|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Описание арт-терапевтических занятийНа первую встречу с психотерапевтом Маша принесла около полутора десятков фотографий. Когда психотерапевт предложила ей показать и прокомментировать снимки, Маша расположила их на столе в хронологическом порядке, а затем стала о них рассказывать. Среди принесенных Машей фотографий были фотографии, на которых она была изображена одна, либо вместе с родственниками или одноклассниками. Она высказала сожаление, что принесла мало фотографий с мамой; фотографий же с папой (отчимом) она не принесла, заявив, что выглядит на них «неестественно». Фотографии же, на которых она представлена вместе с сестрой, ее «оживляют» — эту «живость» привносит на снимки сестра. Из фотографий, которые ей больше всего дороги и близки, она выделила фотографию, запечатлевшую ее при посещении храма в Египте, на фоне древней фрески, а также в момент погружения в батискафе (также во время поездки в Египет), на фоне картины подводного мира. Психотерапевт обратила внимание на то, что и в том, и в другом случае фоном для фотографирования Маши служили экзотические, как бы «не от мира сего» ситуации, где нет людей, связанные с выходом за рамки привычной среды. Маша объяснила выбор данных фотографий как наиболее интересных для нее тем, что они дают ей возможность ощутить себя в какой-то особой, красивой обстановке. Особое внимание на следующем занятии было обращено психотерапевтом на восприятие Машей собственного тела в разные периоды жизни. Психотерапевт попросила Машу дополнительно прокомментировать предъявляемые ею на предыдущем занятии, а также новые, принесенные специально для данного занятия фотографии, где она может видеть свою фигуру. Оказалось, что на большинстве фотографий она себе не нравится. Одной из фотографий, где она себя приняла, была фотография, где она сфотографирована в момент подготовки к приходу гостей — она одета в нарядное платье, улыбается. Сбоку находится ее сестра — тоже нарядная. Еще одной фотографией, вызвавшей у нее положительные чувства и удовлетворенность своей внешностью, была фотография, сделанная во время выпускного балла после окончания девятого класса. Маша сфотографирована в момент танца с одноклассником. Она сказала, что хорошо помнит свои приятные ощущения: легкое, свободно развивающееся платье, легкость движений, создающую ощущение парения. На протяжении первых недель арт-терапевтических занятий состояние Маши оставалось неустойчивым: вес колебался, отмечались перепады настроения. Она жаловалась на чувства печали и отчаяния. К вечеру, как правило, усиливались нервозность и злость на родителей, которые отправляли ее ложиться спать, в то время как она предпочитала допоздна, с усердием заниматься уроками. Предлагаемые изобразительные средства Маша пока ни разу не использовала, занятия в основном проходили в форме бесед, позволяющих психотерапевту получить дополнительную информацию о жизни, интересах и отношениях Маши. Так, в частности, обнаружились такие моменты недавнего прошлого, когда она из чувства брезгливости не могла посещать общественный туалет и принимать пищу в столовой. Она также вспомнила, что от усиленных занятий на фортепиано, когда она страдала диатезом, у нее порой трескалась кожа на пальцах, и она не могла из-за этого писать. Комментируя свои отношения с сестрой, Маша отметила, что у сестры всегда была более тонкая талия, «к ней относились, как к кукле, больше баловали». Маша поэтому нередко испытывала чувство зависти. Сестра избегает отрицательных эмоций, предпочитает не читать серьезную, «тяжелую литературу»; любит детективы, фантастику, в то время как Машу мучают серьезные, философские вопросы. Она привыкла ко всему относиться очень ответственно. Маша стала вспоминать о том моменте в своей жизни (около шести месяцев назад), когда она стала более внимательно, с критикой рассматривать себя в зеркале. Начала регулярно измерять талию у себя и сестры, уделять больше внимания выбору одежды, внимательно присматриваясь, как она на ней сидит. Начала усиленно заниматься шейпингом, перешла на низкокалорийную диету, стала взвешивать кусочки еды. Затем Маша стала рассказывать о своем идеале человека, заявила, что внешняя красота должны быть связана с красотой внутренней. Порой она представляла себе некий «волшебный, неповторимый, уникальный образ», который «дарит окружающим любовь, тепло и заботу». Она видела этот образ парящим над морем и ощущала при этом свободу, широту, безграничность. Она признала, что не может приблизиться к этому образу. Она также заявила, что еще учась в музыкальной школе, понимала, что «музыка учит людей понимать справедливость, добро и зло». С помощью музыки она пыталась «исправиться», но ей это не удалось. Занимаясь в художественной школе, болезненно переживала то, что ее работы не вызывают у людей теплых чувств. Исходя из оценки своего опыта, она признала: «Я сама зло, вижу в себе зло, неспособна дать людям добра, не знаю, что мне нужно, жизнь бессодержательна и бесцельна, не встречала более пустой и безнадежной жизни. Не верю в благополучие своей жизни». Арт-терапевт сказала, что на самом деле, возможно, не все так трагично, как представляется Маше. Психотерапевт предложила ей дома подумать о своих разных качествах, составить их список и принести его на следующую встречу. Прочитав на следующем занятии принесенный Машей список личностных характеристик, состоящий из 33 определений, психотерапевт обратила внимание на то, что в нем не было ни одного положительного. Обсуждая каждое качество, психотерапевт попыталась показать Маше, что эти качества либо ей не соответствуют («ограниченность интересов», «нецелеустремленность», «леность» и др.), либо являются преувеличением тех качеств, которые в той или иной мере свойственны всем людям. Психотерапевт также высказала предположение, что родственники и другие люди могут иначе воспринимать Машу и видеть в ней много хороших черт. Для того чтобы помочь Маше изменить представление о себе в лучшую сторону и поддержать ее, психотерапевт предложила ей дома подойти к каждому члену семьи и попросить их составить список ее качеств. На следующую встречу Маша принесла списки, составленные мамой, сестрой, бабушкой и дедушкой. К папе она не подходила, сослалась на его занятость. Обсуждая ее качества, обозначенные в этих списках, психотерапевт обратила ее внимание на явное преобладание положительных качеств. Сестра вовсе не отметила ни одного негативного качества. Мама же из относительно негативных качеств Маши указала лишь трусость и ее неуверенность в себе, противопоставив их четырнадцати положительным качествам. Маша признала, что родственники ее любят и видят в ней преимущественно хорошие качества, их поддержка может помочь ей в жизни. Оставшееся время занятия было посвящено обсуждению ее отношений с отцом. Были выявлены его явная отстраненность от дел семьи и отсутствие теплоты в его отношениях с Машей. Психотерапевт настояла на том, чтобы Маша все же подошла к отцу и попросила его, как и других членов семьи, составить список ее качеств. На следующем занятии было произведено контрольное взвешивание. Оказалось, что за месяц Маша прибавила в весе на полтора килограмма. Затем она показала список, составленный папой. Оказалось, что она все же набралась смелости, подошла к нему и обсудила с ним составленный им список. По его мнению, у Маши «есть воля, но отсутствует цель в жизни», «занижена самооценка, нет уверенности в себе», «отмечаются завышенные требования, самопожертвование». Она также «порой взрывоопасна, особенно для близких, нередко вступает с ними в антагонизм», в то время как с посторонними «мягка и добра». Маша признала, что в семье она действительно часто конфликтует, отстаивает свое мнение. На этом занятии психотерапевт также обратила внимание Маши на то, что в обществе есть люди с серьезными проблемами здоровья, малообеспеченные люди, и что по сравнению с ними проблемы Маши могут казаться преувеличенными. Затем Маша создала коллаж, отражающий ее представление о своем будущем. В качестве центрального образа на ее коллаже оказалось очень аккуратно вырезанное из журнала изображение девушки в серебряном платье и серебряных босоножках, которая слегка приподнимает платье. Фоном служило поле с желтыми цветами и голубое небо. Затем Маша решила соединить изображение девушки со своей фотографией, вырезав свое лицо из самой любимой фотографии (на которой она сфотографирована в момент погружения в батискафе во время отдыха в Египте). Она исправила себе прическу, вырезав волосы из другой фотографии, также вырезала и наклеила мелкие украшения (серьги, диадему), а с левой стороны рисунка наклеила изображение белого плюшевого медвежонка. При обсуждении коллажа выяснилось, что он символизирует желание Маши получать удовольствие от жизни, общения с окружающими, но в настоящее время это сделать трудно, потому что «физическое состояние не позволяет», раньше же это в жизни Маши было (полнота общения, успехи в учебе). Она сказала, что белый медвежонок на коллаже символизирует радость. На следующем занятии оказалось, что Маша прибавила в весе еще килограмм. Она создала рисунок на свободную тему. При обсуждении обнаружилось, что Маша нарисовала образ Русалочки из любимой с детства сказки. Она изобразила сидящую на камне Русалочку, морской берег с возвышающимся замком и принца. Когда психотерапевт спросила, чем привлекателен для Маши образ Русалочки, она ответила, что Русалочка — «нежная и в то же время сильная и непобедимая, умеет так сильно любить». Она добавила, что ей хочется испытать «такую же сильную любовь, ради которой пойдешь на все в жизни». Затем состоялся разговор о сюжете сказки, разных моментах повествования, в том числе том моменте, когда Русалочка танцевала на балу в замке у принца. Психотерапевт: «Что для тебя означает тот печальный момент в сказке, когда Русалочке было больно танцевать?» Маша: «Любовь затмевала все — горе, печаль, боль — помогала бороться с трудностями». Психотерапевт: «То есть любовь давала ей силы все это преодолевать?» Маша: «Да». Психотерапевт: «А ее родственники — отец, мать, сестры?» Маша: «Они не понимали ее, так как не умели испытывать это чувство. Русалки жили в холоде, в бесчувственных отношениях». Психотерапевт: «А принц? Он все же женился на другой, а Русалочка превратилась в морскую пену». Маша: «Мир оказался жесток, принц не захотел понять и принять ее, ее судьба трагична, но в этой истории есть глубокий смысл. Считаю, что умение принести себя в жертву очень важно. Конец сказки мне не представляется трагическим. Хотя бы на мгновение были пережиты страсть, родство душ, любовь». - Затем Маша стала вспоминать о том, как она мечтала быть русалкой и уплыть далеко: «Когда мы отдыхали на море, я заплывала очень далеко и ныряла глубоко, мне мерещились русалки, дельфины и жемчуга, хотела полностью разведать мир подводный, а затем человеческий». Психотерапевт: «А в мечтах или в реальности были у тебя встречи с принцем?» Маша: «Нет, но если бы я встретила его. Моя болезнь несерьезна и глупа. Люди страдают раком, а у меня всего лишь недостаток веса. Сколько времени потеряно в связи с болезнью! Может быть в этом есть какой-то смысл? Да, я поняла: может быть лучше себя чувствуешь, когда не болеешь». В ходе нескольких последующих занятий Маша создавала рисунки на свободную тему, изображая героев разных легенд и сказок (Люис, Тархан, Шаста), которые встречались с различными испытаниями, но в конце концов их успешно преодолевали. Так, например, она изобразила одного из героев, пояснив, что образ этого мальчика близок ей своей тяжелой судьбой; несмотря на то, что он с детства был всего лишен и одинок, он смог выдержать все испытания: «В пути он встречал много людей. Самоотдача, альтруизм, всепрощение были его основными качествами. Он никого ни разу не бросил в беде, даже тех, кто доставлял ему неприятности». Параллельно с этим у Маши отмечалась неуклонная прибавка в весе. Встал вопрос о ее переводе на обучение в классе. На одном из заключительных занятий Маша сказала, что сейчас все ее «мысли направлены на то, как бы побыстрее набрать вес. Я думаю, какую одежду я поеду покупать, в какие клубы пойду на дискотеку, каких приглашу друзей». Работа с девочкой завершилась, когда она возобновила посещение школы, и ее вес приблизился к исходному (тому, который был у нее до начала снижения). Анализ записей в дневнике Маши, отражающих ее самочувствие и прием пищи, проводился в начале каждого занятия. Ретроспективный анализ записей показал, что поначалу в связи с приемом пищи она испытывала дискомфорт, но затем постепенно стала принимать более калорийную пищу (орехи, мед, сгущенное молоко), не испытывая при этом неприятных ощущений. Катамнестическое наблюдение показало, что девочка успешно закончила среднюю школу и поступила в Университет, на экономический факультет с углубленным изучением языков. В качестве одного из изучаемых на факультете языков она выбрала японский. Ее соматическое и психическое состояние остается стабильным. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |