АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Эмпиризм и рационализм

Читайте также:
  1. Вопрос 26. Рационализм и эмпиризм как направления в философии
  2. Вопрос 29. Английская философия нового времени (материализм, эмпиризм, социально-политическая направленность)
  3. Гносеологическая проблематика Нового времени. Рационализм и эмпиризм.
  4. ИРРАЦИОНАЛИЗМ.
  5. Основные течения в философии: материализм, идеализм, рационализм, иррационализм.
  6. Познавательные способности человека: чувственность и логические способности. Сенсуализм и рационализм.
  7. Постклассическая философия 19-20вв. Рационализм и иррационализм. С. Кьеркегор,А. Шопенгауэр,Ф. Ницше.
  8. Проблема метода в философии Нового времени: эмпиризм и рационализм.
  9. Проблема научного опыта: эмпиризм и экспериментализм
  10. Проблема предельного обоснования знания в философии Нового времени. Эмпиризм и рационализм.
  11. Радикальный эмпиризм У. Джеймса
  12. Развитие естествознания в Ф. Нового времени. эмпиризм и рационализм (Ф. Бэкон, Р. Декарт).

- Алексашкина А.Н. 1000 вопросов и ответов поистории.М.-1999.

— «История России» А. А. Данилова Данилов Д.Д.- М.- 2008;

• дополнительная литература для учителя:

- Карамзин Н.М. Об истории государства Российского.- М.- 1990.

- Романовский В.К. Символы российской государственности. – М. -2002.

- Степанищев А.Т. Методический справочник учителя истории. - М.- 2002.

- Преподавание истории и обществознания в школе.

- Федорчук И.А. История. Интеллектуальные игры для школьников.- Ярославль.-1998.

-Схемы и таблицы по истории.

-Соловьев К.А., Серов Б.Н. Поурочные разработки по истории России с древнейших времен до конца16 века.- М.

— Данилов Д.Д., Сизова Е.В. Всеобщая история. История средних веков. – М. 2010.

 

 

Библиографический список

* Введение в философию. Ч. 1. – М., 1989. – С. 146 – 163.

* Ермакова Е.Е. Философия. – М., 2004. – С. 51 – 56..

* Канке В. Философия. – М., 2004. – С. 89 – 101.

--------------------------------

* Субботин А.Л. Френсис Бэкон и принципы его философии/ Ф. Бэкон. Сочинения. В 2-х т./Т. 1. – М.: Мысль, 1978. – Вст. статья.

* Реале Дж. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 3: Новое время / Дж. Реале, Д. Вит. Антикери. – СПб.: Петрополис, 1997. – 368 с.

* Спиноза Б. Богословско-политический трактат/ Б. Спиноза. – Минск: Литература, 1998. – 528 с.

* История философии: Запад – Россия – Восток (книга вторая: Философия XV – XIX вв.). М.: Греко-латинский кабинет Ю.А. Шичалина, 1998. – 560 с.

* Мир философии. Ч. 1. – М., 1991. – С. 498 – 499, 504 – 505,

П р а к т и ч е с к и й к о н с п е к т

1). Новое время – это XVII столетие – век первых буржуазных революций в Нидерландах и Англии. Развитие капиталистического способа производства стимулировало развитие науки. Наука освобождается от господства церкви, ее авторитет опирается на интеллект и свободу суждений. Происходит становление экспериментальной науки и разработка математического инструментария. XVII век стал первым веком новой науки, т.е. науки в современном смысле слова. Это век первой научной революции, когда сформировалась первая естественнонаучная картина мира. Это привело к выдвижению на первый план гносеологических проблем, которые оказались тесно связаны со становлением экспериментального и математического естествознания.

Великие имена первой научной революции: Н. Коперник, Г. Галилей, И. Кеплер, И. Ньютон.

Эмпиризм и рационализм.

Средневековый спор номинализма (опирающегося на опыт) и рационализма (опирающегося на разум) в Новое время трансформировался в полемику эмпиризма и рационализма.

Согласно выработанной в Новое время установке, человек познает посредством чувственности и разума, восприятия и мышления. Хотя они решают одни и те же задачи, однако разделение и противопоставление их, доведенное до абсолютизации, вылилось в два направления эмпиризм и рационализм.

Эмпиризм источником всего знания полагает чувственный опыт. Рациональное является лишьнадстройкой над данными чувственного опыта и создается комбинацией опытных данных. Однако эмпиризм вынужден выходить за пределы чувственных данных в область логических операций.


Рационализм признает разум основой познания, признает независимость и самостоятельность разумного знания от опыта. Только разум способен постигать всеобщее и необходимое, чувственный же опыт застревает на частном и случайном. Рационализм может быть материалистическим (Спиноза) и идеалистическим (Лейбниц).

Новоевропейская философия построена на глубоком расколе между субъектом и объектом В рационализме восторжествовал субъект, а в эмпиризме – объект.

Эмпиризм представляют Ф. Бэкон, Дж. Локк. Рационализм – Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц.

3). Френсис Бэкон (1561 – 1626)

Первый философ, поставивший задачу создать научный метод.

Сын первого министра королевы Елизаветы. После окончания Кембриджа работал при английском посольстве в Париже. Как младший сын, не получив наследство после смерти отца, сам пробивал себе дорогу трудом. Избрав политическую карьеру в качестве жизненного поприща, Бэкон получает юридическое образование. В 1584 г. избирается в палату общин, быстро поднимается по политической лестнице. В 1613 г – генеральный прокурор, через четыре года – лорд хранитель Большой печати. В 1621 г. Бэкон был обвинен палатой лордов в коррупции, предан суду и от сурового наказания освобожден лишь по милости короля. В 1622 г. отошел от политики и занялся наукой и философией.

Умер от простуды, исследуя «будет ли гнить курица, если ее набить снегом и льдом». Надпись на надгробном памятнике: «Разрешив все задачи тайн природы и гражданской мудрости, он умер, повинуясь естественному закону: все сложное подлежит разложению». Был преувеличенного мнения о своих деяниях в науке, на самом деле скромных – «тайн природы» Бэкон открыть не смог. Но нельзя оспорить великую заслугу Бэкона в провозглашении и разработке нового метода познания.

Основные сочинения: «Новый органон», «Великое восстановление наук». Для языка Бэкона характерна образность, метафоричность.

а). Высшая задача науки – увеличение власти над природой с целью усовершенствования человеческой жизни.

б). Задача философии – построение метода научного познания. Таковым Бэкон полагал индуктивный метод.

в). Прежде надо устранить препятствия на пути познания: очистить человеческий интеллект от четырех видов идолов, или призраков:

призраки рода все восприятия и ум человека (кривое зеркало),

призраки пещеры – заблуждения отдельного человека,

призраки рынка – предрассудки и умственные заблуждения,

призраки театра – ложные теории и философские учения.

г). Учение Бэкона о методе основано на признании ведущей роли в познании опыта. Бэкон различает два вида опытов: плодоносные (дающие непосредственную пользу сразу) и светоносные (приносят истинное теоретическое знание, ведущее к пользе). Всякое познание должно опираться на опыт и двигаться от единичных фактов к общим положениям. Бэкон переходит от обыденного понимания опыта к научному – опыту как эксперименту.

д). Индукция, утверждал Бэкон, это необходимая науке форма доказательства и метод познания. Простая (неполная) индукция не дает достоверного знания. Для усовершенствования индукции следует стремиться к внимательному учету отрицательных случаев. Полная индукция Бэкона, представленная в пяти таблицах, включает весь объем эмпирического исследования:

1). Таблица присутствия;

2). Таблица отклонения;

3). Таблица сравнения или степеней;

4). Таблица отбрасывания;

5). Таблица «сбора плодов» (формирование вывода на основе того общего, что имеется во всех таблицах).

(А. Радугин, 100 – 105; Л. Немировская, 109 – 113).

4). Рене Декарт (1596 – 1650)

Родился в знатной дворянской семье в Турени, что предопределило его военную карьеру. В школе иезуитов, которую закончил Декарт, у него обнаружилась сильная склонность к занятиям математикой. Изучал науки в Париже. В 1618 г. отправился добровольцем в армию ради путешествия (шла Тридцатилетняя война). Немало времени отдавал чтению и размышлениям. Однажды осенью 1619 г., сидя в баварском домике, Декарт сразу сформулировал все основные положения своего философского учения, а заодно принципы сведения физики к географии, а геометрии к алгебре. В 1628 г. оставил службу, уехал в Голландию, где в течение 20 лет занимался исключительно научными трудами. Декарт создал современную алгебру, аналитическую геометрию, развил учение о преломлении света.

В 1649 г. по приглашению шведской королевы Христины приехал в Стокгольм, чтобы помочь ей основать Академию Наук. Непривычный для Декарта режим дня и суровый климат были причиной его преждевременной смерти; он умер в феврале 1650 г.

Основные сочинения: «Рассуждение о методе», «Метафизические размышления».


а). Если Бэкон пытался упорядочить опыт, то Декарт хочет упорядочить мышление.Об этом свидетельствует ранняя работа «Правила для руководства ума». Для негокритерием истинности выступает очевидность чего-либо для разума. С ледуя своему методу, он приходит к идее постоянного сомнения. Чувственная очевидность все же неопределенна и вызывает вопросы. В конечном итоге единственное, с чем может согласиться сомневающийся, – это наличие размышляющего субъекта, это факт его собственного сомнения. Это самосознание субъекта, фундаментальная основа картезианской формулы: «Я мыслю, следовательно, я существую» (Cogito ergo sum). Здесь, считал Декарт, – ясная и четкая отправная точка метафизики. Декарт приходит к заключению, что он – думающий субъект, совершенно независимый от природной материи и, следовательно, так же независимый от тела. Декарт делает акцент на мышлении как на несомненной отправной точке. В самом субъекте основанием достоверности знания является ум, ясный, отчетливый и внимательный, умеющий проходить все ступени дедукции.

б). Исходный пункт познания – интеллектуальная интуиция, это – твердое и отчетливое, не вызывающее никаких сомнений положение. Продолжением является дедукция – выведение частного из общего, в противоположность индукции.

в). Содержание рационального метода Декарта состоит в анализе, разложении полученных знаний на отдельные компоненты, доведение до уровня очевидного.

Правила метода Декарта таковы:

Первое правило – принимать за истинное все то, что воспринимается в очень ясном и отчетливом виде и не дает повода к сомнению, т.е. вполне самоочевидно. Разумная интуиция.

Второе правило – делить сложную вещь на более простые составляющие, не поддающиеся дальнейшему делению умом. Анализ имеет целью открыть исходные элементы знания. Это самое эффективное правило метода Декарта.

Третье правило – в познании мыслью следует идти от простейших вещей к более сложным и трудным для понимания. Это рационалистическая дедукция.

Четвертое правило – «энумерация» – требует осуществлять полные перечисления, обзоры, не упуская ничего из внимания. Правило ориентирует на достижение полноты знания.

г). Центральным понятием философии Декарта является субстанция. Для Декарта субстанция есть вещь вообще, всякое сущее, которое для своего существования не нуждается ни чем другом, кроме себя. Такой субстанцией является Бог. Сотворенный мир делится на две субстанции – духовную, главный признак которой неделимость, и материальную, делимую до бесконечности. Поэтому философия Декарта является дуалистической. Основными атрибутами субстанций – мышление и протяжение. От них производны свойства: воображение, чувство, желание – модусы мышления; фигура, положение, движение – модусы протяжения.

 

БОГ – совершенная субстанция

 
 


Два рода субстанций

ДУХОВНАЯ МАТЕРИАЛЬНАЯ

Substantia cogitas Substantia extensa

Мыслящая Существующая

Атрибуты (признаки) субстанций

Мышление Протяженность

Модусы (способы проявления) субстанций

Воображение Фигура

Чувство Положение

Желание Движение

 

Дело теологии Дело науки

 
 


Дуализм Декарта – это дуализм науки и схоластики.

д). Концепция врожденных идей. Духовная субстанция обладает врожденными (изначально присущими) ей идеями, а не приобретает их в результате опыта. Врожденные идеи – это идея Бога, идеи чисел и фигур (Декарт математик и геометр), а также общие понятия. Именно врожденные идеи рассматривались рационалистами XVII века в качестве условия возможности всеобщего и необходимого знания.

(Введение в философию, ч. 1, с. 153 – 157; Л. Немировская, с. 113 – 116).


5). Бенедикт Спиноза (1632 – 1677)

Голландский мыслитель, родился в еврейской семье, был отлучен от церкви по обвинению в атеизме. Его величайшая работа «Этика» была опубликована только после смерти. Был поборником свободы мысли. Критиковал декартов дуализм, создал монистическое учение о единой субстанции. Сущность субстанции совпадает с сущностью Бога. Отсюда Бог и Вселенная, которая является сущностью всех вещей, – это одно и то же. Таково знаменитое пантеистическое учение Спинозы. Вселенная не обусловлена ничем, т.е. Спиноза определил субстанцию как причину самой себя (causa sui), самосуществующей и самопознающей.

Все в мире управляется абсолютной необходимостью, совершается в силу необходимости. Человек может лишь познать ход мирового процесса, чтобы сообразовать с ним свою жизнь. Спинозе принадлежит известное определение: «Свобода есть познанная необходимость».

6). Готфрид Лейбниц (1646 – 1716)

Немецкий философ. Проблема субстанции вызывает различные решения. Если Спиноза придерживался крайнего монизма, то решение Лейбница заключается в противоположной крайности: он постулирует бесконечность субстанций.

Самостоятельно существующие субстанции он назвал монадами. Монада проста, неделима, нематериальна, но деятельна. Монада называется душой, когда есть чувство, и духом, когда есть разум. Неделимые монады составляют сущность всей природы. Монады различаются по уровню сознательности. Бог – абсолютно сознательная монада, монада монад.

В теории познания Лейбниц – рационалист. Формулу сенсуализма «нет ничего в интеллекте, чего бы не было раньше в чувстве» Лейбниц опровергает добавлением: «кроме самого интеллекта». Из чувств нельзя вывести интеллект, рациональное мышление. Лейбниц не против эмпиризма, но стремится осмыслить эмпирические данные на основе абстрактного мышления.

7). Томас Гоббс (1588 – 1679) написал большое философско-политическое произведение «Левиафан…», где выражал антиклерикальные идеи (против политического влияния церкви). Философская доктрина Гоббса это учение о государстве. Он различает два состояния общества: естественное и государственное (гражданское). Естественное состояние Гоббс характеризует как «войну всех против всех». От самоуничтожения человечество спасает установление гражданского, государственного состояния, которое осуществляется посредством договора.

8). Джон Локк (1632 – 1704)

Рационалистической традиции Спинозы и Лейбница противостоит так называемый «британский эмпиризм», ярким представителем которого был Д. Локк.

Первым шагом его философской программы было строгое обоснование знания на опыте, и решительно отвергает врожденные идеи Декарта и Лейбница. Ум вначале – чистый лист бумаги. Опыт доставляет ему умственное содержание. Это содержание Локк называет идеями. Ощущения – единственные источники знания. Для развитой Локком теории познания характерен эмпиризм («все из опыта») и сенсуализм (т.е. все формы познания сводятся, в конечном счете, к чувствам).

Дж. Локк разрабатывал теорию естественного права. К неотчуждаемым правам человека, согласно Локку, принадлежат три основных права: на жизнь, свободу и собственность. Собственность им представлялась как результат труда человека. Правовое равенство индивидов является необходимым следствием принятия трех неотчуждаемых прав.

 


1 | 2 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.009 сек.)