|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Этапы развития наукиНаука в современном смысле этого слова формируется в Новое время – XVI – XVII вв. – в Европе. Именно тогда она полностью освобождается от влияния церкви, отделяется от обыденного сознания и становится влиятельной общественной силой. Тем не менее, истоки науки следует искать в более отдалённых временах. Уже в Древнем мире можно обнаружить несомненные практические достижения в области геометрии, астрономии, агрономии, медицины и т.д. Античное знание. Главной чертой античного знания является созерцательность: не практика, а отвлечённые теоретические размышления более соответствовали статусу свободного гражданина. Поскольку знание опирается на свободный поиск, важной становится доказательность. Характерной для Греции становится атмосфера постоянных дискуссий: в столкновениях мнений оттачивается логика научного знания и воспитывается критическое отношение к авторитетам. Наконец античный космоцентризм предполагает взгляд на Вселенную (Космос) как на единое целое, поэтому каждое отдельное знание находит своё место в общей картине. Возникает систематизация наук, классическим примером чего являются работы Аристотеля. Средневековое знание двойственно в своих основаниях. С одной стороны, наследие античности позволяло развивать отдельные области знания (изобретены очки, бумага, механические часы). С другой стороны, догматизм, свойственный религиозному мировоззрению, обусловил отход от античных традиций. Место идей заняли догмы, а творчество сменилось комментариями к Библии и трудам отцов церкви. Классическая наука в целом формируется к XVII в., в эпоху становления капиталистического способа производства. Развитие промышленности требовало строгих научных данных, и в ответ на этот социальный запрос формируется экспериментальное естествознание. Революционные успехи науки в этой сфере в скором времени приводят к тому, что она начинает восприниматься как ведущая социокультурная ценность. Общество уверено, что сила объединённых разума и опыта в скором времени освободят человечество от тяжкого труда, бедности и невежества. XVII в. – век первой научной революции, сформировавшей теоретический базис науки в форме научной (физической) картины мира. Началом первой научной революции считают переворот в мировоззрении, совершенный философом и астрономом Н. Коперником (1473–1543). Он окончательно заменил геоцентрическую картину мира, господствовавшую много веков, гелиоцентрической. По имени Коперника гелиоцентрическая картина мира названа коперниковской. Итальянский математик, физик и астроном Г. Галилей (1564–1642) был основателем новой механистической натурфилософии. Галилей разработал и применил метод точного экспериментального исследования. Галилей был убежден, что подлинным языком, на котором могут быть выражены законы природы, является язык математики. Он был приверженцем рационализма, считая, что мир можно постигнуть с помощью математики, механики и разума. Его открытие закона падения тел имело огромное значение для развития естественнонаучного метода. Оно ограничивалось чистым опытом, т.е. не пыталось ответить на вопрос, почему камень падает, а отвечало на вопрос, как он это делает. Английский математик, физик и философ И. Ньютон (1643–1727) основоположник классической физики. В «Математических началах натуральной философии» (1687) он сформулировал понятия и законы классической механики, дал математическую формулировку закона всемирного тяготения. Ньютон настаивал на необходимости строго механического, каузального (причинного, соответствующего причинному закону) и математического объяснения природы. С именами Ф. Бэкона – основоположника эмпиризма и Р. Декарта – основателя рационализма связано решение проблемы научного метода познания: индукции и дедукции. Результатом первой научной революции явилось становление классической науки. Идеалом науки Нового времени становится точная механика, непосредственно связывающая теорию и практику. При этом к механике сводится не только познание природы, но и биология, и социально-гуманитарное знание. Таким же механистическим было понимание общества и государства: все социальные процессы описывались с позиций причинно-следственного автоматизма. В конце XVIII – первой половине XIX вв. осуществился переход от классической науки, ориентированной на изучение механистических и физических явлений, к дисциплинарно организованной науке. Появляются такие науки, как биология, химия, геология и др. Биология и геология вносят в картину мира идею развития, которой не было в механистической картине мира. Некоторым наукам удалось преодолеть свой механицизм, например, в биологии исследуется эволюционное развитие, химия с открытием Периодического закона приходит к идеям системности и комплексности. Эти идеи поставили под вопрос механистическую картину мира, что в дальнейшем привело к появлению новых, неклассических моделей объяснения действительности. Неклассическая наука разрушает классическую схему, критикуя её прямолинейность и формальность. В конце XIX – начале ХХ столетия были сделаны открытия, которые вызвали настоящий кризис теоретического естествознания и его методологии. 1895 г. – рентгеновские лучи (К. Рентген), 1896 г. – излучение урана (А. Беккерель), 1897 г. – открытие электрона, 1898 г. – радиоактивность (П. Кюри), 1905 г. – специальная теория относительности (А. Эйнштейн), 1911 г. – планетарная модель атома (Э. Резерфорд), 1913 г. – квантовая теория атома (Н. Бор), 1924 г. – объекты микромира отличаются корпускулярно-волновой двойственностью (Л. де Бройль). В сферу критики вовлекались всё новые науки: физика с её корпускулярно-волновой теорией, биология с генетическими исследованиями, астрономия с теорией нестабильности Вселенной и т.д. Возникают новые отрасли научного знания – кибернетика и теория систем. В результате сформировалось неклассическое естествознание. Возникла соответствующая картина мира, в которой появилось представление о природе как сложном развивающемся и иерархизированном единстве саморегулирующихся систем. Произошли значительные изменения и в гуманитарной науке: многие течения отказались от чистого рационализма и обратились к иррациональным явлениям – воле, интуиции, бессознательному, чувствам и страстям. Постнеклассическая наука находится в процессе своего становления. Её появление во многом связывается с современными информационными процессами, появлением глобальных сетей, компьютеризацией исследований. Постоянно растёт количество информации. Объектами исследования на этом этапе становятся сложные системные образования, которые характеризуются уже не только саморегуляцией, но и саморазвитием. Для изучения и описания саморазвивающихся систем требуется строить сценарии и возможные пути развития, поэтому здесь не обойтись без компьютерных программ, которые позволяют вводить большое число параметров и переменных. Научные революции были одновременно сменой типов рациональности. Тип научной рациональности – это состояние научной деятельности, представленной как отношение «субъект – средства исследования – объект» и направленной на получение объективной истины. Классический тип рациональности выделяет объект в качестве главного компонента указанного отношения. Неклассический тип научной рациональности характеризуется осознанием влияния познавательных средств на объект. В отношении «субъект – средства исследования – объект» внимание исследователя акцентируется на объекте и одновременно на средствах. В постнеклассическом типе рациональности признается, что субъект влияет на содержание знаний об объекте не только в силу применения особых исследовательских средств и процедур, но и в силу своих ценностно-целевых установок, которые напрямую связаны с вненаучными, социальными ценностями и целями. Таким образом, в отношении «субъект – средства исследования – объект» значимы все составляющие и их взаимодействия. Признание ведущей роли человека в научных исследованиях приводит к гуманитаризации естественных наук. Ведущую роль здесь играет прикладная этика, синтезирующая и анализирующая возможные решения всех важных проблем современности. Возрастание роли научного знания в современном мире, породили две противоположные позиции в его оценке – сциентизм и антисциентизм, сложившиеся к середине ХХ века. Сторонники сциентизма утверждают, что «наука превыше всего» и ее нужно всемерно внедрять в качестве эталона во все формы и виды человеческой деятельности. Сциентизм –абсолютизация роли науки в системе культуры, в идейной жизни общества. При этом принижаются или вовсе отрицаются социальные (гуманитарные) науки, как якобы не имеющие познавательного значения. В философии сциентизм представлен позитивизмом, неопозитивизмом и постпозитивизмом. В «в пику» сциентизму возник антисциентизм, представители которого утверждают обратное: наука не способна обеспечить социальный прогресс, ее возможности здесь крайне ограничены. Более того, наука – враг человека, ибо последствия ее применения катастрофичны (особенно в военной области), она разрушает культуру. Антисциентизмсвязан с философией жизни, экзистенциализмом, философской антропологией. Научное знание не свободно от ошибок. История доказала неправомерность многих гипотез, которыми ранее оперировала наука (о мировом эфире, флогистоне и т.д.). Наука не претендует на абсолютное знание: в её знаниях всегда содержится какая-то часть заблуждения, которая сокращается с развитием науки; она направлена на поиск истины, а не на обладание ей. Любая претензия на обладание единственной и абсолютной истиной является ненаучной. Науку следует отличать от других, вненаучных, способов познания. Вненаучное знание –это обыденное или житейское, философское, религиозное, художественно-образное, игровое, мифологическое познание. Кроме того, к вненаучным формам познания относят также магию, алхимию, астрологию, парапсихологию, мистическое и эзотерическое познание, так называемые «оккультные науки» и т.п. Их объединяют в рамках квазинаучного познания, которое выполняет компенсаторные функции, позволяя человеку обрести психологический комфорт в быстро меняющейся реальности. А это значит, что познание не может быть ограничено только сферой науки, оно существует и за ее пределами. Причем многие формы вненаучного знания старше знания, признаваемого в качестве научного, например, алхимия старше химии как науки.
3). Уровни научного знания Природа как совокупность естественных событий и процессов – есть объект науки. События и процессы, открытые наблюдением и описанные, становятся фактами науки. Научное познание осуществляется на двух уровнях – эмпирическом и теоретическом. Уровни научного мышления различаются по объекту, источникам, способам и результатам исследования. Эмпирическое исследование направлено непосредственно на изучаемый объект – реальные явления и процессы наблюдаемого мира. Типичными способами эмпирического познания являются наблюдение, эксперимент, классификация, измерение. Познание ориентировано на описание явлений. Основной формой знания является совокупность эмпирических обобщений, выражаемых в научных высказываниях. Основой является чувственная познавательная способность. Теоретическое познание отличается тем, что его объект относится не к эмпирической действительности, а является продуктом идеализации. Для теоретического уровня характерны абстрагирование, идеализация, формализация и др. Знание фиксируется в виде законов, принципов и теорий. Основные методы исследования: анализ, синтез, дедукция, индукция, аналогия, сравнение, моделирование. Это рациональная познавательная способность. Деление научного познания на эмпирический и теоретический уровни нельзя сводить к соотношению чувственного и рационального познания. Формы как чувственного познания (ощущения, восприятия, представления), так и рационального (понятия, суждения и умозаключения) используются и в эмпирических, и в теоретических исследованиях. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |