|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Кастовый строй
По сравнению с кастовым строем, закрепленным законами Ману, в период феодализма он претерпел существенные изменения. Кастовый строй в Индии тесно связан с догмами индуистской религии, признающей большее число богов, которые считаются воплощением главных богов: Брахмы, бога творца, создателя вселенной и всего живого; Вишны, представляющего вечно живую природу; Шивы, олицетворяющего ее грозные силы и способность к постоянному возрождению. Индусская религия закрепляла разделение индусов на многочисленные касты и требовала соблюдения кастовых различий. Высшими кастами продолжали считаться брахманы (жрецы) и кшатрии (воины); за ними следовали купеческие (торгово-ростовщические) касты, а затем огромное количество земледельческих и ремесленных каст. На самом низу кастовой иерархии находились касты "неприкасаемых". Следует отметить, что в период перехода от рабовладельческого к феодальному строю высшая варна брахманов подверглась в целом незначительным изменениям. Это объясняется тем, что пришедший на смену брахманизму индуизм не затронул привилегий брахманов. Уже в раннефеодальный период варны преобразуются в касты с их неоднородностью и множеством групп (например, отсталые племена пополняли касту "неприкасаемых"; раджпутские племена стали играть роль ударной военной силы; появились касты в зависимости от профессий, от рода занятий и деятельности). В средневековой Индии в различных ее частях и у различных ее народов сложилась многообразная кастовая структура с многочисленными кастами и подкастами. Так, например, возникали касты писцов, ткачей, кузнецов, дубильщиков и т. д. Ремесленные касты одновременно являлись и цеховыми объединениями. Поведение членов каст строго регламентировалось, ограничивалось общение между людьми высших и низших каст, браки между ними запрещались, изгнание из касты ставило человека вне общества. Особенно унизительным и бесправным было положение каст "неприкасаемых". Считалось, что даже тень "неприкасаемого" оскверняет индуса более высокой касты. Некоторые группы "неприкасаемых" должны были носить специальные колокольчики, чтобы предупреждать о своем приближении; при появлении представителей более высоких каст они должны были отходить на двадцать шагов в сторону. "Неприкасаемым" запрещалось посещать индусские храмы, магазины, которыми пользовались представители других каст. Вплоть до XX в. в некоторых княжествах существовали специальные суды для "неприкасаемых". В империи Моголов кастовая принадлежность нередко уже не соответствовала фактическому имущественному и социальному положению людей. Случалось, что человек высшей касты становился нищим крестьянином. С другой стороны, многие маратхские князья и феодалы (1627-1680 гг.) были выходцами из низших каст. Однако в целом каꗬÁIЙሀ¿ကЀ葴 橢橢뎲뎲Йⶬቱ]ЎЎЎÊӘդդդոոոո8ְʔࡄɄոゞöଡ଼ଡ଼(⼷ [1] ⼹⼹⼹⼹⼹⼹ $㆔Ǵ㎈R⽝Łդ⽝вием различных кочевых племен, обитавших к северу и западу от Китая. Особенно многочисленным нашествиям подвергался Северный Китай, жители которого вынуждены были уходить на юг. В результате Китай распался на множество мелких государств, во главе которых на севере частью стали вожди завоевателей с их дружинами, а на юге представители местной китайской знати. Период 420-589 гг. вошел в историю Китая как период северных и южных династий. Указанное нашествие кочевников не уничтожило полностью китайского рабовладения, но нанесло ему ощутимый удар. В Китае возросло число свободного крестьянства как из осевших кочевников, так и китайцев. Военные вожди, захватившие основную часть земли, ставили от себя в зависимость рядовых крестьян — воинов. Именно в этот период появилось китайское поместье (чжуан юань), носившее уже феодальный характер. Из среды самих китайцев выделялись наиболее могущественные семьи, которые захватывали земли и подчиняли себе крестьян, в том числе и обедневших родственников. Во второй половине VI в. экономические и политические различия между Севером и Югом заметно смягчились и к власти окончательно пришли китайцы. Первая попытка объединения Китая связана с династией Суй, основатель которой Ян Цзян в 589 г. подчинил себе Северный и Южный Китай. Объединение огромной страны было вызвано необходимостью прекращения внутренних войн и объединения мелких непрочных царств в единую империю, которой угрожал мощный Тюркский каганат. Необходимость организации крупной ирригационной сети, без которой не могло существовать земледелие, требовала создания единой централизованной власти. Кроме того, бедственное положение вынуждало закрепощенных крестьян бежать от хозяев, бросать наделы, уходить под покровительство новых господ или на еще не возделанные земли. Пресечь эту форму сопротивления крестьян, сохранить складывающиеся порядки эксплуатации была в состоянии только сильнее власть. В период правления этой династии стала восстанавливаться разрушенная экономика, расширилась площадь посевов, выросла численность населения; отстраивались города, оживилась торговля; был прорыт Великий канал, соединявший р. Хуанхэ с р. Янцзы; велись также работы по ремонту Великой стены и строительству дорог. Однако огромная власть продолжала находиться в руках местной знати. Отражение опасности со стороны тюркских племен и проводимая широкая завоевательная политика требовали от империи больших усилий и истощала ее силы. В 610 г. на северо-востоке Китая вспыхнуло народное восстание. Неспособность правительства подавить движение крестьян пугала феодалов. В результате в 618 г. в Китае установилось правление новой династии Тан, которая правила около 300 лет (с 618 по 907 г.). Борясь с могущественными феодалами, танские императоры пытались расширить фонд государственных земель и увеличить число крестьян, подданных государству. За свой надел крестьяне были обязаны уплачивать налог зерном, ремесленными изделиями и нести трудовую повинность в количестве 20-22 дней в году. Значительная часть земли перешла в руки чиновной знати. Были и владения крупных феодалов на праве частной собственности, но их сравнительно было немного. В отличие от аристократов владения чиновников давались им только на время службы. Феодалы на этих землях эксплуатировали крестьян, нормы поборов и повинностей которых были установлены государством. Все города Китая строились на государственной земле; в них жили влиятельные сановники и феодалы, чиновники, купцы, монахи и ремесленники. Порядок в городах обеспечивали специальные конные отряды. В танское время были созданы торгово-ремесленные объединения, во главе которых стояли старшины. В условиях феодализации Китая древние общественные институты не исчезали бесследно, а получили свое дальнейшее развитие. Во всем обществе как внутри классов, так и внутри социальных групп сложилась строгая иерархия, с той особенностью, что все считались вассалами императора. Каждая иерархическая ступень, а число их было велико, имела свое материальное обеспечение, свои правила поведения, особый тип одежды, украшений и жилищ. Высшую группу господствующего класса феодалов составляла наследственная аристократия, среди которой не было равенства, так как знать подразделялась на девять рангов (титулов). Каждый титул обеспечивался соответствующим размером пожалованной земли. Значительную часть гоꗬÁIЙሀ¿ကЀ葴 橢橢뎲뎲Йⶬቱ]ЎЎЎÊӘդդդոոոո8ְʔࡄɄոゞöଡ଼ଡ଼(⼷[1]⼹⼹⼹⼹⼹⼹$㆔Ǵ㎈R⽝Łդ⽝В Китае сохранялась система государственных экзаменов для замещения должностей; выдвижение чиновника на более высокую должность также предусматривало сдачу соответствующих экзаменов. Класс эксплуатируемых также не был единым. Большая часть крестьян в VII в. относилась к так называемому "доброму народу" (лянминь), обязанностью которого была обработка земли и выполнение всех повинностей. При этом некоторые разбогатевшие семьи использовали труд "пришлых" и рабов. Подавляющую массу доброго народа составляли бедняки. Жизнь крестьян была подчинена различным регламен-там, нарушение традиций и правил влекло за собой суровые кары. К "доброму народу" причисляли и ремесленников и купцов, облагаемых податями и повинностями также, как и крестьян. В самом низу социальной лестницы находился "дешевый народ" (цяньминь), в которую входили держатели земли у частных лиц, задолжники по налогам, личнозависимые, слуги и рабы. По форме правления Китай являлся монархией, в которой верховная власть принадлежала императору. Но он, обладая номинально неограниченными правами и считаясь Сыном неба, должен был править страной на основе традиций и законов, сохраняя преемственность от великих предков. В Китае был учрежден государственный совет, куда входили родственники императора и видные сановники. Непосредственно управление страной находилось в руках трех палат (саньшэн). Первой палате были подчинены шесть ведомств (любу), разделенные на две группы. В первую входили ведомство чинов (назначение и увольнение чиновников, повышение или понижение в должности, награждение); ведомство обрядов (контроль за соблюдением этикета и обрядов, за нравственностью, религиозными организациями и образованием); финансовое ведомство (ведомство двора) вело учет поданных, распределяло земельные наделы, занималась обложением и сбором налогов. Ко второй группе принадлежали военное ведомство, которому подчинялись военные чины, войска, охрана границ, военные поселения на окраинах империи; ведомство наказаний, которому были подчинены суды, тюрьмы, судопроизводство; ведомство работ, которое занималось учетом и организацией государственной трудовой повинности. При императорском дворце были специальные управления по руководству дворцовой охраны, охраны имущества императора и казны, приема иностранных послов и т. д. Среди учреждений феодального Китая особое место занимала палата инспекторов или цензорат, которая осуществляла контроль за всем государственным аппаратом как в центре, так и на местах. При первых правителях танской династии империя была разделена на 10 провинций, которые подразделялись на округа, а последние на уезды. Ниже уездных центров стояли деревенские организации, которыми руководили старосты из числа деревенских жителей. Обязанности старост на всех уровнях деревенских организаций (объединение пяти дворов — низшая единица) были весьма обширны: учет населения, контроль за земледелием и шелководством, за уплатой налогов, трудовой повинностью, обеспечением круговой поруки, порядка в деревне, отправлением религиозных церемоний. Государству принадлежало монопольное право на добычу соли и руд, что давало казне значительные доходы. Танская империя имела значительные вооруженные силы, основу которых составляли крестьяне, призываемые на военную службу; широко использовалась также конная армия кочевников. Во второй половине VII в. стал проявляться глубокий кризис империи Тан: с одной стороны процесс феодализации усиливал местную знать; с другой тяжелое положение крестьян вызывало с их стороны ожесточенное сопротивление, о чем свидетельствует крупнейшее крестьянское восстание 874-883 гг. Опиравшаяся на служилую феодально-чиновничью знать династия Тан была по существу сокрушена волной мощного крестьянского движения. Танская империя стала распадаться, а в 907 г. она прекратила свое существование. На несколько десятилетий в Китае установилась полная раздробленность. В 960 г. происходит новое объединение Китая под властью династии Сун. Сунская империя была слабее Танской; объединение Китая не стало полным. Так, например, тюркские, монгольские и другие западные кочевые племена не подчинились империи. Социальные отношения Сунской империи в XI в. обнаружили глубокий антагонизм. В XI в. государство получало налоги меньше чем с половины земель, так как большая часть их была захвачена высшими чиновниками-феодалами. ПоложꗬÁIЙሀ¿ကЀ葴 橢橢뎲뎲Йⶬቱ]ЎЎЎÊӘդդդոոոո8ְʔࡄɄոゞöଡ଼ଡ଼(⼷[1]⼹⼹⼹⼹⼹⼹$㆔Ǵ㎈R⽝Łդ⽝068-1073 гг., в соответствии с которыми была проведена новая земельная перепись и обложены налогами земли служилой знати. Крестьяне были освобождены от государственной трудовой повинности; налоги за землю они должны были уплачивать частью продуктами, частью деньгами. Были созданы государственные хлебные амбары, из которых населению выдавался в голодные годы паек. Был также учрежден государственный банк, где крестьяне могли получить ссуды. Наемную армию Ван Ань-ши пытался заменить всеобщей воинской обязанностью. Против реформ выступили чиновники и феодалы, они так и не были претворены в жизнь. В XII в. положение империи Сун продолжало оставаться тяжелым, а в начале XIII в. Северный Китай завоевывают монголы. Империя Сун, ограниченная лишь Южным Китаем, просуществовала до 1279 г., когда она была разгромлена внуком Чингис-Хана Хубилаем, который основал новую монгольскую династию, называющуюся по-китайски Юань. Монгольское завоевание было для Китая таким же тяжелым, каким оно было и для других стран Азии и Европы. Монголы опустошали китайские поля и частью превращали их в пастбища для своих стад; города и села были разграблены и разорены. На китайский народ были наложены тяжелые поборы. Но монголы сами подверглись сильному китайскому влиянию, усвоив китайский язык и письменность; они восприняли также и все систему китайского управления. Одним из тяжелых последствий покорения Китая монголами было расширение рабовладения. Лишь небольшая часть крестьян сохранилась в качестве держателей государственных земель; большинство же их были личнозависимыми или рабами, которые обязаны были строить плотины, дороги, вносить налог за тех, кто служил в армии, кормит и обеспечивать постоем солдат. Положение горожан оказалось особенно тяжелым. Монгольские феодалы захватывали ремесленников, переселяли их и превращали в своих рабов. Цеховые ремесленники облагались тяжелыми поборами; кроме того, их заставляли бесплатно работать на солдат гарнизона. Китайские купцы и их организации были также обложены тяжелой податью, платили специальные пошлины, не имели права свободно передвигаться по стране. Восприняв китайскую императорскую систему управления, Хубилай с самого начала обновил состав чиновников. При этом на многие высшие должности он назначал чужеземцев (так, например, знаменитый Марко Поло — сын венецианского купца занимал разные посты в Китае). Хубилай предпринял попытку покорить Японию, Вьетнам, но они окончились неудачей. В начале XIV в. обстановка в стране была исключительно напряженной. Почти во всех провинциях вспыхивали восстания. В 1351 г. вспыхнуло мощное восстание "красных повязок", в котором участвовали крестьянские отряды ("красные войска"), жители городов, представители мелких феодалов. Это движение приняло сразу же антимонгольскую направленность — свержение монгольского ига и власти династии Юань было его главной целью. Главной силой этого национального движения являлось крестьянство; один из руководителей крестьянской армии Чту Юань-чэн (буддийский монах) в 1368 г. был провозглашен императором; новая, основанная им династия получила название династии Мин. Новая династия, вышедшая из народных низов, на первых порах проводила политику, несколько облегчающую положение земледельцев и горожан. Так, были пересмотрены податные списки в целях более равномерного распределения налогов. В результате конфискации земель монгольской знати значительно увеличилось число государственных крестьян; издавались указы о списании недоимок. Горожане также получили некоторые льготы: ремесленникам дали возможность работать и продавать свои товары, а купцам — свободно ездить по стране и торговать. Налоговый гнет был несколько ослаблен и в отношении городских ремесленников. В конце XIV- первой половине XV в. в Китае усиленно производились ирригационные работы; проводилась политика освобождения рабов. Но никакой социальной революции не произошло, феодальный строй сохранялся незыблемо. Крупные землевладельцы и привилегированное чиновничество сохранили свое господствующее положение. По форме правления Минская империя была феодальной деспотией с характерным для нее сложным бюрократическим аппаратом. Все полнота власти находилась в руках императора; в провинции гражданские, военные, судебные функции выполняли разные лица. Были созданы особые органы контроля и надзора по отношению ко всем звеньям ꗬÁIЙሀ¿ကЀ葴 橢橢뎲뎲Йⶬቱ]ЎЎЎÊӘդդդոոոո8ְʔࡄɄոゞöଡ଼ଡ଼(⼷[1]⼹⼹⼹⼹⼹⼹$㆔Ǵ㎈R⽝Łդ⽝й). В период правления сына Чжу Юань-чжана Чжи Ди (1403-1421 гг.) происходил экономический и культурный подъем в стране, расширение внешних связей. Именно тогда было составлено всеобъемлющее собрание трудов по различным отраслям знаний, известное под названием "Юнлэ дадянь". Но, начиная с 1421 г., в Китае начинают все более укрепляться феодальные порядки, в результате чего к концу XV в. непомерно возросли богатство и политическое влияние крупных феодалов, усилились угнетения и бесправие всего населения. Чрезмерно разросшийся бюрократический аппарат, громадные расходы на содержание пышного императорского двора, война с Японией требовали все новых и новых налогов. Крестьяне и ремесленники находились под двойным гнетом: они платили тяжелые государственные налоги и всякого рода платежи и поборы в пользу местных феодалов, чиновников и ростовщиков. В конце XVI- начале XVII в. династия Мин находилась уже в упадке. В начале XVII в. произошло объединение маньчжурских племен, создавших мощную державу, которая стала совершать набеги на северные провинции Китая. В 1628 г. на Китай обрушился сильный голод., многие провинции были охвачены крестьянскими восстаниями. Новая, еще более мощная волна крестьянского движения поднялась в 1641 г., когда императорские войска были заняты на севере войной с маньчжурцами. В 1642 г. во главе крестьян встал Ли Цзы-чэн, бывший раньше простым деревенским кузнецом. Повстанцы сделали попытку сформировать свое правительство: верховная власть и командование армией сосредоточились в Военном совете (Совете вождей) с Ли Цзы-чэном во главе. Главной целью борьбы было лишение власти императора, уничтожение крупных феодалов, сановников, наиболее жестоких угнетателей народа. Менее скомпроментировавших себя чиновников, феодалов и представителей торгово-ростовщического капитала повстанцы арестовывали и требовали с них контрибуцию; было также обещано освободить народ от уплаты налогов. В феврале 1644 г. Ли Цзы-чэн был провозглашен императором; 25 апреля повстанцы заняли Пекин; последний император минской династии покончил жизнь самоубийством. С приходом повстанцев прекратилось взимание податей, налогов и отменилась трудовая повинность, что сразу улучшило положение горожан. Повстанцы пытались создать свои государственные учреждения, привлекая для этого низших чиновников и опальных при Минах сановников, которых они выпустили из тюрем. Но реализовать это намерение повстанцам не удалось; по-прежнему вся власть сосредоточивалась в Совете вождей, который действовал не через гражданские учреждения, а с помощью армии. Феодалы стали собирать силы для борьбы против повстанцев, при этом они пошли на прямую измену, обратившись к маньчжурским князям с просьбой о помощи. Повстанцы были разгромлены. В июне 1644 г. маньчжурцы вступили в Пекин; с этого времени в китайской столице утвердилась новая династия Цин. Началось восстановление правительственного аппарата по образцу прежнего китайского феодального государства, но с маньчжурами на ключевых постах. Во главе государства стоял маньчжурский богдыхан, наделенный неограниченной властью. Несмотря на то, что верованием маньчжуров продолжал оставаться шаманизм, богдыхан присвоил себе функции верховного главы конфуцианской религии. Ему также был подчинен сложный феодально-бюрократический аппарат с государственным советом, государственной канцелярией и шестью палатами (чинов, финансов, ритуалов, наказаний, общественных работ и военных дел). Был сохранен и институт цензоров, который при Цинах потерял свое былое значение. Главной военной опорой цинских богдыханов была армия, состоящая преимущественно из маньчжуров. Кроме того, Цины располагали монгольской конницей. Империя была разделена на провинции, объединенные в 10 наместничеств. Провинция делилась на области, округи, уезды, волости. Низшей административной единицей было объединение 10 дворов. Наместничества и провинции имели свои собственные войска и финансовые ведомства. Чиновничество было разделено на ранги; почти все высшие должности были замещены маньчжурами, китайцы в основном занимали должности средних и младших чиновников. При первых маньчжурских богдыханах было составлено уложение законов, которое закрепило правовое положение различных слоев населения. Высшую ступень феодальной иерархии занимали маньчжурская знать и дворянство; далее следовали крупные китайские феоꗬÁIЙሀ¿ကЀ葴 橢橢뎲뎲Йⶬቱ]ЎЎЎÊӘդդդոոոո8ְʔࡄɄոゞöଡ଼ଡ଼(⼷[1]⼹⼹⼹⼹⼹⼹$㆔Ǵ㎈R⽝Łդ⽝закрепил в Китае рабство, превратив временное порабощение в неограниченное рабство. Маньчжурские феодалы установили в Китае режим феодальной реакции, соединенный с национальным порабощением.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.009 сек.) |