АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Благодатное преемство и харизматизм

Читайте также:
  1. Процессуальное соучастие. Процессуальное правопреемство

Христос наделил Апостолов исключительными духовными дарованиями. Сравнивая свою скудную духовную жизнь с жизнью Церкви апостольских времён, хочется полноты духовной. Такое желание может привести к самообольщению и бесовскому обольщению: если упорно искать чудес и найти их в переживаниях на молитве и в сбывающихся сновидениях, то легко счесть себя одаренным особой благодатью и не подозревать о своём духовном неблагополучии. Это состояние духовной прелести.

Есть явление, связанное с прелестью, но к ней не сводящееся: когда прелесть перестаёт быть уделом одиночки, распространяется на группу; передаётся от наставника к ученику, то есть организуется в традицию сложного мистического опыта. Эту традицию прелести мы будем называть харизматизмом. Харизматизм превращает жажду благодати в идеологию групп потребителей, нацеленных на скорое приобретение сверхъестественных способностей, которые обеспечат здоровье, достаток, уважение, чувство эйфории, знание будущего – так подобные группы понимают благодатные дары. Их получают для комфортной жизни с помощью разных обрядов и психотехник. Апостолами небесные дары понимались иначе: они умножают любовь к Богу и людям, но что представляла из себя жизнь апостолов, видно из слов ап. Павла: «Я…был в трудах, безмерно в ранах, более в темницах и многократно при смерти…в опасностях…труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе» (2 Кор. 11, 23-27).

Гонения начали эпоху мучеников, когда век Апостолов ещё не закончился. Христос предрекал Апостолам благодать мученичества. Апостол Стефан в час мученичества исполнился Духа и созерцал Христа в Его нетварной славе (Деян. 7, 55).

Конец гонений в IV в. породил новое религиозное движение. Ответом на обмирщение христиан возникло монашеское движение – подвиг бескровного мученичества тех, кто стремился жить по Евангелию. К цепи благодатного преемства прибавилось новое звено: апостольство – мученичество – монашество. "Христианин должен быть подвижником", – говорит архимандрит Софроний (Сахаров). Быть, а не выглядеть. Преподобный монах Иоанн Лествичник описал всю последовательность духовного восхождения. Ни одна ступень не достигается раз и навсегда, на ней нельзя остановиться. Переставая восходить, христианин скатывается вниз. Бывает, что христианин летит на небо через несколько ступеней, хорошо, если опытный подвижник вовремя остановит его. Харизматисты ищут именно сверхбыстрого восхождения на пути незаконного подвига.

По ходу церковной истории харизматизм встречается в кругах энтузиастов, в сектах и в религиозных движениях. Поворотным пунктом здесь является Реформация, с её помощью харизматизм превратился в массовое явление. Протестантизм порушил остатки системы духовной безопасности, упразднил хранилище аскезы – монашество. А ведь протестанты, читая Новый Завет, собирались восстанавливать жизнь древней Церкви!

Современное харизматистское движение образует силовое поле, многократно превышающее возможности самых крупных отдельных сект, оно оказывает большое влияние на общины, которые сектами не назовешь. Границы этого движения, подобно границам шторма, трудно установить. В нем участвуют по разным оценкам от 120 до 300 миллионов человек, исповедующих себя христианами. Число их растет.

Генератор волн харизматизма.

Англиканин Дж. Уэсли создал неопротестантскую общину методистов. Он искал методично организованной жизни на трех ступенях духовного роста: 1. Обращение. 2. В результате нравственной жизни – возрождение. 3. Освящение возводит человека по степеням совершенства.

Методистское учение о 3-х ступенях и практика собраний вне церковных стен сыграли ключевую роль в популяризации харизматизма. XVIII в. открыл новую эру харизматизма, когда американцы организозовались в движение за духовное возрождение – ревивализм. С этого харизматистского движения началась серия харизматистских волн. На смену ревивализму в середине XIX в. пришло движение святости. Следом за ним выросла волна пятидесятничества (начало XX в.). 1960 годом запущена волна неопятидесятничества. Двадцать лет спустя возникла новая волна. Каждая последующая волна пыталась поднять уровень харизматизма, восстановить гаснущую энергию предыдущей.

Миссионерский успех ревивализм имел благодаря кэмп-митингам (собраниям на природе). Духовная атмосфера кэмп-митинга культивируется и в последующих четырех волнах. Опишем ее словами свт. Феофана Затворника: народ "вздыхает, или вскрикивает, или делает жесты, руки и глаза поднимает быстро к небу, или падает ниц стремительно, или искривляет черты лица и т. п. Эти движения и в домашней молитве не хороши, а тем более <...> в церкви". Святитель предупреждает: конвульсии и падения не суть дары Божии, а неврологические феномены; бурное непроизвольное проявление чувств, входя в привычку, совершается для возобновления их или для показа чувств, которых нет. В итоге выходит фиглярство, а не духовное возрождение. Мистика ревивалистов, основанная на воображении духовных видений, слывет у исихастов кумиротворением.

На кэмп-митингах боролись с бесконечными случаями блуда. Опытный пастор-организатор митингов замечает тут сложность: "Религиозная страсть заключает в себе все другие страсти; вы не можете возбудить первую, не расшевелив вместе с тем и других". Связь с блудной страстью обнажает корни прелести у ревивалистов: один из двух видов прелести происходит от сладострастия, бес непотребства представлет прельщаемым лица и слова святых, внушает лжепророческое слово (преподобный Григорий Синаит).

Движение святости сделало важное открытие: оказывается "освящение" (высшая ступень согласно Уэсли) мгновенно достижимо через переживание внутреннего кризиса. Это многим открыло доступ к высотам нездоровой мистики. Отдельные "святые" переживали освящение как "крещение Духом Святым" и говорили языками, именно этот опыт лег в основу следущей волны. Пятидесятники сделали общеобязательной традицией опыт "крещения Духом", непременно подтверждаемый знамением (чаще всего говорением на языках). Согласно святителю Игнатию Брянчанинову, желающие совершать знамения движимы страстями, хотя бы и считали, что руководятся ревностью к делу Божию, в таком же состоянии самообольщения находятся и те, которые хотят видеть знамения. Говорение языками у пятидесятников выливается в безумный экстаз, он достигается психотехниками, вроде тех, которые практикуются у спиритов.

Пятидесятническая волна создала традицию получения чуда, чем была запущена цепная реакция харизматизма. Неопятидесятники (они же "харизматы") поставили чудотворение на конвейер и завалили чудотворческой продукцией разные христианские исповедания: неопротестантов (баптистов и др.), классических протестантов ("харизматы" духовно разрушили англиканство) и даже католиков. Уже через
несколько лет после своего возникновения "харизматы" молились о православных, чтобы "Дух охватил эту Церковь так же, как он охватил католическую". Отметим, что для неопятидесятников "обновить Духом" христианскую общину важнее, чем присоединить часть ее к своей секте. "К сожалению, оказалось, что Православная Церковь не обладает абсолютным иммунитетом против неопятидесятничества <...> в ближайшем будущем мы можем столкнуться с феноменом неопятидесятничества и в Православной Церкви", – признает А.Дворкин. Судите сами: сейчас в России 300 тыс. пятидесятников и "харизматов". Большинство из них по своим корням – православные.

Ведущие "харизматы" берут на вооружение духовный опыт движения Нью эйдж (из псевдоиндуистских и псевдобуддийских источников. "Харизматы", как и положено, гнушаются языческими религиями за их связь с демонами, но применяют их способы связаться с духовной реальностью – обращаясь не открыто к падшим духам, а к "Духу Святому". Среди действий "Духа" неопятидесятники, помимо говорения языками и исцеления, числят "святой смех" (тот самый смех на молитве, который отверг старец Силуан) и "слово знания" (ясновидение). На первый план выдвинулась теология процветания, согласно которой дары Божии гарантируют христианам преуспевание в земных делах. Радикальные теологи процветания доходят до самообожествления, издеваются над крестным обнищанием Господа, изгоняют "духа бедности" из банкротов, как будто финансовый неуспех – это признак действия бесов.

Эсхатологические ожидания плюс харизматизм.

Неоправданные ожидания скорого конца света бывали не только у сектантов, но и у православных, даже у святых, таких как святители Ипполит Римский, Иоанн Златоуст, Мартин Турский, Геннадий Новгородский. Однако ошибка относительно второго Пришествия не сыграла в их жизни заметной роли, поскольку они строили духовную жизнь на основе памяти смертной. Если помнить, что конец моей жизни может настать в любой момент, то он оказывается ближе, чем самый скоро ожидаемый конец света. К ближайшему событию и готовятся. Память смертная служит на всём пути восхождения до самого созерцания нетварного Света. Аскеза компенсировала ошибку святителей, связанную с ожиданием конца света, и эта ошибка не вызывала духовной смуты у них и их паствы.

Напротив, серьёзную смуту вызывали эсхатологические ожидания, соединённые с харизматизмом. Так во II в. сложился монтанистский раскол. Так проливали кровь околокатолические секты ("апостольских братьев" в XIII в. и таборитов в XV в.) и неопротестантское движение анабаптистов (XVI в.). Они не церемонились с теми, кого считали слугами антихриста. В первой половине XIX в. харизматисты практиковали исцеление и говорение языками. По откровению "пророка" посылали боевые отряды против язычников.

Пятидесятники заявляли, что имеют дары сошествия Духа на Апостолов. Такую неслыханную на протяжении многих веков претензию они оправдывали цитатой из Деян. 2:17. Они решили расширить ветхозаветную цитату, приведённую Дееписателем: Бог обещал ниспослать дождь ранний и поздний <...> излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать (Иоиль 2:23-28). Дождь ранний пролился духовностью апостольского века. Потом долгая засуха. И дождём поздним сошли пятидесятнические дары предантихристова века. Вся их волна пронизана эсхатологизмом. Не раз пророки этой волны толкали паству на радикальные действия. В пору коллективизации пятидесятники во главе с "пророком Илией" (И. Мурашко) сорвались с обжитых мест навстречу второму Пришествию. Лишь эпидемия тифа помешала их планам.

На пороге 70-х у неопятидесятников заметно снизилась активность. Тогда и появились лидеры, пробуждавшее "харизматов" с помощью "Божией шоковой терапии". Так в 1973 г. пастор Д. Уилкерсон многажды получал сонные видения о близящемся конце. Он излагает их в таких словах: "Мы уже живём в то время, которое Библия называет "началом бедствия" <...> будет ужасный голод <...> стремление уйти из города <...> Мне же только дано Святым Духом повеление предупреждать <...> начнутся эпидемии <...> порнофильмы будут показываться и в обычное для передач время <...> союз всех <...> связанных воедино посредством Святого Духа <...> станет своего рода подпольным братством".

\Откуда взялось ДПК? Ответ ниже:\

С 1974 г. на потребительском рынке вводится компьютерный штрих-код. Неопятидесятники вскоре получают "откровение", что в коде скрыта печать антихриста. Испуганные люди бросаются к "пророкам": как выжить при антихристе?! Их утешают; вот какой выход из опасного положения предлагает Уилкерсон: "Это – вопрос жизни и смерти. Если в вас нет свидетельства Духа в эти последние дни, то <...> подпадете под власть грядущего духа Антихриста!" Каждодневное свидетельство Духа может иметь лишь тот, кто "крещен Духом". На откровении о штрих-кодах строится миссионерская программа, и походит она на рекламную стратегию: человека пугают жуткими перспективами, и он покупает, что велят рекламщики. Шоковая рекламная стратегия и неопятидесятнический "Дух" породили апокалиптическое движение против кодов (ДПК).

Среди пророков ДПК особо надо отметить заслуги неопятидесятницы Мэри Рэлф (Relfe). Её труды сделали ДПК массовым явлением. Как это произошло? "Святой Дух" открыл Рэлф: штрих-код содержит число 666, покупающий товары с кодом принимает печать антихриста. В 1980 Рэлф преподавала студентам сотериологию (учение о спасении). "Бог" дал название курсу её лекций: "Текущие события и библейское пророчество". Он же побудил Рэлф распечатать лекции и выпустить по ним книгу "Когда ваши деньги теряют смысл, 666". Книга прогремела взрывом в 1981. На следующий год вышел второй бестселлер "Новая финансовая система, 666". Перед массой читателей Рэлф раз вернула картину Апокалипсиса: нельзя ни покупать, ни продавать без начертания с числом имени зверя (см. Откр 13:16 17), то есть штрих-кода. Начертание ставят на товары и скоро поставят на людей. С обложки первой книги смотрит лицо, похожее на президента со стодолларовой купюры. Лоб его украшает штрих-код. Читателю объясняется: система 666 заменит оборот наличности на безналичные компьютерные расчёты. Для убедительности приводятся цитаты из учёных и библеистов, хотя цитированные авторитеты для Рэлф вторичны; не с их монографий, а с мистики всё началось. Книги Рэлф вызвали лавину похожих мистических триллеров, обличающих антихристовы технологии.

\Последствия ДПК:\

В первых рядах читателей Рэлф оказались заинтересованные православные. Довольно скоро её откровения попали на Афон. Святогорский монах Парфений перевёл обе книги, дав им общее название "Тревожные знамения времён". Он уверился, что стоит при начале великого дела: "Молю Бога, чтобы Он послал делателей на жатву". Парфений хотел, чтобы побелевшие нивы (греки) пришли в духовное движение. Хотя он и сомневался насчёт Рэлф: не в прелести ли она? Согласно воспоминаниям греческого митрополита Мелетия после публикации Рэлф "сразу вспыхнул бушующий и поныне пожар страстей". Появилось православное ДПК. Откровение о штрих-кодах в 80-е бурно распространялось среди православных греков, с начала 90-х по России и Украине. Из ранних публикаций движения у нас влиятельной стала книга "Россия перед Вторым Пришествием". Книга пересказывала Рэлф, опираясь на греческое ДПК. Её выпустили в 1993 г. тиражом 100 000. Потом раз за разом переиздавали.

Обидно, что неопятидесятническое откровение было усвоено в Православной Церкви на Афоне, ведь с Афона преподобный Антоний Киево-Печерский принёс исихастскую духовность на Русь. Да, не всё то свято, что делается на Святой Горе. К сожалению, и на Афоне существуют свои проблемы и разделения. На Афоне некоторые не устояли перед соблазном раскола: под видом "бескомпромиссной борьбы" с "экуменизмом", "модернизмом", "глобализмом" и проч. Некоторые смутьяны создали свои противостоящие церковной полноте группировки. К сожалению, им удалось вовлечь туда и определенное количество монахов, часто весьма достойных, но, как правило, малообразованных и чрезмерно доверчивых.

Большая часть таких раскольников (на Афоне их называют "зилотами") живут по келлиям в труднодоступных местах или бесконечно шатаются по всему Афону, смущая паломников. Монастыри же, все крупные скиты и самые уважаемые келлии твердо держатся царского пути, не уклоняясь ни вправо, ни влево. Но, увы, один монастырь из двадцати - Эсфигмен - отделился от остальных, запер свои ворота и исключил себя общеафонской жизни. Его представитель даже не участвует в работе Св. Кинота (афонского правительства) под предлогом того, что каждое заседание начинается с молитвы, а они, дескать, не могут молиться с отступниками. Остальные монастыри, мол, находятся в евхаристическом общении с поместными Православными Церквами, которые погрязли в экуменизме и модернизме и, следовательно, сами по себе уже стали еретиками. Эсфигменские насельники, как и другие зилоты, не признают таинств Православных Церквей, не сослужат с ними, не причащаются и запрещают их членам причащаться у себя и даже не молятся вместе с ними (то есть со всеми нами). Афониты многажды пытались залечить конфликт, но всякий раз натыкались на стену вражды и неприятия раскольников, готовых уцепиться за самые вздорные предлоги, лишь бы не воссоединиться со своими братьями.

Зилоты не являются чем-то единым, они разделены в себе, что и есть первый признак их пребывания вне Церкви: только в ней возможно сохранение единства, а отпадающие от нее немедленно начинают разделяться сами в себе и восставать друг на друга. Все эти маленькие группы и группочки друг друга не признают и друг друга анафематствуют.

Я до сих пор вспоминаю тяжелое впечатление, которое осталось у меня от встречи с одним зилотом-болгарином. Это был пожилой, благообразного вида монах, идущий по горной тропе. Нам оказалось по пути, и мы разговорились дорогой. Он выявил себя вполне умеренным зилотом, жившим где-то на Каруле на южном скалистом конце полуострова. Раньше он подвизался в Болгарии, но затем, продолжил он своим тихим и мягким голосом, "в Болгарии был введен новый календарь, и спасения там не стало, так что я перебрался сюда". Больше я уже не слушал, я был потрясен, как может этот человек спокойно и уверенно обрекать всю свою родную страну на вечную смерть, нимало не смущаясь и не огорчаясь. Сразу вспомнилось определение сектантства, данное протопресвитером Иоанном Мейендорфом: "Секта - это сравнительно небольшая замкнутая группа людей, которые считают, что только они одни спасутся, а остальные погибнут, и которые получают глубокое удовлетворение от осознания этого".

О причинах успеха среди православных.

Почему ДПК нашло живой отклик у греков и у нас? Думается, потому что Византийская и Российская империи виделись оплотом вселенского
Православия. Их падение переживалось как апокалиптическое горе. Теперь в греческом ДПК популярны пророчества о возвращении имперской столицы Константинополя, у нас пророчества о реставрации теократического правления в виде монархии. Кроме того, у нас семя ДПК упало на неплохо подготовленную почву. Роль почвы сыграли три апокалиптических движения, отмеченных духом харизматизма: старообрядческое и хлыстовское, возникшие в XVII в., и пришедшее после революции как бы на смену угасавшему хлыстовству "истинно-православное" движение. Меж собой эти движения причудливо переплетаются.

Десятками тысяч исчислялись самосожигавшиеся старообрядцы, они не желали уступить "антихристовой" власти, исправившей (зачастую не в лучшую сторону) богослужебные книги. Была также разработана техника превращения самоубийства в мученичество. Запершиеся староверы ставили к двери зажжённую свечу, обложенную соломой. Когда представители властей били в дверь, свеча падала, и в огне сгорали новые "мученики" за веру. На гари дал благословение пророк старообрядчества Аввакум. Помимо гарей практиковалось пощение до смерти. Оно определённо обнаруживало у раскольников аскетический надрыв.

Хлыстовство, возникшее незадолго до старообрядчества, получило от последнего значительную силу. Хлыстовские лидеры "Христы" - принимались теми староверами, которые уже заждались второго Пришествия. Знаменитая формула "не согрешишь не покаешься, не по каешься не спасёшься", связанная со свальным грехом на хлыстовских радениях, звучала... у старообрядцев.

Отечественное ДПК использует ресурсы всех трёх своих предшественников. В его арсенале имеются старообрядческие вставки в тексты Зиновия Мниха (сер. XVI в.). Вставками об антихристовых карточках раскольники обосновывали свои протесты против властей, которые вводили новые документы. В прикровенном виде связь с хлыстовством прослеживается по культу "старца" Григория Распутина, который был хлыстом. Среди "истинно-православных" текстов в ДПК главный - это "Явление Спасителя": оно-де было двум подросткам в 1926 г. недалеко от Киева; один из них пострадал в лагере за это откровение и стал "катакомбным" священником. Текст обосновывает бегство православных из приходов (под предлогом, что у храма, скажем, оформлен ИНН) и ввергает в мистические мечтания («меня ангел духовно причащает»).

Конечно, контакты ДПК с хлыстовством вживую невозможны, поскольку оно исчезло на десятки лет раньше появления ДПК. Но выпускаемые ДПК "Берсеневские листки" свидетельствуют о развитых контактах со старообрядцами. На страницах "Сербского Креста" (нынешнее название журнала "Первый и Последний") была опубликована фотография, где на мероприятии ДПК запечатлена акция богородичников (их хоругви подписаны: "Мы Россия Новая", "С нами Бог". Эти фразы "истинно-православные" богородичники используют как кричалки, то есть как харизматистскую технику экстаза.

Слава Богу, не все в ДПК настроены простарообрядчески, прокатакомбно, прохлыстовски. Разные группы ДПК постоянно обвиняют друг друга в симпатиях к лжестарцам, раскольникам, сектантам...


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.)