|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Научная революция XVII в. Декарт - основатель философии Нового времени. Дуализм Декарта. Принцип сомнения. Механистическое понимание природы. Психофизическая проблемаВ 14-16 века (эпоха возрождения) во всех областях культур обчественной жизни происходит процесс секуляризации – освобождение от власти церкви и религии. Сомостоятельность по отношению к церкви обретает не только экон или полит жизнь, но и искусство философии. Без этого периода не было бы науч революции 17 века. Благодаря открытиям Коперника, Галилея, Кеплера, Ньютона происходит науч революция, которую характеризует 4 основные идеи: 1). Важно понимать как устроен мир (Френсис Бэкон),,Знание – сила». 2.) Для этого надо исследовать сам мир, а не истудировать Аристотеля или священное писание. 3.) Самый плодотворный путь исследования мира – эксперимент. 4.) Мир есть механическая система, которая может быть объяснено математически (Рэнэ Декарт) Декарт – родоначальник философии Нового времени. Положил начало аналитической геометрии. Ввел метод координат понятие переменной величины и функции алгебраичного обозначения. Внес вклад в физику. Интересовался физиологией. Ему принадлежит рефлекторная дуга. Он стремился создать единую с/му достоверных знаний. Использовал метод сомнения.,, Я буду подвергать сомнению все свои знания, а если что-то выдержит сомнение, то и будет обсолютно достоверным знанием. В своем сомнении делает 2 допущения: 1).-кто знает может я сейчас сплю и что мне кажется реальностью на самом деле сон. 2.)-кто знает, может быть какой-то злой демон обманывает меня и все что кажется истинным оказался ложным. Он решил, что может подвергнуть сомнению все, кроме одного.,,Я мыслю, следовательно – Я существую». Декарт руководствовался критерием ясности и отчетливости. 1). Только все что можно мыслить (1 начало)- является истинным. Бог существует (2 начало) (3 начало – существует внешний мир, т.к. Бог не допустит обмана. (вматематике теорема достоверно, когда она будет выведена из аксиом). Существует 2 рода обьектов: 1)-физические –их существование поддерживается материальной субстанцией. 2)- Умы (души) – духовной субстанцией. Это есть---Дуализм. Схоласты потратили время, чтоб классифицировать природные явления на натуральные роды и обьяснить поведение той или иной вещи в терминах свойств того натур. Рода, который принадлежит данной вещи. В объяснении природы имеет значение не различие в родах, а количество. Анализ которого можно выразить с помочью математики. У Декарта только 1 род – протяженная материя. Все явления можно объяснить в терминах размера, очертания и движения их частей, т.е. все качественное многообразие природных явлений Декарт сводит к материи и её механическому движению. Законы механики Декарт распространил на живые объекты, организм животного - это сложный механизм, все что в нем происходит сводится к механическому взаимодействию составных частей. Декарт изгоняет из природы понятие цели. На этом основана вся Аристотелевская физика. По мнению Декарта движение вещи возникает не в силу устремленности вещи конечной цели, а в результате толчка. Механическое движение передается от одного тела к другому и не исчезает из вселенной. Природа есть гигантская металлическая система. Первоначальный толчок ей предал Бог. Бог поддерживает то кол-во движения которое сам вложил при творении. Решение Декартом психофиз.проблемы. Декарт считал, что мир состоит из двух субстанций: материальной и духовной. При этом основным атрибутом материи является протяженность, а основным атрибутом духа — мышление. С этой точки зрения, человек представляет из себя сочетание протяженного тела и мыслящего духа. Такая позиция стала известна как психофизический дуализм. С точки зрения дуализма Декартом решается «основной вопрос философии»: спор о том, что первично – материя или сознание, бессмысленен. Материя и сознание соединяются только в человеке, а поскольку человек дуалистичен (соединяет в себе 2 субстанции – материальную и духовную), то ни материя, ни сознание не могут быть первичными – они существуют всегда и являются двумя различными проявлениями единого бытия. 10. Субъективный идеализм Беркли. Отрицание различия между первичными и вторичными качествами. Трактовка реальности. Отрицание материи. Проблема солипсизма. Первичные и вторичные качества —термины, употребляемые для различения качеств (свойств) вещей по признаку объективности. Термины введены Локком. хотя такое различие проводили до него Демокрит. Галилей. Декарт, Гоббс. Своеобразие познавательных функций ощущений первичных и ощущений вторичных качеств или соответственно идей первичных и идей вторичных качеств Локк определяет следующим образом: «Идеи первичных качеств суть сходства, вторичных - нет... легко заметить, что идеи первичных качеств тел сходны с ними, и их прообразы действительно существуют в самих телах, но идеи, вызываемые в нас вторичными качествами, вовсе не имеют сходства с телами. В самих телах нет ничего сходного с этими нашими идеями. В телах... есть только способность вызывать в нас эти ощущения. И то, что является сладким, голубым или теплым в идее, то в самих телах... есть только Известный объем, форма и движение незаметных частиц». Таким образом, первичными Локк называет качества, принадлежащие самим предметам и пребывающие в них такими, какими они представляются нам в наших ощущениях. Первичные качества неотделимы от тела и сохраняются в нем постоянно при всех его изменениях. Так как первичные качества находятся в самих телах, то Локк называет их реальными качествами; таковы плотность, протяженность, фигура, движение (или покой) и число. Идеи первичных качеств - копии самих этих качеств. Вторичными Локк называет качества, которые кажутся нам принадлежащими самим вещам, но на самом деле не находятся в самих вещах. Идеями вторичных качеств Локк считает идеи цвета, звука, вкуса и т. д. В самих вещах имеется только способность производить в нас эти ощущения Солипсизм (лат. единственный и сам) - субъективно-идеалистическая теория, согласно к-рой существует только человек и его сознание, а объективный мир, в т. ч. и люди, существует лишь в сознании индивида. В нек-ром отношении всякая субъективно-идеалистическая философия неизбежно приходит к С. В наибольшей степени к этому воззрению приближались Беркли, Фихте, сторонники имманентной школы. Т. зр. с. лишает всякого смысла человеческую деятельность и науку. Поэтому философы - субъективные идеалисты пытаются уйти от крайнего С., для чего допускают существование родового, сверхиндивидуального, божественного сознания. Гносеологическим основанием С. служит абсолютизация ощущения как источника познания. Беркли отрицал объективное существование вещей. Так как существование качеств вещей обусловлено нашим восприятием, а субстанция - это носитель свойств, качеств, то значит все вещи и предметы окружающего мира, которые образуются из свойств, являются лишь восприятиями наших органов чувств. Для Беркли "быть - значит быть воспринимаемым".Таким образом, считая, что существовать - это быть воспринимаемым, Беркли отрицает существование объективного мира. Но этот вывод означает солипсизм, т.е. существование одного человека, для которого мир существует только тогда, когда он его воспринимает. Однако Беркли категорически отрицает обвинения в солипсизме. Он заявляет, что не отрицает "существования ничего, что мы можем воспринимать посредством чувства или размышления". Он также говорит, что не сомневается "даже малейшим образом в том, что реально существуют вещи, которые вижу своими глазами и которых касаюсь своими руками". Беркли лишь отрицает существование такого понятия, как материя в философском понимании. Обвинения в солипсизме Беркли также пытается отвергнуть посредством следующих рассуждений. Он утверждает, что вещи продолжают существовать в силу того, что в тот момент, когда мы их не воспринимаем, их воспринимает другой человек. "Следовательно, когда говорится, что тела не существуют вне духа, то следует разуметь последний не как тот или другой единичный дух, но как всю совокупность духов. Поэтому из вышеизложенных принципов не следует, что тела должны мгновенно уничтожаться и создаваться вновь или вообще вовсе не существовали в промежутки времени между нашими восприятиями их" Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |