|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Эклога и законодательство императоров-иконоборцевПервым византийским кодексом явилась Эклога, изданная в 739 — 740 гг. Хотя в основу Эклоги был положен Свод Юстиниана, но в нее не вошло все то, что устарело или противоречило новеллам. Эклога пользовалась большой популярностью, она получила широкое распространение и вне Византии. В середине IX в., когда было восстановлено почитание икон, Эклога была формально отменена; но ряд ее положений продолжал применяться в судах, а отдельные ее нормы оказали влияние на позднейшее законодательство34. В правление императоров Исаврийской династии были изданы также Земледельческий, Морской и Военный законы. Земледельческий закон (вторая половина VIII в.) был издан в связи со славянской колонизацией империи, в связи с расселением на территории Византии славянских общин. Земледельческий закон регламентировал отношения в крестьянской общине в области сельского хозяйства; здесь, в частности, говорилось о земледельцах, о садовых деревьях, о новых постройках; об убытках, причиненных животными; об ответственности за кражу зерна, плодов, леса, за потраву посевов и т. д. В Военном законе говорилось об ответственности военнослужащих за совершение воинских преступлений. В Морском законе определялись правила поддержания порядка на кораблях, ответственности судовладельца, указывались нормы оплаты экипажа корабля и другие. В период правления Македонской династии (867 — 1056) появляются новые руководства для судей и новый законодательный сборник: Прохирон, Эпаналоги и Базилики. Прохирон 879 г. — краткое изложение законов для судей, содержащий нормы гражданского, уголовного, процессуального и церковного права. Прохирон существенно отходил от Свода Юстиниана; здесь осуждалась Эклога и в целом законодательство императоров-иконоборцев. В 884 г. была опубликована "Ревизия древних законов", которая представляла собой совокупность тех норм Свода Юстиниана, которые сохраняли силу и могли быть использованы в судебной практике. Эпаналога, изданная в 884 — 886 гг., являлась новым руководством для судей, в котором в Прохирон были внесены некоторые изменения с учетом "Ревизии древних законов" и новелла Василия I. Базилики ("царские законы") — новый законодательный сборник, изданный в период правления Льва Мудрого — сына Василия I в 888 — 889 гг. Базилики прежде всего пересмотрели структуру Свода Юстиниана, в результате чего все нормы по одному и тому же вопросу оказались сосредоточенными в одном месте, а не разбросанными в четырех частях — Институциях, Дигестах, Кодексе и Новеллах. Базилики состоят из 60 книг, каждая из которых начинается выдержкой из Дигеста по определенному правовому институту, а далее приводятся соответствующие положения из Институций, Новелл, Прохирона, Эпаналоги, которые подтверждают и дополняют Дигесты. В Базиликах были нормы не только гражданского, уголовного, процессуального, но и церковного права. Если в Эклоге и Земледельческом законе защищалась крестьянская община и статус свободного крестьянина, то Прохирон, Эпаналога и особенного Базилики закрепощали свободных крестьян-общинников. После Базилик издавались лишь императорские новеллы, получившие название хрисовул (золотопечатных грамот), в которых нередко указывались привилегии, предоставлявшиеся духовенству, монастырям и отдельным лицам (в частности предоставление им административно-судебных прав, а также налоговых льгот). В 1345 г. появилась частная кодификация судьи Арменопуло под названием "Шестикнижие", содержащее нормы гражданского и уголовного права Византии и имевшее широкое распространение. После падения Византии "Шестикнижие" действовало в Греции, Валахии, Молдавии и Бессарабии после ее присоединения к России в 1812 г.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.002 сек.) |