предаются Ему косвенно. Это: 1) монисты, 2) поклоняющиеся полубогам и 3) поклоняющиеся вселенской форме. Господь начинает этот раздел с того, что утверждает Себя как Всевышнего для людей третьей категории. Увидев, что Кришна является личностью, стоящей за всеми материальными явлениями, тот, кто поклоняется вселенской форме, обратится к Нему. Основная тема: Если человек увидит абсолютное превосходство положения Господа Кришны по отношению к материальному миру и полубогам, это приведет его к прямому поклонению Господу.
Подпункты: A. Господь Кришна - суть всех вещей в материальном мире (9.16-19). 1. Все состоит из Его энергий. Живые существа, например, являются пограничной 2. Все сущее создано для того, чтобы привести обусловленные души к Господу. Господа Кришну можно назвать сутью ведических жертвоприношений и четырьмя Ведами, так как они постепенно подводят людей к поклонению Ему. Б. Поклонение Господу Кришне стоит выше, чем поклонение полубогам. 1. Поклонение полубогам, в конечном счете, бесполезно, так как результат этого 2. Бхакти выше поклонения полубогам, потому что Господь лично заинтересован в 3. Поклонение полубогам - это косвенное поклонение Кришне (9.23-24). а) Полубоги зависимы от Господа. Они доверенные лица Верховного Господа, на б) Кришна объясняет, что те, кто не признают, что Его природа - это природа B. Какой вид поклонения совершал человек, такое рождение он и получит (9.25). Тексты 26-34 Слава прямого поклонения Кришне В тексте 22 вкратце затронут вопрос, что поклонение Кришне отличается от поклонения полубогам, так как оно основывается на личностных, любовных взаимоотношениях между Господом и преданными. Поклонение полубогам - это просто сделка: человек поклоняется могущественной личности, чтобы получить материальные блага. В противовес этому, совершение деятельности в сознании Кришны побуждается бескорыстным желанием преданного доставить удовольствие Кришне. Господь, в Свою очередь, лично, с большим вниманием наблюдает за духовным развитием Своего преданного. На этом трансцендентном взаимообмене и сосредоточен последний раздел девятой главы, которая является «сутью сути самой сути» «Гиты».2 Основная тема: Поклонение Господу Кришне выше всех остальных видов поклонения, потому что Всевышний Господь проявляет непосредственный интерес к жизни Своего преданного. Подпункты: А. Практика сознания Кришны не требует наличия каких-то особых материальных качеств (9.26). 1. Основной чертой поклонения полубогам является соблюдение строгих правил и 2. Кришну не интересуют материальные соображения. Преданность - вот то, что 2 «Бхагавад-гита» является сутью всего ведического знания. Средние шесть глав (с 7-й по 12-ю) являются сутью «Бхагавад-гиты», а последний раздел 9-й главы и начало 10-й - суть средних глав «Гиты».
доставляет Ему удовольствие. Поскольку преданность не зависит от положения человека в материальном мире, то поклоняться Господу может каждый, используя то, что имеет. Один из аспектов красоты бхакти состоит в ее простоте. Б. Текст 26 описывает чистую преданность, а текст 27 - нишкама-карма-йогу, когда человек все еще привязан к своей деятельности, но выполняет ее для Кришны. • Основное отличие чистой бхакти от нишкама-карма-поги состоит в том, что действия В. Освобождение приходит благодаря тому, что мы связываем нашу деятельность со служением Господу (9.27-28): 1. Господь Кришна объясняет, что, действуя, таким образом, человек освободится от оков 2. Более того, человек достигнет освобождения (вимукти). 3. Более того, человек придет к Кришне (мам упайшъяси). Г. Самое важное свойство бхакти состоит в том, что Господь лично отвечает на чувства Своих преданных, приближая их к Себе (9.29-34). Д. Кто-то может возразить, что любовь Кришны к Своему преданному является признаком того, что Господь не свободен от привязанностей и антипатий. 1. Господь объясняет, что Он не испытывает ни к кому ни ненависти, ни пристрастия, но поскольку Он личность, Он отвечает на чувства тех, кто настроен благосклонно по отношению к Нему. Понять это помогает аналогия с дождем (9.29, комм). 2. Шрила Прабхупада подчеркивает: «Если нет взаимности между преданным и Е. Господь объясняет, что преданные, к которым Он благоволит, не подпадают под ту же категорию, что и обычные люди. Как правило, если человек совершает грех, то в обществе он считается падшим. Но преданные Господа считаются святыми, даже если по обычным меркам они падшие. 1. Иногда преданный может допустить ошибку и совершить грех. Даже если такое 2. По милости Господа даже те, кто обычно считаются недостойными духовной жизни Ж. Осознав истину о Кришне и Его преданных, человеку следует погрузиться в сознание Кришны (9.34). • Самое сокровенное знание состоит в том, что Господь проявляет личный интерес к Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.008 сек.) |