АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Проблема предельного обоснования знания в философии Нового времени. Эмпиризм и рационализм

Читайте также:
  1. I. Россия в период правления Бориса Годунова (1598-1605). Начало Смутного времени.
  2. I. Россия в период правления Бориса Годунова (1598-1605). Начало Смутного времени.
  3. I.1.9. Место и роль философии в культуре.
  4. II частина. Проблема спеціальних здібностей у сучасній диференційній психології
  5. II. Вивчення нового матеріалу.
  6. II. Вивчення нового матеріалу.
  7. II. Вивчення нового матеріалу.
  8. II. Вивчення нового матеріалу.
  9. II. Вивчення нового матеріалу.
  10. II. Вивчення нового матеріалу.
  11. II. Вивчення нового матеріалу.
  12. II. Вивчення нового матеріалу.

Почему возникает необходимость обоснования знания? Уже в древности философы различали знание и мнение, отдавали предпочтение знанию, т.к. оно в отличие от мнения обосновано. Однако, скептики поставили под вопросом возможность достоверного знания. Скептицизм – довольно распространенное явление, присуще любому человеку. Скептицизм – позиция непрактичная. В практической жизни мы опираемся на наши знания и поэтому нам важно, чтобы наши знания были достоверными.

Наши знания опираются на надежные, достоверные, безошибочные основания. Такая позиция называется – фундаментализмом. Согласно фундаментализму, наше знание делится на два класса: 1) знания, которые выводятся из других знаний;

2) знания, которые не выводятся из других, они абсолютно достоверны, безошибочны и поэтому служат последним основанием фундамента, из которого выводятся остальные знания. Процесс познания напоминает строительство здания. На базисном знании, как на фундаменте, с помощью дедукции и индукции возводится надстройка всего остального знания. По вопросу о том, что считать базисным знанием, философы 17 века выделяют два направления, которые и сегодня еще рассматриваются: рационализм и эмпиризм.

В рационализме, в качестве фундамента, принимаются идеи, заложенные в разуме. В эмпиризме – данные чувственного опыта. Согласно рационализму, чувства не могут быть фундаментом знаний, потому что они нас часто обманывают. В разуме изначально от рождения заложены достоверные идеи. Представители рационализма в античной философии: Парминид, Платон; философы нового времени: Декарт, Спиноза, Лейбниц.

В своем чувственном опыте мы не встречаем абсолютно круглых тел, откуда же тогда в нашем уме понятие шар? Если не из опыта, то откуда? Ответ один – эти идеи изначально заложены. Разум не производит идеи, он их находит, вспоминает. А стимулы к воспоминанию столкновение в опыте с материальными несовершенными воплощениями идей.

По мнению Декарта, к достоверному знанию можно прийти двумя действиями разума: интуицией и дедукцией. Интуиция позволяет обнаружить в уме врожденные идеи. Однако, познание не ограничивается лишь интуицией. Из интуитивно познанных идей истинность которых очевидна, можно логически вывести другие идеи, истинность которых неочевидна, но которые тоже будут истинными, если в процессе логического вывода мы не совершили ошибок. Логический вывод, в котором при истинных посылках заключение необходимо будет истинным, называется дедукцией. Это вывод из общего к частному. Первые принципы познаются только интуитивно, а отдаленные следствия путем рассуждения познаются только с помощью дедукции.

Таким образом, базисным знанием являются врожденные идеи разума, которые позволяют нам получать правильное знание, потому что они отражают разумный порядок универсума.

Главный принцип эмпиризма: «Все наши знания производны от нашего чувственного опыта». Представители эмпиризма нового времени: Ф. Бекон, Т. Гоббс, Дж. Локк, Д. Юм.

22.Скептицизм Д.Юма. Радикальный эмпиризм. Отрицание существования духовной субстанции. Трактовка причинности Радикальная форма эмпиризма избегает абстракций, априорных оснований, фальшивых принципов, замкнутых систем и ложных абсолютов. Человек извлекает из опыта и комбинирует группы чувственных элементов в зависимости от своего внимания и интереса, поэтому необходимо обращаться к конкретному и доступному многообразию живой природы, к адекватности фактов и поступков, а не к искусственным и умозрительным рационалистическим конструкциям. Юм последовательно проводит принцип эмпиризма. И приходит к выводу, что мы не можем быть уверены в соответствии наших понятий действительности. По мнению Юма, все, что у нас есть – впечатления и идеи. Впечатления – это ощущения при их первом появлении в дуще, а идеи – слабые бледные копии наших впечатлений, как они фигурируют в мышлении. Идеи – производные от впечатлений. Мы не можем мыслить что – либо, чего предварительно не воспринимаем с помощью чувств. Действительность есть лишь поток впечатлений, а существует ли мир идей, Юм, в отличие от Беркли, воздерживается от суждения. Во времена Юма считалось, что существует духовная субстанция «Я», которая лежит в основе всех психических явлений. У нас нет впечатлений от «Я». Всякий раз, когда мы хотим почувствовать наше «Я», мы натыкаемся на мысли, ощущения, желания, а «Я» мы не ощущаем. Существует лишь пучок различных восприятий. Таким образом, он выразил сомнение по поводу существования духовной субстанции, полагая, что это не более, чем совокупность представлений.

23. Теория познания И. Канта. Синтез рационализма и эмпиризма. Априорные формы сознания и их роль в познании. Агностицизм.Кант - основатель классической теории познания. По мнению Канта, познанию должен предшествовать критический анализ способностей человека. Этому посвящена главная концепция Канта: критика чистого разума. Кант пытается преодолеть односторонность эмпиризма и рационализма, синтезирует эти 2 традиции. Что сохранил от эмпириков? Соглашается с ними в том, что человеческое сознание ограничено рамками возможного опыта. Но отвергает их теорию о чистой доске. Что касается рационализма, то вместо понятия врожденных идей вводит понятие априорные формы чувственности и рассудка. Они характеризуют не вещи внешнего мира, как они существуют объективно, а структуру нашего сознания, кот существовала до опыта. В этих формах могут восприниматься и мыслиться любой объект. Кант принимает априорные формы в качестве исходной реальности. Поэтому свою философию он назвал трансэндентальный идеализм. Кант различает аналитические (утверждается то, что должно быть присуще предмету по определению. Н: дождь мокрый.) и синтетические (утверждение наличия у предмета свойства, кот не присуще ему по определению. Н: дождь теплый. Это знание, полученное на основе опыта). Спорный вопрос между эмпириками и рационалистами: есть ли знание, которое априоре достоверно и синтетически информативно?

Вещи внешнего мира воздействуют на органы чувств и вызывают ощущения. Ощущения упорядочиваются с помощью априорных форм чувственного созерцания: пространство и время. Математика имеет дело с пр и временем. Пр и вр обязательны для всех вещей, кот даны нам в опыте. Так Кант доказывает, что матем – наука. Пр и вр не объективные характеристики вещей, как они существуют сами по себе. Это субъективные формы восприятия внешнего мира.

Рассудок – есть способность расставлять суждения. Он подводит явления опыта под априорные категории. Так синтезируются явления и получаются знания. Познание – творческий процесс. Рассудок конструирует модель объекта. Не знание соответствует вещи, а наоборот. Так, Кант полагал, что совершил революцию в теории познания. Априорные категории придают всеобщий и необходимый характер знаниям, так, Кант доказывал, что естествознание тоже наука.

Разум руководит деят-тью рассудка. 3 идеи стимулируют деят-ть рассудка: души, мира, бога. Но они не достижимы для рассудка. Как только рассудок пытается достичь их, он запутывается в неразрешимых противоречиях. Так, Кант доказывал, что метафизика не наука, нанеся сильнейший удар по ней. Ведь предметы познания метафихики выходит за пределы возможного чувственного опыта, и мы не можем обладать достоверным знанием о них.

Следствие теории познания Канта: мы можем знать вещи только такими, каими нам позволяют их знать наши априорные формы чувственности и рассудка. Каковы же вещи сами по себе, мы не знаем и знать не можем. Вещь не опознаваема. Т. о. существуют принципиальные ограничения возможности человеч. познания. Отрицание этой возможности, полное/ частичное называется агностицизм.

24. Чувственное познание и его формы. Соотношение объективного и субъективного в чувственном образе. Единство чувственного и рационального в познании. Чувственное познание – это формирование чувственных образов и оперирование ими. Существует 3 формы чувств познания:

1) Ощущение – простой элемент чувственного образа, который возникает в результате воздействия внеш факторов на органы чувств. Это единственный канал, кот связывает наш внутр мир с внешним. Эмпирики считали это фундаментом познания.

2) Восприятие – целостный образ предмета, устойчивый, инвариантный. Это не простое суммирование ощущений, а активный творческий процесс. Например, художник несколькими штрихами подчеркивает решающие параметры лица, остальное достроит воображение зрителя.

3) Представление – чувственный образ объекта, кот в данный момент не воздействует на органы чувств. Опирается не только на память, но и на воображение. В отличие от восприятий, имеет обобщающий характер. В его форм-ии большую роль играют знания, опыт, мотивация.

Объективна ли проекция нашего чувственного субъективного образа мира на мир, как он существует сам по себе? Конечно, нет. Но сколь бы ни было субъективным и ненадежным наше чувственное познание, оно все же позволяет нам успешно действовать в окружающем мире и удовлетворять свои базовые витальные потребности. Преодолевать же субъективность человечество научилось по крайней мере двумя путями: а) за счет создания технических устройств и приборов, существенно усиливающих и расширяющих возможности наших органов чувств; б) посредством рационального познания, способного преодолевать обманчивость и иллюзорность чувственности.

Мы воспринимаем предметы осмысленно. Понимание встроено в чувственное восприятие, оно организовывает наш чувств опыт. В рез-те в опыте нам дается не калейдоскоп ощущений, а осмысленный образ внеш мира. Пример с уткой-кроликом. Мы видим или то, или другое в зависимости от того, какое значение придает сознание этой двусмысленной картинке. Мышление направляет восприятие, заставляет замечать одно, пренебрегать другим. Наблюдается профессиональная повышенная способность восприятия. Врач видит больше, чем остальные. Так чувственное восприятие включает компоненты рационального хар-ра.

25.Рациональное познание и его формы. Мышление и язык.Рациональное познание – это формирование понятий и оперирование ими. Формы: 1) понятие – это мысль, в кот предметы обобщаются в класс на основе системы признаков, присущей предметам, входящих в этот класс, и не присущей предметам, не входящих в этот класс. Образуется в рез-те 2 логических операций: обобщение(выделение сходных признаков) и абстрагирование(отвлечение от всех др признаков)

2) суждение – мысль, в кот либо что – то отрицается, либо утверждается о предмете.

3) умозаключение – форма мышления, с помощью кот из неск суждений можно вывести новое суждение. 2 основные формы умозаключений: дедуктивнаые и правдоподобные(при истинных посылках умоз-ие может оказаться истиной, может нет.)

Для отражения действительности надо так связать понятия между собой, чтобы связь соответствовала действительной связи между предметами/свойствами. Понятия вырабатываются исторически, фиксируются в языке с помощью слов, передаются от одного к другому. У разных культур разные понятия. С помощью языка люди структурируют свой внутр опыт. Мы исп слова для обозначения вещей. А с помощью языка мы классифицируем вещи и явления, выделяем различия, аспекты, что говорит о том, что наше мышление зависит от языка. Мышление развивается по мере увеличения словарного запаса. Язык – система знаков. Знак – материальный объект. Слово – материальный объект. И звук тоже. Язык выполняет 2 функции: коммуникации и познавания.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.)