АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Художественного героизма» (2000), холст, акрил

Читайте также:
  1. Анализ элементов художественного текста
  2. Вопрос 18 Структура художественного рынка России
  3. Задачи художественного перевода
  4. ЗНАЧЕНИЕ ЯЗЫКОВОЙ ПРИРОДЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА В ЛИТЕРАТУРЕ
  5. Индивидуальные различия восприятия художественного текста
  6. Искусство Греции 5– 4 вв. до н. э. Создание классического художественного стиля.
  7. Мастерство салтыкова-щедрина в использовании художественного приема гротеска при создании сатирических произведений
  8. Методика художественного чтения и рассказывания детям
  9. ОСНОВНЫЕ ВЕХИ В РАЗВИТИИ СОВЕТСКОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПЕРЕВОДА
  10. Основные парадигмы и модели интерпретации сущности искусства. Плюрализм художественного феномена и его границы.
  11. Тема 1: Феноменология художественного ТВОРЧЕСТВА
  12. Требования к переводчику художественного текста и функции переводчика

По мнению Екатерины Андреевой (2007), «Именно «игру­шечное искусство» представляет страшноватые сцены соци­ализации, столкновения отдельного существа и мира взрос­лых» (с. 323). Одна из представительниц такого искусства, живущая в Берлине Натали Дьюрберг, специализируется на анимационных фильмах, персонажи которых попадают в сюжеты «взрослого» кино, всегда крайне кровожадного: де­вушка снимается в зоофилическом порно с тигром или боль­ного режут огромной пилой. Переводя взрослые сюжеты на язык пластилиновых сказок, Дьюрберг не только открывает детский мир как мир садизма, но и указывает на общеизвест­ный факт о кровожадности сказочного фольклора, то есть о кровожадности — как постоянной, не зависящей от време­ни, места и культуры характеристике человеческой жизни.

Началом расцвета искусства художников-игрушечников считают конец 1980-х годов. К наиболее ярким представите­лям этого искусства можно отнести Джеффа Кунса. Его ис­кусство отражает агрессивно-потребительскую атмосферу современности, в которой созданная человеком предметная среда неизбежно поглощает его самого, хотя сам человек пе­реживает этот акт поглощения не без удовольствия. Совер­шаемое над собой насилие и маркетинговое манипулирование он воспринимает с долей иронии и даже находит для себя возможным по-мазохистски играть в эти «игры всеобщего потребления».

Джефф Куне сам пытался финансировать свои художе­ственные проекты в Нью-Йорке, играя на фондовой бирже, и стал промоутером своего провоцирующего публику искусст­ва. С юности он был увлечен народным творчеством и сюрре­ализмом, в последующем соединив их воедино. Он также за­имствовал образы своего творчества из рекламы, китча и с прилавков супермаркетов. В конце 1990-х годов он вызвал все­общий ажиотаж своей работой «Easy fun» («Доступное раз­влечение»), используя для ее создания разрисованные зерка­ла с изображением героев мультфильмов. Данная работа пред­ставляет собой весьма впечатляющее подобие коллажа, пост­роенного из образов массовой культуры и кукольного дис­курса (рис. 27).

Рис. 27. Джефф Куне «Поток» (2001), холст, наело.

Образы «насилия в гламуре» характерны для творчества Ричарда Филипса. Он известен своими крупномасштабны­ми, эпическими портретами, чем-то напоминающими фигу­рировавших на обложках журналов топ-моделей и героев поп-культуры 1960-1970-х годов. Он использует блестящую живо­писную технику, напоминающую работы мастеров XIX сто­летия, однако поверхность его живописных работ настолько гладкая, что они производят впечатление фотографий. По­рой его модели кажутся бесстрастными и лишенными каких-либо человеческих чувств и слабостей. Ричард Филипс также активно использует провоцирующие эротические стимулы, пользуясь репертуаром тех образов, которые были в изоби­лии представлены в массовой культуре до появления СПИДа. Им многократно используются образы обнаженного женс­кого тела (рис. 28).

Рис. 28. Ричард Филипс «Ска­ут» (1999), картон, масло.

Один из самых затейливых и в то же время депрессивных инсталляторов 1980-1990-х годов, Келли, так описывает идею своего творчества: «В литературе о синдроме подавленной па­мяти говорится о том, что восстановление воспоминаний об унизительной травме представляет выявление зла в ситуаци­ях повседневной жизни: единоверцы оказываются сатанистами-искусителями, отец превращается в насильника, подго­товительная школа становится местом извращенных ритуалов. Я следую этой логике и, используя стандартные формы народных развлечений, обыкновенно рассматриваемые по­зитивно, извращаю их, хотя чаще всего в легкой и непринуж­денной манере». Речь идет об использовании Келли фотогра­фий школьных праздников, которые он по-своему оживляет, помещая участников хорового пения и танцев в кадры филь­ма ужасов. Персонажи других его инсталляций-спектаклей — видавшие виды секондхендовские игрушки — обречены на роли пассивных жертв насилия.

Нечто подобное создала Зои Леонард, которая для создания своей инсталляции «Открытый рот с торчащими зубами» в 2000 году использовала 162 секондхендовские куклы, выстроив их в устрашающем марше. Маниакальное коллекционирование, педофилические фантазии и идеи социальной антропологии, а также пассивность и экспансия, жертвенность и агрессия парадоксальным образом соединены в этой работе.

Зои Леонард стала известна начиная с 1980-х годов как куль­турная активистка, гей-художница, ярая противница всякой цензуры. Сюжеты и образы для своего творчества она берет из собственного опыта культурной и политической активности (рис. 29).

Рис. 29. Зои Леонард, инсталляция «Открытый рот с торчащими зубами» (2000), галерея Паулы Купер, Нью-Йорк.

По мнению Е. Андреевой (2007), «Детский дискурс стабиль­но связан с темой отвратительного. К такой теме отврати­тельного как физиологически и социально бесформенного были поначалу чувствительны 1930 годы. Отвратительное оз­начает состояние деградации и недовдплощенности, недоде­ланности» (с. 324). По-своему разрабатывает эту тему Синди Шерман. В ее цикле фоторабот «Disasters» («Катастрофы») в изобилии представлены разный мусор и выделения челове­ческого тела (кровь, рвотные массы, гной, фекалии и т. д.), вызывающие у зрителя чувства тошноты, отвращения и стра­ха, словно он оказался свидетелем чего-то ужасного и нео­братимого. Подобные чувства могут возникнуть и при про­смотре фильма Гаспара Ноэ «Необратимость» с участием Моники Белуччи, в котором имеется десятиминутная сцена изнасилования в извращенной форме. *

Обсуждая творчество Синди Шерман, Беттертон (Betterton, 1996) утверждает, что эти образы в западной культуре как прави­ло ассоциируются с «ужасными» вещами. Все они связаны с на­рушением социальных запретов и прежде всего с нарушением границ человеческого тела. Используя средства фотографии и различные объекты, Шерман экспериментирует с собственным телом и телами других людей, создавая подчас чудовищные кон­струкции из живого и неживого, кукольного и человеческого.

Ее образы могут отражать «сконструированность» тела жен­щины в условиях доминирования мужского дискурса и медий­ной диктатуры. Оно фактически, по выражению арт-терапевта-феминистки Фабр-Левин (2002), является «зеркалом угнете­ния». Орбах (Orbach, цит. по Ershine, Judd, 1994) сформулирова­ла понятие «ложного тела» в отношении женщин, не имеющих устойчивого, аутентичного образа «я», нередко страдающих нарушениями пищевого поведения. По мнению Фабр-Левин (2002) женщины с «ложным телом» воспринимают себя либо как предмет для манипулирования, либо как нечто, что можно демонстрировать окружающим. Представление о женском или детском теле как объекте для манипуляций, прежде всего сексу­альных, делает объяснимым использование современными ху­дожниками кукол и различных «фантомов», а также образов и физических материалов, не имеющих какой-либо защитной оболочки или границы. Если тело не имеет устойчивых физических границ, либо если его границы грубо нарушаются, все то, что в нем «производится» или из чего оно состоит, из него вываливается или исторгается.

Тело также выступает «вместилищем» различных трудновер-бализуемых переживаний, которые, наподобие его физиологи­ческих производных, могут из него выбрасываться или истор­гаться, либо переживаться в форме симптомов физического дистресса и психосоматических реакций. По выражению Бет-тертон (1996), в творчестве Синди Шерман «внутренности жен­ского организма выносятся наружу, демонстрируя то, что не может не вызывать отвращение и тошноту».

Создавая серийные фотографии, отражающие ее беско­нечные эксперименты с образами собственного тела, Шер­ман словно пытается «найти себя», определить свой аутен­тичный телесный и психологический образ, но всякий раз этот процесс оказывается незавершенным, стимулируя автора к новым экспериментам (рис. 30).

Рис. 30. Синди Шерман, без названия (2000), серия цветных фотоавтопортретов.

С точки зрения постмодернистской теории, «я» современ­ного человека характеризуется нестабильностью и текучес­тью, тем, что постоянно движется, находится в процессе по­стоянных изменений и самообновления (Fitzgerald, 2001). Не имея фиксированного положения в пространстве или устой­чивой направленности движения, «я» современного человека пребывает в бесконечных экспериментах с самим собой (Elliott, 2001). Репрезентации физического и психологическо­го «я» при этом постоянно варьируются: как только создан один образ, появляется другой.

Согласно Эллиотт (2001), идентичность современных лю­дей носит менее определенный характер, чем раньше: «Сим­волические формы и культурные фикции используются людьми в условиях постмодерна в качестве инструментов формирования нарциссической идентичности и интеграции «я» из множества элементов» (Elliott, 2001, р. 137).

В творчестве Шерман также порой присутствуют и обра­зы мужских фантомов — чудовищных кукол с обезображен­ными чертами лица (рис. 31).

 

Рис. 31. Синди Шерман, без названия (1999), черно-белая фотография.

 

Эксперименты с телами — не только человеческими, но и других живых существ — характерны для многих других со­временных художников — например, Джейка и Диноса Чап-менов, Дэмиана Херста. Джейк и Динос Чапмены словно за­чарованы создаваемыми ими «ужасными картинками», по­строенными в форме тотальных инсталляций с использова нием искусно выполненных миниатюр человеческих фигур, природных и техногенных объектов. Нередко в их инсталля­циях «разыгрываются» гротесковые сцены разрушения и гру­бого физического и сексуального насилия. Их композиции порой напоминают работы Брейгеля.

В композиции «Трагическая анатомия» (1996) Джейк и Ди-нос Чапмены использовали обезображенные манекены детей с отсутствующими гениталиями. Скульптуры, рисунки и ин­сталляции этих художников напоминают фантасмагоричес­кие рисунки подростков, экспериментирующих с разными формами телесности и сексуальности. Одной из наиболее впечатляющих работ этих художников является инсталляция «Ад» (2000), диорама, при построении которой было исполь­зовано 5000 миниатюрных фигурок. Инсталляция напомина­ет серию работ, созданных в технике юнгианской песочной терапии. Нельзя не обратить внимания на ее большое сход­ство с теми композициями, которые создают в песочнице под­вергшиеся насилию дети. Инсталляция включает фигурки на­цистов и мутантов, занимающихся пытками и истязаниями. Она представляется всепоглощающей разрушительной орги­ей, чем-то напоминает сцены дантовского ада, но разыгрыва­ющиеся в декорациях западного мира конца XX — начала XXI века (рис. 32).

Рис. 32. Джейк и Динос Чапмены «Arbeit McFries» (2001), инсталляция.

 

Скульптуры Дэмиана Херста как правило представляют со­бой крупномасштабные фигуры людей и живо-тных, напоми­нающие экспонаты музея. Так, работа 2000 годд под названи­ем «Теории, модели, методы, подходы, гипотезы, результаты» включает более 30 скульптур и инсталляций и посвящена те­мам жизни и смерти, здоровья и болезни, порядка и хаоса. Одна из первых его работ (1991) представляет с собой акулу, по­мещенную в раствор формальдегида. В другой работе (2000) под названием «Гимн» он также использовал масштабную скульп­туру человеческого тела с открытыми внутренними органа­ми, напоминающую экспонат музея анатомии (рис. 33).

Рис. 33. Дэмиат Херст «Гимн» (2000), раскрашенная бронзовая скульптура.

 

По мнению Е. Андреевой (2007), начало 1990-х годов было оз­наменовано актуализацией в искусстве темы жизни и смерти: «Одна из главных художественных проблем этого времени — проблема представления жизни и смерти тела — ведет к форми­рованию новой постмодернистской антропологии». Какую роль в формировании этой новой культурной антропологии играет тема насилия? Очевидно, что одну из ключевых, поскольку эта тема так или иначе отражена в творчестве очень многих совре­менных художников. Они находят разные способы и средства для ее разработки, и некоторые из этих способов и средств весь­ма напоминают те, которые используются детьми и взрослы­ми — жертвами насилия.

Очевидно, что начиная с зарождения древних цивилизаций и вплоть до настоящего времени насилие было и остается час­тью человеческого опыта. Оно тесно связано с сексуальнос­тью и отношениями полов, социальной организацией, борь­бой за выживание и интересы разных индивидов и групп и, соответственно, таким фундаментальным человеческим про­явлением, как агрессия.

Культура и цивилизация, с одной стороны, создают опреде­ленные рамки и законы, позволяющие не только регулировать, но и оправдывать проявления насилия и тем самым создают ус­ловия для его «воспроизводства» в разных сферах жизни. С другой стороны, они создают инструменты, благодаря исполь­зованию которых опыт насилия и механизмы его проявления могут быть осознаны и трансформированы в созидательную деятельность. К некоторым из таких инструментов могут быть отнесены искусство и психотерапия, в частности арт-терапия.

ЛИТЕРАТУРА

Андреева Е. Постмодернизм. СПб.: Азбука-Классика. 2П07.

Вуд М. Арт-терапия и расстройства питания: Теория и практика // Исцеляю­щее искусство: Журнал арт-терапии. 1997. Т. 1. № 1. С. 25 — 38.

Ирвуд Ч Федорко М Хольцман Э Монтанари Л Сильвер Р. Диагностика агрессивности на основе использования теста «Нарисуй историю» // Исцеляющее искусство: Журнал арт-терапии. 2005. Т. 7. № 3. С. 51—64.

Келиш Э. В поисках смысла визуальных образов // Арт-терапия в эпоху пост­модерна / Под ред. А. И. Копытина. СПб: Речь-Семантика, 2002.

Копытин А. И. Системная арт-терапия. СПБ.: Питер. 2001.

Копытин А. И. Стандартизация рисуночного теста Сильвер в России // Арт-терапия: Хрестоматия / Под ред. А. И. Копытина, СПб: Питер, 2001. С. 249-272.

Копытин А. И. Тест «Нарисуй историю». Учебно-методическое пособие. СПб:

Речь, 2003.

Копытин А. И. Рисуночный тест Р. Сильвер для оценки когнитивной и эмо­циональной сфер личности // Психологический журнал. 2004. Т. 25. №5. С. 90-97.

Лев-Визель Р. Использование теста рисования фигуры человека Маховера для подтверждения фактов перенесенного сексуального насилия у взрослых // Исцеляющее искусство: Журнал арт-терапии. 1999. Т. 3. № 1. С. 19 — 32.

Мартин Р. Наблюдение и рефлексия: отреагирование воспоминаний и пред­ставление будущего посредством фотографии // Арт-терапия — новые горизонты / Под ред. А. И. Копытина. Москва: Когито-Центр, 2006.

Мэрфи Дж. Арт-терапия в работе с детьми и подростками, перенесшими сек­суальное насилие // Практикум по арт-терапии / Под ред. А. И. Копытина. СПб.: Питер, 2001.

Попов Ю. В Вид В. Д. Современная клиническая психиатрия. М.: Экспертное бюро, 1997.

Сильвер Р. Копытин А. И. Рисуночный тест Сильвер: Методическое руковод­ство. СПб.: Иматон, 2001. 123 с.

Стоун Б. Телесный образ «я» и посттравматическое стрессовое расстройство: Обретение силы посредством диалога с визуальными образами // Арт-терапия — новые горизонты / Под ред. А. И. Копытина. Москва: Когито-Центр. 2006.

Уэлсби К. Часть целого: арт-терапия в школе // Исцеляющее искусство: Жур­нал арт-терапии. 2000. Т. 3. №2. С. 16-34.

Фабр-Левин М. Освобождение и искусство воплощения // Арт-терапия в эпоху постмодерна / Под ред. А. И. Копытина. СПб: Речь-Семантика. 2002.

Фицджеральд Р. Эклектическая психотерапия. СПб.: Питер. 2001.

Фоа Э. Кин Т Фридиан М. Эффективная терапия посттравматического стрес­сового расстройства. Москва: Когито-Центр, 2005.

Хеуш Н. Контрперенос арт-терапевта: Работа с беженцами — жертвами орга­низованного насилия // Арт-терапия — новые горизонты / Под ред. А. И. Копытина. Москва: Когито-Центр, 2006.

Элдридж Ф. Шоколад или говно: Эстетика и культурная нищета в арт-терапевтической работе с детьми // Исцеляющее искусство: Журнал арт-тера­пии. 2000. Т. 3. №3. С. 35-52. Arnheim R. (1974) Art and visual perception: A psychology of the creative eye. The

New Version. Berkeley and Los Angeles: University of California Press. Berliner L. and Ernst E. (1984) Group Work with Pre-Adolescent Sexual Assault Victims,

in Stuart, I. R. and Greer, J. G. (eds.) Victims of Sexual Aggression. New York:

Van Nostrand Rheinhold. Berman L. (193) Beyond the Smile. The Therapeutic Use of the Photographs. London:

Routledge. Betterton R. (1996) An Intimate Distance: Women, Artists, and the Body. London:

Routledge. Bollas С (1987) The Shadow of the Object. Psychoanalysis of the Unthought Known.

London: Free Association Books.

Bremner D. (2002) Does Stress Damage the Brain? New York: Norton. Calisch A. (1992) The Use of Imagery and Art Therapy in Conjunction with Verbal

Treatment: Advantages and Implications. Unpublished Doctoral Dissertation. Carozza P. M. and Heirsteiner С L. (1982) Young Female Incest Victims in Treatment:

Stages of Growth Seen with a Group Art Therapy Model, Clinical Social Work

Journal 10 (3): 165-175. Chantler L Pelco L, Mertin R. (1993) The Psychological Evaluation of Child Abuse

Using the Louisville Behavior Checklist and Human Figure Drawings. Child Abuse

and Neglect, 17 (2), 271-279. Chapman L, Morabito D Ladakakos D. et al. (2001) The Effectiveness of Art Therapy

Interventions in Reducing Post Traumatic Stress Disorder Symptoms in Pediatric

Trauma Patients. Art Therapy: Journal of the American Art Therapy Association,

16 (2), 100-104. Cohen F.W. and Phelps R.E. (1985) Incest Markers in Children's Artwork, The Arts in

Psychotherapy 12: 265-283. Cohen В Hammer J. S. & Singer S. (1988) The Diagnostic Drawing Series: A Systematic

Approach to Art Therapy Evaluation and Research. The Arts in Psychotherapy,

15 (1), 11-21. Cohen-Iiebman M. (2007) Parent Support Group: A Nontraditional Use of Art Therapy.

In Art in Treatment: Transatlantic Dialogue (ed. Dee Spring). Springfield, 111.:

Charles С Thomas. Connor D. F. (2002) Aggression and Antisocial Behavior in Children and Adolescents.

New York: Guilford Press. Сох С & Sobol B. (1994) Summary of Child Diagnostic Drawing Series Pilot Study

(Graduate Art Therapy Program at George Washington University). Paper

presented at 1994 Eastern Regional Conference on Abuse and Multiple Personality,

Institute on Dissociation in Childhood and Adolescence. DeYoung M. & Corbin B.A. (1994) Helping Early Adolescents Tell: A Guided Exercise

for Trauma Focused Sexual Abused Treatment Groups, Child Welfare LXXIII (2): 141-153.

DiLeo J. H. (1996) Young Children and Their Drawings. New York: Branner/Mazel. Dokter D. (ed.) (1994) Art therapy and clients with eating disorders. London: Jessica

Kingsley Publishers. Dubois A. M. (2005) Art therapy and eating disorders // European arts therapy (eds.

line Kossolapow, Sarah Scoble, Diane Waller), Munster: lit Verlag, p. 162- 164. Ehrenzweig A. (1953) The Psychoanalysis of Artistic Vision and hearing. London: Routledge.

Elliott A. (2001) Concepts of the Self. Cambridge: Polity.

Feminist Approaches to Art Therapy (1997) (ed. S. Hogan). London: Routledge.

Fitzgerald P. (2001) Self and Others: An Interview with Ciaran Benson// CIRCA, Irish

and International Visual Culture. 96. Summer 2001: 18-21.

Foulkes S. H. (1992) Group Analytic Dynamic with Special Reflections to Psychoanalytic Concepts. In Classics in Group Psychotherapy (ed. R. McKenzie). New York:

Guilford Press.

Franklin M. (1992) Art Therapy and Self-esteem, Art Therapy 9 (2): 78-84. Freeman T. W. & Kimbrell T. (2001) A «Cure» for Chronic Combat-Related Post

Traumatic Stress Disorder Secondary to a Right Frontal Lobe Infarct: A Case

Report: Journal of Neuropsychiatry and Clinical Neuroscience, 13 (1): 106— 109. Good D. (2007) Imaginative Art Therapy with Dissociative Clients. In Art in Treatment:

Transatlantic Dialogue (ed. Dee Spring). Springfield, 111.: Charles С Thomas. Hagood M. M. (1991) Group Art Therapy with Mothers of Victims of Child Sexual

Abuse, The Arts in Psychotherapy 18: 17-27. Hagood M. M. (1992) The Status of Child Sexual Abuse in the United Kingdom and Implications for Art Therapists, Inscape Spring: 27 — 33.

Hall L. & Lloyd S. (1989) Surviving Child Sexual Abuse. London: Falmer Press. Hembree E. & Foa E. (2000) Post Traumatic Stress Disorder: Psychological Factors

and Psychosocial Interventions. Journal of Clinical Psychiatry, 61 (7): 33-39. Hibbard R. A. and Hartman, G. (1990) Genitalia in Human Figure Drawings: Child-rearing Practices and Child Sexual Abuse, Pediatrics 116 (5): 822-828. Hogan S. (1997) Problems of Identity. In S. Hogan (ed.) Feminist Approaches to Art

Therapy. London: Routledge.

Horowitz M. L (1983). Image formation & psychotherapy. New York: Jason Aronson. Jacobs J. E Hashima P. Y. & Kenning M. (1995) Children's Perceptions of the Risk of

Sexual Abuse. Child Abuse and Neglect. 19 (12). P. 1443-1456. Kardiner A. (1959) Traumatic Neurosis of War. In American Handbook of Psychiatry

(ed. S. Arietti). New York: Basic Books. Kaufman B. & Wohl A. (1992) Casualties of Childhood: A Developmental Perspective

on Abuse Using Projective Drawings. New York: Branner/Mazel. Knille B. J. and Tuana S. J. (1980) Group Therapy as Primary Treatment for Adolescent

Victims of Intrafamilial Sexual Abuse, Clinical Social Work Journal 8: 236-242. Kopytin A. The Silver Drawing Test of Cognition and Emotion: standartisation in Russia,

In Epistemology and practice of research in the arts therapies (Ed. Lony Schiltz),

Fonds National de la Recherche: Luxembourg, 2002. P. 75-92. Kopytin A. The Silver Drawing Test of Cognition and Emotion: Standartization in Russia

// American Journal of Art Therapy. Vol. 40. May. 2002. P. 223-258. Kopytin A. Using Silver Drawing Test for Assessing Normal and Traumatized Children

and Adolescents Living in the Areas Affected by Chernobyl Nuclear Accident

// Trauma und Kreativitat. Therapie mit kunstlerischen medien (R. Hampe, Ph.

Martius, A. Reiter, G. Schottenloher, F. Von Spreti, Hrsg.) Verlag: Universitat

Bremen, 2004. P. 407-416. Kopytin A Sventsitskaya V Svistovskaya E. Fantasizing about violence: using the

Draw-a-Story Test in assessing adult psychiatric patients who committed severe

criminal acts and delinquent adolescents (Chapter 7), In Aggression and

depression assessed through art (ed. R. Silver). New York: Brunner-Routledge,

2005. P. 141-160. Kramer E. (1979) Childhood and Art Therapy. Notes on Theory and Application. New

York: Schocken Books. Langer S. (1953) Feeling and Form. Baltimore: J. Hopkins University Press.

Levens M. (1990) Borderline aspects of eating disorders: art therapy's contribution //

Group Analysis, vol. 23, p. 277 - 284. Levens M. (1994) Art therapy and psychodrama with eating disordered patients // In

D. Dokter (ed.) «Art therapy and clients with eating disorders». London: Jessica

Kingsley Publishers. Levinson P. (1986) Identification of Child Abuse in the Art and Play Products of the

Pediatric Burn Patients, Art Therapy, July: 61-66. Luzzatto P. (1994) The mental double trap of the anorexic patient // In D. Dokter (ed.)

«Art therapy and clients with eating disorders». London: Jessica Kingsley

Publishers.

Malchiody C. (1990) Breaking the Silence. New York: Brunner/ Mazel. McGee P. (2007) Empowerment through Community Development. In Art in Treatment:

Transatlantic Dialogue (ed. Dee Spring). Springfield, 111.: Charles С Thomas. Naumburg M. (1958) Case Illustration: Art Therapy with Seventeen Year Old

Schizophrenic Girl. In The Clinical Applications of the Projective Drawings (ed. E.

Hammer). Springfield, 111: Charles C. Thomas. Peake B. (1987) A Child's Odyssey toward Wholeness through Art Therapy, The Arts

in Psychotherapy 14: 41—58. Pinto G. & Bombi A. S. (1996) Drawing Human Figures in Profile. A Study of the

Development of the Representative Strategies. Journal of Genetic Psychology.

157 (3). P. 303-321. Sagar С (1990) Working with Qases of Child Sexual Abuse, in Case, С And Dalley, T.

(eds.) Working with Children in Art Therapy. London and New York: Routledge.

P. 89-114. Schaverien J. (1987) The Scapegoat and the Talisman: Transference in Art Therapy, in

Images of Art Therapy. London and New York: Tavistock. Schaverien J. (1994) The picture of transactional object in the treatment of anorexia /

/ In D. Dokter (ed.) «Art therapy and clients with eating disorders». London:

Jessica Kingsley Publishers. Sidun N. M. and Rosenthal R. H. (1987) Graphic Indicators of Sexual Abuse in Draw-

a-Person Tests of Psychiatrically-hospitalized Adolescents, The Arts in

Psychotherapy 14: 25-33. Silver R. Screening Children and Adolescents for Depression Through Drawing a Story

// American Journal of Art Therapy, 1988a. 26 (4), 119- 124.

Silver R. Draw a Story: Screening for Depression. Mamaroneck, NY: Ablin Press, 1988b. Silver R. (1993) Draw a Story: Screening for Depression and Age and Gender Differences.

New York: Trillium.

Silver R. Differences in Solitary and Assaultive Fantasies of Delinquent and Non-Delinquent Adolescents // Adolescence, 1996. Vol. 31 (123), 543-552. Silver R. (2002) Three Art Assessments. New York: Brunner-Routledge. Silver R. (2005) Aggression and depression assessed through art (ed. R. Silver). New

York: Brunner-Routledge.

Silver R. (2007) The Silver Drawing Test and Draw a Story. New York: Routledge. Spring D. (1978) Jane: Case of Rape Victim Rehabilitated by Art Therapy. In Imagery:

Its Many Dimensions and Applications (eds. J. Storr, G. Sobel, P. Robin and J.

Connella). New York: Plenum Press.

Spring D. (1985-86) The Visual Language of Multiplicity. Paper Presented at Annual

Conference of The American Art Therapy Association, New Orleans and Los

Angeles, and the Annual Conference of the International Society for the Study of

Trauma and Dissociation, Chicago.

Spring D. (1986) Creating Mastery over Victimization. Paper Presented at Annual

Литература

Conference of The American Art Therapy Association, Los Angeles. Spring D. (1988) Sexual Abuse and Posttraumatic Stress Reflected in Artistic Symbolic

Language. Dissertation Abstracts International, 50 (80), 3716. Spring D. (1993) Shattered Imaged: Phenomenological Language of Sexual Trauma.

Chicago: Magnolia Street Publishers. Spring D. (1994) Art Therapy as a Visual Dialogues. In Handbook of Post-Traumatic

Therapy (eds. M. B. Williams and J. F. Somers. Westport, СТ.: Greenwood

Publishing Group. Spring D. (2001) Image and Mirage: Art Therapy with Dissociative Clients. Springfield,

111.: Charles C. Thomas. Spring D. (2003) Specific Trauma: Sexual Abuse. In Continuing Medical Education

Catalogue, 67: 53-98. Sacramento, CA: CME Resource. Spring D. (2007) Images Reconstruct Experience. In Art in Treatment: Transatlantic

Dialogue (ed. Dee Spring). Springfield, 111.: Charles C. Thomas. Stember C. (1980) Art Therapy: A New Use in the Diagnosis and Treatment of Sexually

Abused Children, Sexual Abuse of Children: Selected Readings. Washington,

DC: US Department of Health and Human Services. Steward M. S Farquar L. C, Dicharry D. C, Glick D. R. and Martin P. W. (1986) Group

Therapy: A Treatment of Choice for Young Victims of Child Abuse, International

Journal of Group Psychotherapy 36 (2): 261 —275. Turner C. (1993) Draw a Story in the Assessment of Abuse. Paper presented at the

Annual Conference of the American Art Therapy Association, Atlanta. Van der Kolk B. (1987) Psychological Trauma. Washington, DC: American Psychiatric

Press. Webbick P. (1978) Eye and Image: Eye Contact and Guided Imagery in Psychotherapy.

In Imagery: Its Many Dimensions and Applications (eds. J. Storr, G. Sobel, P.

Robin and J Connella). New York: Plenum Press. Woodward B. A. (1998) Usefulness of the Child Diagnostic Drawing Series within the

Child Witness to Domestic Violence Population. The Canadian Art Therapy

Association Journal. 12 (1). 11 — 33. Wolf V. B. (1993) Group Therapy of Young Latency Age Sexually Abused Girls,

Journal of Child and Adolescent Group Therapy 3 (1): 25 — 39. Young L. (1992) Sexual Abuse and the Problem of Embodiment, Child Abuse and

Neglect 16: 89-100. s

 

Копытин Александр Иванович

АРТ-ТЕРАПИЯ ЖЕРТВ НАСИЛИЯ

Главный редактор: Бутенко Г.

Редакторы: Бутенко К Кирилова Ю.

Дизайнер переплета: Зотова Н.

Компьютерная верстка: Алина Г.

Корректор: Чиркова Н.

Подписано в печать 25.08.2008.

Формат 60 х 90/16. Бумага газетная.

Печать офсетная. Печ. л. 9.

Тираж 3000. Заказ № 9961.

ООО «ПСИХОТЕРАПИЯ»:

129337, Москва, ул. Красная сосна, д. 24.

Тел./факс: (495) 988-6429, (499) 188-1932

E-mail: psybook@list.ru или psybook@narod.ru

ОТДЕЛ ОПТОВЫХ ПРОДАЖ:

(495) 988-6429, (499) 188-1932

(8-963) 712-3381


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.03 сек.)