|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ГЛАВА ВОСЬМАЯИНДИЯ.
В начале IV в. Индия состояла из многих мелких и более крупных государств, во главе которых стояли раджи, опиравшиеся на привилегированные касты брахманов (жречество) и кшатриев (военная знать). В 320 г. один из таких раджей северной Индии Чандрагунта покорил соседних правителей и основал в бассейне реки Ганга сравнительно крупное государство Гунта, которое просуществовало до начала VI в. Индийское общество эпохи государства Гунта сочетало черты общинных порядков с чертами рабовладельческого общества и с чертами зарождающегося феодализма. В общественном строе Индии сохранялась система каст, закрепленная в свое время законами Ману. Большое значение в жизни общества имели сельские общины, во главе которых стояли старосты и другие должностные лица. Сельская община состояла из нескольких десятков или сотен семей, где земледелие соединялось с ремеслом. Ранние проявления феодализма в период правления династии Гунта сказывались в формировании сословия военно-служилых людей, получающих за службу землю с сидевшими на ней крестьянами. При этом формировался строй феодальной иерархии во главе с царем-магараджем, от которого зависели более мелкие князья-раджи. Господствующей религией по-прежнему был брахманизм, но только в его новой форме — форме индуизма, включавшего в себя некоторые элементы буддийской религии с ее учением о непротивлении злу, аскетизмом, верой в переселение душ. В начале VI в. государство Гунта пало под ударами кочевников-эфталитов (белых гуннов), которые в 530 г. были разбиты. Но в связи с развитием процесса феодализации центральная власть магараджи слабела, а могущество его вассалов-раджей усиливалось. Со второй половины VII в. Индия на длительное время превратилась в раздробленную страну со всеми вытекающими отсюда отрицательными последствиями. Сперва над Индией нависла арабская угроза, с ее пропагандой ислама, но к середине VIII в. арабы были изгнаны из Индии. Но в начале XI в. мусульманское нашествие в лице турок и афганцев возобновилось с еще большей силой. В результате много мусульман осело на севере Индии, а часть местного населения северо-западной Индии (теперешнего Пакистана) приняла ислам и постепенно слилась с завоевателями. В 1192 г. союзные войска индийских князей были разгромлены тюрками-мусульманами и создали на территории Северной Индии собственное государство со столицей в г. Дели. Так появился Делийский султанат. При мусульманских правителях в Индии заметно усилился процесс феодализации. Они широко раздавали земли за военную службу туркам и афганцам и местным знатным индусам, принявшим ислам. Эти пожалования — икты с течением времени превратились в наследственные владения, из которых сложился ряд крупных территориальных княжеств. Крупнейшие владельцы иктов в XIII в. превратились в самостоятельных правителей. Мелкие владельцы иктов (средние и мелкие феодалы) получали земельную ренту с крестьянских общин, усилив до крайней степени их эксплуатацию. В Индии стала складываться феодальная иерархия, на верхней ступени которой находился "повелитель правоверных". Далее шли крупнейшие феодалы (князья-раджи); ниже стояли тхакуры (бароны — по европейски). И наконец, внизу феодальной иерархии находились индийские рыцари (раджпуты); особенно много их было в пограничной области, находившейся между северной и средней Индией, которая получила название Раджпутаны. Дворцовые перевороты, феодальная анархия в Делийском султана-те поставили под угрозу дальнейшую судьбу народов Индии, когда у ее границ появились монгольские войска. Необходимость обороны своих владений вынудила феодалов объединиться вокруг делийского султана Балбана (1265-1287 гг.), который сумел подорвать силу господствующей до этого тюркской феодальной клики. При нем создается сильный центральный государственный аппарат и огромная армия из наемников. Появились многочисленные ведомства, основным из которых были финансовое (налоговое) и военное. Территория делийского султаната была разделена на несколько областей, возглавляемых назначаемыми из центра наместниками (вали). Мусульманские правители, чтобы укрепить свои позиции среди покоренного населения, всячески поощряли переход индусов в ислам, предоставляя за это привилегии в занятии высоких постов в армии и администрации, давая налоговые льготы. В конце XIII-начале XIV в. отдельные отряды монголов стали проникать в северную Индию, хотя набеги кочевников в это время в целом отражались. Но опустошения северных областей, ограбление населения сказались на упадке сельского хозяйства, промышленности и торговли. В конце XIV в. Индия подверглась еще более страшному опустошению и разорению со стороны 120-тысячной армии Тимура, нанеся сокрушительный удар и без того уже слабому Делийскому султанату, который с этого времени перестал существовать как большая и относительно сильная держава и распался на ряд феодальных государств, мусульманских и индусских, которые вели друг с другом постоянную борьбу. Мусульманские северные князья, ранее имевшие большое влияние, были теперь ослаблены и не могли уже сохранить прежней гегемонии. Индийские же раджи, хотя несколько и усилились, все же не были настолько сильными, чтобы осуществить объединение Индии своими силами. Воспользовавшись этим противостоянием, раздробленностью Индии, европейцы положили начало колонизации Индии. Так, в 1498 г. в Каликут прибыла эскадра Васко да Гамы; в начале XVI в. португальцам удалось захватить ряд пунктов на западном и южном побережье Индии. А в начале XVI в. Индия подверглась новому завоеванию. В 1526 г. правнук Тимура, правитель Кабула Бабур с 20-тысячным войском, состоявшим главным образом из турок и афганцев, завоевал громадную, но раздробленную Индию. Из владений северной Индии и восточного Афганистана создалось большое государство, получившее название "Империи великих моголов". В дальнейшем власть "великих моголов" распространилась почти на всю Индию. При преемниках Бабура, особенно при его внуке Акбаре (1556-1605 гг.) территория Могольской державы значительно расширилась, включая почти всю Индию и Афганистан. Могольское завоевание не внесло существенных изменений в социально-экономический строй феодальной Индии. Собственником всех земель считался падишах. Большая часть земли фактически находилась во владении отдельных деревенских общин, внутри которой пахотная земля делилась на наделы, находившиеся в непосредственном пользовании отдельных крестьянских семей. Каждая семья платила налог и выполняла другие повинности. Наряду с земледелием крестьяне занимались ремеслом преимущественно для удовлетворения собственных потребностей. Внутри общины происходила социальная дифференциация. Так управляющий общиной совет — панчаят (совет пяти) состоял в основном из наиболее зажиточных общинников. В общине были и так называемые "пришлые", которые арендовали землю, оставляя себе лишь восьмую часть собранного урожая. Особенностью индийских общин было разделение между земледельческим и ремесленным трудом. В каждой общине имелись представители соответствующих каст, наследственно занимавшиеся определенными ремеслами и обслуживающие все потребности общинников. В индийской общине имелись кастовые различия: общинная верхушка (староста и др.) и полноправные общинники принадлежали к более высокой касте, чем общинные ремесленники и слуги, которые принадлежали к самым низшим к неприкасаемым кастам. Деревенская верхушка стремилась к захвату общинных земель и превращению их в свою частную собственность. Несмотря на все сложности в экономике Индии происходило развитие простого товарного хозяйства, что способствовало зарождению в недрах феодального строя капиталистических отношений. Эти основы аграрных отношений продолжали оставаться и при Моголах, создавших на их базе свою военно-ленную систему. Хотя падишах и считался верховным собственником всей земли, однако в его непосредственном распоряжении находилось лишь около восьмой части обрабатываемых земель. Все завоеванные земли составляли государственный фонд (халисэ); большая их часть была роздана крупным феодалам в виде условного держания (джагир), которое считалось военным леном, не переходящим, как правило, по наследству. Формально держателю джагира — джагирдару предоставлялось лишь право получения ренты от крестьян, проживающих на пожалованной ему земле, но в реальности его власть была весьма широкой. Вся Могольская Индия была разделена между численно незначительной группой в несколько тысяч крупнейших джагирдаров, каждый из которых должен был нанимать в зависимости от доходов своего лена отряд конных воинов для службы Великому Моголу. Правящая верхушка Моголов в большинстве исповедовала ислам. Наряду с ней в Могольской державе сохранились феодалы-индусы, игравшие второстепенную роль и считавшиеся вассалами падишаха. Значительные площади земли оставались в руках индусских храмов. Что же касается мусульманского духовенства, то ему предоставля-лись наследственные земли (вакуфы), которые освобождались от налогов и предназначались для содержания мечетей, святынь, духовных школ и т. п. Крестьянство Индии находилось в крайне тяжелом положении: больше половины урожая шло в пользу феодала; определенная доля вносилась на содержание общинной верхушки, жрецов, общинных ремесленников. Кроме того, крестьяне несли трудовую повинность по строительству оросительных систем, дворцов, дорог и т. д. Несмотря на преобладание натуральных форм хозяйства, торговля и товарно-денежные отношения получило значительное развитие в Индии. Индийские купцы были тесно связаны с феодалами, да и сами феодалы нередко занимались торговлей. Относительно процветали те города, которые являлись ставкой крупных феодалов. Существовали и города, служившие центрами торговли и ремесла. Торговля и ростовщичество находились по преимуществу в руках представителей индусских каст, занимавшихся этим делом с древнейших времен. По форме правления держава Моголов была феодальной деспотией. В рядах господствующего класса шла постоянная борьба между шахской центральной властью и крупными феодалами, стремившимися превратить свои лены — поместья в наследственные и самостоятельные владения, а также междуусобные войны джагирдаров между собой. Главной силой армии Моголов была тяжелая конница, состоящая из наемных воинов отдельных джагирдаров. Одним из важнейших ведомств было налоговое ведомство, находящееся в подчинении падишаха; в его канцеляриях хранились земельные кадастры податных земель с указанием их площади, качества почвы, характера производимой культуры, ирригационных сооружений, и размеры налогов. Всю эту сложную работу выполняли главным образом писцы и чиновники, исповедовавшие индуизм и принадлежавшие к высшим кастам. Города в Индии не имели самоуправления. К середине XVII в. в экономике державы Великих Моголов появились серьезные симптомы кризиса, о чем свидетельствовали прежде всего усиление феодального гнета и массовое разорение крестьян. Наступил кризис и в военно-ленной системе: рост задолженности знати торговцам и ростовщикам и упадок земледелия, снизивший доходы феодалов, привели к разорению и целых слоев знати. Сама правящая верхушка, включая и Великого Могола, стала заниматься торговлей и ростовщичеством. Кризисное положение в державе усилилось антииндийской политикой могольских завоевателей: массовые репрессии против индусского жречества, раджей, чиновников-индусов, торговцев и ростовщиков подтолкнули последних обратиться к народу с призывом священной войны против мусульман. Массовые выступления против мусульманских феодалов с конца XVII в. нанесли такой удар державе Моголов, который положил начало ее распаду на ряд отдельных государств. В 1707 г. Могольская держава перестала существовать как единое относительно централизованное государство: многие наместники (субадары или навабы) ее крупнейших областей фактически стали самостоятельными правителями. В конечном счете Индия стала добычей европейских колонизаторов, между которыми разгорелась ожесточенная борьба за преобладание. Как известно, проникновение в Индию начали португальцы еще в XVI в., преобладание которых в торговле с ней было сломлено голландцами. В начале XVII в. англичане добились у могольских правителей ряд привилегий; в последней трети XVII в. в Индии появились французы; несколько факторий было основано датчанами. При этом колонизаторы использовали в своих интересах внутреннюю борьбу в Индии; они стали создавать вооруженные силы из наемных солдат индийцев (сипаев). В итоге победу одержала буржуазная Англия, сокрушив Францию в Семилетней войне (1756-1763 гг.). В 1773 г. английский парламент принял закон об управлении Индией, по которому губернатор в Калькутте становился генерал-губернатором всех английский владений в Индии. По закону 1784 г. в Лондоне создавался назначаемый королем Контрольный совет по делам Индии, который должен был контролировать деятельность Ост-Индийской компании и определять британскую политику в Индии. Английское завоевание, превращая Индостан в колонию, закрепляло феодальные пережитки в экономике, что отрицательно сказывалось на экономическом и культурном развитии народов Индии.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.) |