АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Пять факторов деятельности. (18.13-17)

Читайте также:
  1. A) Количественный прирост используемых факторов производства.
  2. I. Институционализация рекламной и PR-деятельности.
  3. Аксиомы науки о безопасности жизнедеятельности. Определение и сущность.
  4. Активизация инвестиционной деятельности.
  5. Анализ безубыточности деятельности. Влияние на безубыточность деятельности производителей цены продукции, затрат на производство, объемов продаж
  6. Анализ безубыточности деятельности. Денежная точка равновесия, вклад на покрытие, запас финансовой прочности, операционный рычаг.
  7. Анализ влияния отдельных факторов на стоимость используемых в производстве материалов
  8. Анализ влияния отдельных факторов на уровень затрат по оплате труда
  9. Анализ влияния факторов на повышение эффективности использования основных средств
  10. Анализ влияния факторов на уровень доходности предприятия.
  11. Анализ внешних факторов: привлекательность среды
  12. Анализ доходов предприятия и факторов, обуславливающих их формирование.

Господь использует Веданту в качестве авторитетного источника для описания пяти факторов деятельности. Конечно, у Господа нет необходимости в том, чтобы ссылаться на какие-нибудь другие авторитеты, кроме Него Самого, но, будучи ачаръей, Господь показывает другим пример того, как нужно поступать. (18.13)

1. Место действия (адхиштханам) - материальное тело.

2. Совершающий действия (карта) - душа, чьи желания служат причиной
деятельности тела.

3. Различные чувства {коранам)

4. Усилия (чешта) - попытки привести чувства в действие

5. Сверхдуша (датам)

Пять факторов влияют на осуществление и исход деятельности. Поняв это, человек должен освободиться от иллюзии, заключающейся в том, что он единственный деятель, и начать следовать наставлениям Сверхдуши, высшего фактора.

Сверхдуша есть самый важный фактор, т.к. Она может контролировать и оказывать влияние на все остальные факторы. Когда человек приходит к сознанию Кришны, он принимает прибежище у наставлений, даваемых Сверхдушой в сердце. Поступая так, душа снимает с себя ответственность за свои действия, т.к. действует, исходя из повелений свыше.

Тексты 18.19-40 Запутанность в трех гуннах

Основная тема:

Три гуны обуславливают всю деятельность, происходящую в материальном мире.

Тексты 18.41-48 Поклонение Господу посредством исполнения

предписанных обязанностей является истинным отречением и приносит освобождение от последствий грехов

Основная тема:

Используя свои кармические склонности в служении Господу (посредством системы варнашрамы), человек продвигается по пути к освобождению.

Подпункты:

А. В предыдущем разделе подробно описывалось, каким образом три гуны обуславливают деятельность. В заключение этого раздела, в тексте 40, Кришна объясняет: «Нет ни одного существа, даже среди полубогов на райских планетах, которое было бы свободно от влияния этих трех гун, порожденных материальной природой». Тогда возникает вопрос: «Если все существа в материальном мире обусловлены гунами, то, как можно освободиться от их влияния?» Отвечая на этот вопрос, Господь описывает систему варнашрамы. В этой системе человек действует согласно тому, какие гуны влияют на него, но делает это как регулируемое служение Господу. Продвигаясь на пути деятельности без привязанности, из чувства долга, человек поднимается все выше и


выше до тех пор, пока не будет готов оставить деятельность и заняться исключительно развитием знания.

Б. Хотя любая деятельность имеет недостатки этим не стоит пользоваться как предлогом для того, чтобы взяться за другой вид деятельности. (18.47-48) В каждой из четырех варн человек совершает деятельность, которая осквернена материальной природой. Это неизбежно. Но, если человек выполняет предписанные ему обязанности как служение Господу, то эти недостатки будут устранены.

Тексты 18.49-55 От гьяна-йоги к чистому преданному служению Основная тема:

Совершенство гьяна-йоги заключается в том, чтобы понять природу своего «я» и своих

от ношений с Кришной, т.е. бхакти - высшая точка гьяны.

Описав, каким образом система варнашрамы очищает человека от обусловленности, Господь Кришна говорит о той стадии, когда человек может прекратить выполнение предписанных обязанностей. Эта стадия называется гъяна-йогой.

Когда гуны уже не заставляют человека действовать, он может приступить к практике гьяна-йоги и заняться пассивной медитацией. Гьяна-йога ведет к осознанию Брахмана, т.е. человек осознает свое качественное единство с Всевышним.

Следуя практике гьяна-йоги (описанной в стихах 51-53), человек очищается, используя свой разум. Анализируя и сопоставляя, он освобождается от представлений о себе как о теле и уме. Таким образом, он освобождается от влияния материальной природы.

Господь Кришна описывает это состояние как состояние радости и отсутствия материальных желаний (18.54). И все же, как объясняет Господь Кришна, осознание Трансцендентного еще не заканчивается на этой точке. На стадии осознания Брахмана человек начинает практиковать чистое преданное служение. Это является важным свидетельством того, что бхакти-йога находится на более высоком уровне, чем гьяна-йога.

Стих 55 еще сильнее подтверждает этот факт. Только благодаря преданному служению, человек может понять Кришну и вступить в царство Бога. Существует две стадии преданного служения: предшествующая освобождению и следующая за освобождением. На стадии, предшествующей освобождению, бхакти является средством очищения, с помощью которого человек избавляется от ложного эго. После освобождения бхакти - естественное качество души в ее вечных взаимоотношениях с Кришной.

Тексты 18.56-60 Деятельность в чистом преданном служении

Основная тема:

Следуя повелению Кришны, человек должен заниматься преданным служением. Если же он не будет делать этого, то он, несомненно, будет пребывать в иллюзии.

Кришна уже объяснил, как осознавшая себя душа может прийти к чистому преданному служению. Теперь Он опишет деятельность в преданном служении и покажет насущную необходимость такой деятельности в преданности, а также ее результат.1

Подпункты:

А. Преданный, действующий ради служения Кришне, находится под Его защитой и уверен в том. что достигнет совершенства благодаря милости Господа. (18.56-58)

1. Шрила Прабхупада объясняет, что человек должен следовать наставлениям пред-

1 Интересно отметить, что стихи 18.57-60 и 3.30-33 имеют практически одинаковое строение. В стихе 57 (или 3.30) Господь просит предаться Ему в полном знании. Затем Он объясняет, что игнорирование Его наставлений приводит лишь к неудаче, а следование им - к спасению (58 или 3.31-32). И заканчивает Он, говоря, что, в конечном счете, человек поступит согласно его склонностям. Поэтому следует исполнять свой долг в соответствии с указаниями Господа, иначе человек будет действовать под диктовку ложного эго (59-60 или 3.33).

ставителя Кришны так же, как если бы он следовал наставлениям Самого Кришны. Так он дает практическое руководство тому, кто хочет получать наставления и защиту Кришны, даже если Сам Кришна не присутствует лично.

2. Здесь представлена та же самая тема, что и в стихах (8.14), (9.30-31) и (12.7) тот, кто действует под руководством Господа, получает защиту Самого Господа. Следовательно, человек не нуждается ни в каком ином средстве очищения, кроме преданного служения Шри Кришне. Господь Кришна Сам позаботится о продвижении и спасении Своего преданного, т.к. Он лично проявляет непосредственный интерес к жизни Своего преданного.

Б. Высшая свобода проявляется во внутреннем выборе служить Кришне или

отвернуться от Него. (18.59-60)

На протяжении всей «Бхагавад-гиты» перед Арджуной стоит дилемма: сражаться или отказаться от сражения. Но в этом разделе Кришна объясняет, что Арджуна в любом случае будет сражаться, т.к. гуны обусловили его быть кшатрием.

Поэтому не совсем точно будет сказать, что Кришна поведал Арджуне «Бхагавад-гиту» лишь для того, чтобы убедить его сражаться. Из-за того, что Арджуна обусловлен определенными гунами, это все равно случилось бы. Кришна же хочет, чтобы Арджуна предался Ему.

Для Арджуны сражаться в преданном служении, подчиняясь Кришне, и сражаться из-за влияния гун - вещи противоположные. Благодаря тому, что, выполняя предписанные обязанности, Арджуна предался Кришне, он действует в соответствии со своим изначальным положением и находится под защитой внутренней энергии Господа. Если бы Арджуна не предался Кришне и действовал в соответствии с тем, как на него влияют гуны, то он так бы и остался погрязшим в трясине материального существования.

Тексты 18.61-63 Вручение себя Сверхдуше
Основная тема:

Совершенство достигается благодаря сосредоточению на указаниях Сверхдуши в сердце.

Кришна говорит, что живое существо находится в машине, сделанной из материальной энергии (т.е. в теле). Кришна также описывает Сверхдушу, которая милостиво сопровождает душу в ее странствиях (18.61).

Это объяснение необходимо, чтобы углубить понимание того, что истинная сфера влияния души лежит вне материальной природы. Душа подобна пассажиру в машине, созданной материальной энергией и управляемой ею. В чем истинная сфера влияния души, становится понятно, когда Кришна дает Арджуне наставление вручить себя Сверхдуше (18.62). И вновь утверждается, что свободная воля души проявляется в выборе между прямым служением Кришне, следуя Его наставлениям, и опосредованным служением Ему через материальную энергию. В любом случае, живое существо находится в подчинении у Кришны. Служа Сверхдуше напрямую, человек обретает полное знание, и становится достойным вступить в духовный мир. Если же человек отворачивается от Кришны, он пытается жить в иллюзии, думая, что он независим. Поэтому он вынужден оставаться в подчинении у майи. Кришна продолжает управлять этим человеком, но издалека, с помощью трех гун природы.

Стих 63 является логическим завершением этого раздела. Кришна рекомендует Арджуне
подумать над тем, что он услышал, и сделать свой выбор. Шрила Прабхупада объясняет, что
этот стих указывает на то, что Бог не мешает живому существу распоряжаться своей
крошечной независимостью по своему желанию.

Тексты 18.64-66 Самое сокровенное знание: стань чистым преданным Кришны

Основная тема:

Кульминацией развития трансцендентного знания является восстановление отношений с Верховной Личностью Бога.

Подпункты:

В известном смысле «Бхагавад-гита» могла бы закончиться на стихе (18.63), в котором Кришна ставит Арджуну перед выбором: принять Его наставления или пренебречь ими. И все же, из сострадания к Арджуне, Кришна продолжает говорить, еще сильнее побуждая его предаться.

Господь Кришна ясно объясняет основной смысл «Бхагавад-гиты»: человек должен с глубоким убеждением служить Ему, не связывая себя больше ни с какими иными формами дхармы. Нужно просто служить Кришне, т.к. Он, несомненно, позаботится обо всех нуждах вручившего себя Ему преданного.

А. Сокровенность духовного знания зависит от того, насколько оно раскрывает отношения между душой и Сверхдушой (18.64). Из всех различных по глубине видов духовного знания, представленных в «Бхагавад-гите», понимание своих взаимоотношений с Кришной является самым глубоким и сокровенным.

Б. Тот, кто хочет практиковать чистую преданность, не нуждается ни в каком предва­рительном очищении; бхакти-йога сама по себе в высшей степени очищает. (18.66)

1. Стремящийся к совершенству трансценденталист может думать, что он не готов
заняться прямым поклонением Господу. Он может почувствовать, что ему нужно
практиковать какую-нибудь другую форму возвышения, и только затем прийти к
непосредственному преданному служению. Но в этом нет необходимости. Когда человек
искренне практикует бхакти-йогу, Господь Кришна Сам берет на себя ответственность за
исправление недостатков в преданном. Таким образом, Кришна уверяет Арджуну:
«мокшайишъями ма шучах».

2. Все формы религии, йоги и дхармы предназначены для постепенного
возвышения человека до его вечного положения преданного слуги Господа. Следовательно,
не следует избегать непосредственного служения Кришне под предлогом других
религиозных и общественных обязанностей.

Тексты 18.67-71 Проповедь и изучение «Бхагавад-гиты» Основная тема:

Любого, кто столкнется со священным посланием «Бхагавад-гиты», будь то посредством проповеди, изучения или слушания, ожидает благо.

Закончив «Бхагавад-гиту», Кришна дает ориентиры, согласно которым можно распространять это послание. Главным образом, «Гиту» следует обсуждать в кругу преданных. Господь Кришна уже объяснил, что единственный способ познать Его - это преданность (11.53-54,18.55 и т.д.), а те, кто не преданы Ему, могут совершить оскорбления, если попытаются искусственно представить себя знатоками «Гиты».

Тексты 18.72-73 Твердая убежденность Арджуны Основная тема:

Результатом правильного слушания «Бхагавад-гиты» является полное вручение себя Господу Кришне.

В контексте «Бхагавад-гиты» Арджуна является представителем всех живых существ, которые стоят перед высшим выбором: служить Кришне или отвернуться от Него.

Правильно выслушав науку «Бхагавад-гиты» от Кришны или Его представителя, человек полностью осознает свое изначальное положение слуги Кришны, и поэтому служит Кришне с преданностью, свободный от всех опасений. Итак, Арджуна утвердился в знании и совершенно готов сражаться ради Кришны.

 


Тексты 18.74-78 Предсказания Санджайи Основная тема:

«Бхагавад-гита» - исполненное величия и славы возвышенное послание.

«Бхагавад-гита» - это не обычная книга мирского автора. Это энергия знания. Самого Господа, с помощью которого Он просвещает падшие души. Поэтому тот, кто изучает «Гиту», вступает в прямое общение с Господом Кришной. Тот, кто правильно слушает это послание, становится сознающим Кришну: он видит Кришну во всем, и поэтому вся его жизнь становится волнующей и удивительной.

Если человек обладает сознанием Кришны, он осознает положение Кришны как высшего прибежища всего. Воля Кришны превыше всего. Поэтому бхакта, предавшись этой воле, всегда одерживает победу и никогда не знает поражений.

Приложение 1

«БХАГАВАД-ГИТА КАК ОНА ЕСТЬ» СВЯЗЬ ГЛАВ

В начале «Бхагавад-гиты» слепой царь Дхритараштра просит своего секретаря Санджаю
рассказать ему о битве между его сыновьями Кауравами и их двоюродными братьями Пандавами.
Господь Кришна, Верховная Личность Бога, из любви к Своему преданному, принцу Арджуне
(который был одним из пяти Пандавов), согласился управлять его колесницей. Взяв свой лук, и
приготовившись к сражению, Арджуна видит сыновей Дхритараштры, приближающихся строем, и
просит Кришну вывести колесницу между двумя армиями. Там, между двумя воюющими сторонами,
Арджуну одолевают сомнения, т.к. он предвидит скорую гибель своего учителя, родственников и
друзей. Он бросает лук и отказывается сражаться.

В первой главе и начале второй Арджуна высказывает различные аргументы в пользу своего отказа. В основном, он опасается кармических последствий греха убийства. Но после того, как Арджуна вручает себя Кришне и обращается к Нему за наставлениями, Господь Кришна постепенно рассеивает его сомнения. Сначала Кришна убедительно доказывает Арджуне, что убийства как такового не произойдет, поскольку душа бессмертна. Затем Кришна разъясняет, что сражение в настроении служения Ему трансцендентно и не влечет кармических реакций. Господь также раскрывает цель Вед - постепенное возвышение души до уровня сознания Кришны. Таким образом, Кришна вдохновляет Арджуну сосредоточиться на своем служении Ему, то есть, на участии в битве, и не обращать внимание на желания ума.

Кришна лишь вкратце упоминает те причины, по которым Арджуна следует сражаться; кроме того, Он придает большое значение как буддхи-йоге, использованию разума в совершенствовании духовного знания (2.45, 2.49, 2,50), так и карма-йоге, искусству деятельности (2.47, 2.48, 2.50). Арджуна несколько сбит этим с толку и склонен воспринять наставления Кришны о необходимости практики буддхи-йоги как предлог для того, чтобы удалиться с поля боя и провести жизнь в размышлениях.

Он пытается прояснить этот момент в начале третьей главы, обращаясь к Кришне с вопросом, почему Тот настаивает на сражении, если путь разума лучше кармической деятельности. В ответ Кришна рассказывает о карма-йоге. Деятельности, осуществляемой в настроении преданного служения и потому свободной от последствий» и Он опровергает идею Арджуны: о том, что любая деятельность приносит какие-либо плоды и ведет к порабощению. Кришна приводит еще один аргумент в пользу того, что Арджуна должен сражаться: Он говорит, что освобождение от греховных реакций посредством деятельности в настроении преданного служения лучше попытки избежать последствии путем отказа от деятельности. Кришна настаивает на том, чтобы Арджуна своим участием в сражении подал пример надлежащего исполнения долга. Таким образом, Господь велит Арджуне сражаться, но советует использовать при этом знание и действовать без привязанности (3.29-30), чтобы не пасть жертвой собственных симпатий и антипатий.

Затем в ответ на вопрос Арджуны о причине, побуждающей душу действовать недостойным образом или пренебрегать своим долгом, Кришна говорит, что виной тому вожделение - враг этого мира. Господь советует Арджуне обуздать свои чувства, сосредоточиться на осознании своего положения вечного слуги Кришны и, таким Образом, при помощи духовной силы и решительного разума одолеть этого могущественного и греховного врага.

Итак, в третьей главе Кришна велел Арджуне сражаться, полностью осознавая Его(3.30), в четвертой же главе Господь раскрывает различные аспекты трансцендентного знания. Сначала Кришна описывает получение знания по цепи ученической преемственности. Затем, последовательно объяснив Свои явления и миссию, Господь называет преданное служение Ему целью всего знания. Далее Господь объясняет Арджуне, что знание обретается путем совершения жертвоприношений (о важности ягий и жертвоприношений Господь уже говорил в 3.9-16). Далее Кришна объясняет, что душа является Его вечной неотъемлемой частицей и, что для постижения этого знания человек должен обратиться к истинному духовному учителю. Кришна заканчивает четвертую главу прославлением трансцендентного знания и просит Арджуну сражаться, вооружившись знанием, сжигающим дотла все последствия греховных поступков.

Арджуна поставлен в тупик необходимостью как работы (требующей действия), так и стремления к знаниям (подразумевающего бездействие). Его решимость угасла, он видит противоречие между сражением и познанием. Поэтому в начале пятой главы Арджуна просит Кришну подробно объяснить, что выше: отказ от деятельности (рассуждение, санкхъя, гьяна, бе здействие в знании) или деятельность в преданном служении.

Знание – самое сокровенное, ибо оно раскрывает Его истинное положение, которое способны осознать люди, независтливые и преданные Кришне души. Кришна говорит, что будут независимым и отстраненным, Он пронизывает, создает и уничтожает все космическое пространство посредством Своей материальной энергии. Великие души, знающие Кришну как Верховную Личность Бога, вручают себя и служат Ему как единственному наслаждающемуся и высшему объекту поклонения.

Затем Кришна говорит о том, как удачливы такие преданные: если человек поклоняется
Кришне, то Кришна заботится о нем, восполняет все его недостатки и сохраняет его силы. И все, что
Кришна требует взамен - это листок, цветок, плод или воду, предложенные с преданностью. Так Его
преданный приходит к Нему. Даже если преданный непреднамеренно совершает какой-либо дурной
поступок, он вернется на правильный путь, так как Кришна обещает Арджуне, что Его преданный
никогда не погибнет.

Итак, в седьмой и девятой главах Кришна излагает знание о своих энергиях, в десятой же главе Он более подробно рассказывает о Своих достояниях и раскрывает Себя как Верховную Личность Бога, источник всего сущего. Кришна говорит, что Его чистые преданные знают Его как врожденного Верховного Господа, первопричину полубогов и мудрецов, источник всех материальных и духовных миров и источник всех качеств. Поэтому эти чистые и мудрые личности, чьи мысли всегда сосредоточены на Кришне, поклоняются Ему, беседуют о Нем, и, свободные от грехов и заблуждения, они полностью отдают себя преданному служению Ему. Чтобы оказать им особую милость, Кришна, пребывающий в их сердцах, рассеивает тьму, порожденную невежеством.

Выслушав о достояниях Кришны, Арджуна принимает Его как Верховного Господа, опираясь в этом утверждении на цитаты из авторитетных писаний. Он говорит, что в действительности лишь Сам Кришна знает Себя. После этого Господь по просьбе Арджуны начинает повествование о Своих божественных проявлениях в этом мире: о Сверхдуше, об океане, о Гималаях. В заключение Кришна даст Арджуне понять, что эти проявления – лишь малая часть Его безграничного великолепия, ибо одной лишь крошечной частицей Себя Он пронизывает и поддерживает всю эту вселенную!

Хотя Арджуна и признает двурукую форму Кришны, которую он сейчас видит перед собой, наивысшей, «все же он просит Кришну явить Его все пронизывающую вселенскую форму, на которой зиждется вся вселенная. Такова суть одиннадцатой главы: в ней Кришна устанавливает критерий истинности аватары. Каждый, кто утверждает, что он – Бог, должен явить вселенскую форму.

И Кришна открывает Свою дивную, сияющую, всепроникающую форму. Арджуна видит, как многие солдаты из обеих армий входят в нее и встречают там свою смерть. Господь объясняет, что эта форма есть время, великий разрушитель миров, и так как Арджуна уже знает о неизбежной гибели всех воинов, то Кришна просит его: «Стань Моим орудием в этой битве». Затем, выслушав молитвы охваченного страхом Арджуны, Господь идет ему навстречу и являет сначала Свою четырехрукую форму, и затем вновь принимает Свой изначальный двурукий образ. При этом Кришна говорит, что двурукую форму способны видеть только чистые преданные, которые действуют для удовлетворения Кришны, отказавшись от какой-либо кармической деятельности, и делают Кришну высшей целью своей жизни, В заключение Господь говорит, что такие преданные обязательно придут к нему.


После того как Арджуна увидел внушающую благоговейный трепет вселенскую форму Кришны, у него возникло желание прояснить свое положение преданного Кришны. Он спрашивает, что выше: поклонение Кришне посредством преданного служения или посредством размышлений о безличном Брахмане? Кришна сразу же дает четкий ответ, что наиболее совершенным следует считать того, кто занят служением Господу в Его личностной форме. Поэтому необходимо посвятить себя преданному служению Кришне, сосредоточие на Нем свой ум, а если это невозможно, то надо следовать правилам и предписаниям бхакти-йоги, и это очистит человека, так что в дальнейшем он сможет непосредственно приступить к преданному служению. Кришна также описывает и другие процессы, приводящие в конечном счете к преданному служению.

Далее Господь перечисляет качества, которые являются неотъемлемой частью поклонения Кришне посредством преданного служения и помогают преданному стать дорогим для Кришны, такие как равное отношение к счастью и несчастью, независимость от обычного течения дел, удовлетворенность и твердое следование по пути преданного служения.

Тринадцатая глава начинается с вопросов Арджуны о поле деятельности и о знающем это поле. Кришна, отвечает, что полем деятельности обусловленной души является ее тело и сфера взаимодействия тела с материальным миром. Поняв различие между телом, душой и Сверхдушой и следуя соответствующему процессу познания, душа возвышается над двойственностью этого мира, осознает свое подчиненное положение по отношению к Кришне и достигает высшей цели.

В тринадцатой главе было рассмотрено, как человек может освободиться от оков материального существования с помощью процесса познания, а также объяснялось, что заточение живого существа в материальном мире происходит из-за его контакта с гунами материальной природы (13.20-22). Теперь же, в четырнадцатой главе, Верховная Личность Бога подробно описывает эти три гуны: благость, страсть и невежество, которые удерживают под своим контролем все обусловленные души в этом мире. Тем не менее, душа может возвыситься над гунами, если посвятит себя преданному служению (все другие пути в той или иной степени обусловлены гунами). Таким образом, ограничения, продиктованные полем деятельности, могут быть сведены на нет, и тогда душа возвысится до уровня Брахмана, изначального положения чистоты и счастья, положения, источником которого является Кришна.

Поскольку для того, чтобы обрести привязанность к служению Господу, необходимо избавиться от привязанностей к материальному, Кришна дает в пятнадцатой главе соответствующий процесс освобождения из тисков материи. Он начинает с того, что сравнивает материальный мир с гигант­ским баньяновым деревом, корни которого растут вверх, а ветви - вниз, и Он призывает Арджуну вырваться из пут этого дерева, вручив себя Кришне. С помощью этого процесса душа может покончить со своими перевоплощениями в этом мире и вернуться назад к Богу, в духовный мир.

Трансценденталист способен видеть, как живое существо переселяется из одного тела в другие сообразно желаниям своего ума, однако глупцу этого не понять. Но даже глупец сможет обрести истинное видение, если он постарается понять, что сияние солнца и луны, свет огня исходят из Кришны, что Кришна поддерживает планеты на их орбитах и дает жизненный сок всем овощам, что Он присутствует в теле в виде огня пищеварения и пребывает в сердце каждого как Параматма, что именно Он является источником памяти и забвения, а также конечной целью Вед и составителем «Веданты». В заключение Господь говорит, что человек, знающий Его как Верховную Личность Бога и посвятивший себя преданному служению Кришне, постиг наиболее сокровенную часть Вед и конечную цель «Веданты».

В пятнадцатой главе благочестивая деятельность, ведущая к возвышению на райские планеты, сравнивалась с боковыми корнями баньянового дерева.

В шестнадцатой же главе после перечисления 26 божественных качеств Кришна описывает качества, ведущие к деградации души и присущие тем, кто обладает демонической природой: высокомерие, невежество, тщеславие и стремление к власти и чувственным наслаждениям.

Кришна рассказывает о демоническом образе мышления следующее: демоны утверждают, что мир нереален и возник из плотского желания. Находя отраду в ненасытном вожделении, они считают удовлетворение чувств своей первейшей целью и добывают деньги неправедными путями. Не задумываясь, демоны устраняют со своего пути «конкурентов» и, окружая себя родственниками, они считают себя счастливыми и могущественными. Они приносят жертвы и занимаются благотворительностью лишь для того, чтобы увеличить свое счастье. Охваченные беспокойством, самодовольные, бесстыдные и введенные в заблуждение богатством, демоны богохульствуют по ПОВОДУ истинной религии. Этих злонравных личностей, низших среди людей, Кришна постоянно

низвергает в демонические виды жизни, и они постепенно опускаются до самых отвратительных форм существования.

В конце главы Кришна объясняет, что истоки демонической жизни лежат в вожделении, гневе и жадности, и поэтому каждый разумный человек должен отказаться от них и исполнять свои обязанности, с верой следуя предписаниям шастр.

Итак, Кришна завершил шестнадцатую главу, указав на следующую разницу между личностями божественного и демонического склада: благочестивые люди руководствуются в своей жизни указаниями писаний, в то время как демоны отвергают их. В начале семнадцатой главы Арджуна продолжает рассматривать этот вопрос: он хочет прояснить положение тех, кто не следует положениям шастр, а поклонятся в соответствии со своими собственными представлениями. В ответ Кришна описывает, как конкретная комбинация гун, влияющая на человека, может обуславливать его веру, поклонение, употребляемую им пищу, совершаемые им жертвоприношения, благотворительность и аскезы. В конце главы Кришна объясняет значение слов ом тат сат. Он говорит, что любое действие, будь то жертвоприношение, благотворительность или аскеза, если оно осуществляется не в рамках преданного служения, становится обусловлено какой-либо гуной и потому является бесполезным как в этой жизни, так и в следующей. Поэтому необходимо стать сознающим Кришну и посвятить себя преданному служению.

Эти семнадцать глав, которые мы рассмотрели, представляют собой собственно «Бхагавад-гиту». Что же касается восемнадцатой главы, то в ней Кришна делает обзор всего этого знания и вновь возвращается к идее, которую Он высказывал на протяжении всей «Бхагавад-гиты», идее о необходимости посвятить себя преданному служению и стать сознающим Кришну.

Поскольку основной причиной, по которой Арджуна хотел отказаться от выполнения своего воинского долга, была боязнь греховных последствий, то Кришна для того, чтобы направить Арджуну по верному пути, разъясняет, что такое истинное отречение и как освободиться от последствий грехов. Для этого необходимо:

1. отказаться от плодов деятельности;

2. во всем руководствоваться указаниями Параматмы;

3. выполнять соответствующие своей природе предписанные обязанности, действуя как брахман,
кшатрий, вайшья
или шудра, и жертвовать плоды своего труда Господу (каждый из этих пунктов
говорит в пользу того, что Арджуна должен сражаться).

Так человек осознает свою духовную сущность и достигает уровня брахма-бхута. Тот, кто пребывает на этом уровне, уже освобожден от материальных привязанностей и получает право заниматься чистым преданным служением.

Единственный способ постичь Кришну - это предаться и служить Ему. Это прямой путь, свободный от примесей кармы и гьяны, поэтому Арджуне ни к чему опасаться последствий грехов. Находясь под защитой Кришны, чистый преданный достигает Кришналоки.

Итак, Кришна велит Арджуне вручить себя Верховному Господу, пребывающему в его сердце, и так достичь высшей трансцендентной обители. После этого Кришна открывает Арджуне самое сокровенное знание: «Всегда думай обо Мне, стань Моим преданным, действуй для Меня, поклоняйся Мне и выражай Мне почтение. Вручи себя Мне без остатка и не страшись последствий своих грехов.»

Выслушав наставления Шри Кришны, Арджуна преисполнился решимости сражаться. Пересказав эту беседу Дхритараштре, Санджая в экстазе вспоминает вселенский образ Кришны и предвещает победу Арджуны, великого лучника, ибо Арджуна, будучи преданным повелителя всех мистиков, Кришны, несомненно должен победить.

 

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.016 сек.)