АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Шестая - восьмая сессии

Читайте также:
  1. Анализ таблицы видов деятельности (на следующей сессии)
  2. БУСТЕРНЫЕ СЕССИИ
  3. ВОСЬМАЯ КНИГА
  4. ВОСЬМАЯ ЛЕКЦИЯ. ДЕТСКИЕ СНОВИДЕНИЯ
  5. Восьмая пара черепных нервов N. vestibulocochlearis (преддверно-улитковый нерв)
  6. Восьмая серия: структура
  7. Глава 4. Вторая и последующие сессии: структурирование
  8. Глава восьмая
  9. Глава восьмая
  10. Глава восьмая
  11. ГЛАВА ВОСЬМАЯ.
  12. Глава восьмая.

Постепенно в работах девочки стали более активно прояв­ляться определенные особенности. Даша стала более активно загрязнять пространство вокруг себя (пачкала кабинет крас­ками, клеем ПВА). Нередко ее действия, имея символический характер, говорили о стремлении заблокировать визуальный канал восприятия. Так, например, во время использования тех­ники «Кукла», когда арт-терапевт предложила Даше раскрасить куклу так, как он, захочет, Даша закрасила кукле желтым цве­том тело, а красным — ноги, волосы и лицо. Затем она долго закрашивала глаза (рис. 17).

Рис. 17. Даша закрашивает кукле глаза.

После этого она смыла краску с куклы, используя большое количество мыльной воды. Снова стала рисовать на кукле, ска­зав, что гениталии будут красными. Намочила тряпку в гряз­ной воде, где ополаскивала кисточки, стала смывать ей крас­ку с куклы. Фигура куклы при этом напоминала окровавлен­ное тело (рис. 18—19).

На следующем занятии, в про­цессе рисования на гипсовой маске поначалу созидательная деятельность Даши, сопровожда­емая положительными эмоция­ми, сменилась деструктивными действиями (рис. 20 — 22). Снача­ла девочка закрасила левый глаз маски желтым цветом и брызну­ла серым цветом на рот. Захоте­ла смешивать краски, долго кис­точкой перекладывала гуашь из одной баночки в другую (подоб­ные действия Даша уже соверша­ла на одной из предыдущих сес­сий). Затем смывала краски с маски в проточной воде.

Старалась разбить, разорвать маску под водой, хотя несколь­кими минутами раньше она сама назвала маску Дашей. Как толь­ко маска была разрушена, Даша стала красить себе ногу, нарисо­вала пятно красного цвета (рис. 23). На вопрос арт-терапевта, что это, ответа не последовало. Даша поспешила снять передник и по­просилась в группу. Мыть ногу не стала, попросив разрешить оставить пятно на ноге.

Деструктивные действия по отношению к маске проводи­мые под струями воды были явным проявлением аутоагрес-сии. Кроме того, в процессе сессии девочка часто уходила от ответов на вопросы, которые могли напрямую или косвенно затрагивать травматичный опыт ее пребывания в семье. В то же время нежелание девочки смывать с себя нарисованное на ноге красное пятно (которое у арт-терапевта ассоциировалось с прижиганием сигаретой) указывает на стремление ребенка воспроизвести травматичную ситуацию.

Рис. 20—22. Манипуляции с маской.

Рис. 23. Пятно красного цвета, нарисованное Дашей на теле.

В последующем была также ис­пользована техника фотоколла­жа. Арт-терапевт предложила девочке воспользоваться вы­резками из журналов, ножни­цами, фломастерами, тенями, помадой и красками. Даша выб­рала фотоизображения трех мужчин. Особое внимание за­острила на мужчине с голым торсом и в плавках. Сказала: «Этот дядя мне не нравится, потому что он голый». После этого Даша разрезала его фото­графию. Ножницами разреза­ла ему правую сторону тела, руку до локтя. По всей видимо­сти, Даша таким образом отреагировала травматичный опыт, использовала стратегию заместительной виктимизации.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)