АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Лестерский мальчик

Читайте также:
  1. А был ли тот мальчик?
  2. Билсонский мальчик
  3. Воспитание мальчиков в дореволюционной России
  4. Глава 5. Мальчик в семье
  5. Как не надо воспитывать мальчиков
  6. Мальчик спросил: «Но почему? Это хорошо - сто двадцать лет. Но почему плюс три месяца?»
  7. Мальчик – отец мужчины
  8. Мальчик, который хочет быть девочкой. Интерлюдия
  9. Мальчики в военных училищах
  10. Мальчики в душе и в раздевалке
  11. Мальчики в раздевалке. Интерлюдия

или

Король разоблачает мошенничество

 

В конце XVI - начале XVII вв. показания подростков отправили на виселицу множество старых женщин. Суды, основанные на обвинениях этих молодых людей, следовали образцу, установленному в 1593г. во время обвинения ведьм из Уорбоя, за исключением показаний лестерского и билсонского мальчиков, опровергнутых после реабилитации тех, кто был необоснованно обвинен.

 

Мальчик из Лестера - Джон Смит из Хазбенд-Босуорта в Лестершире, был младшим сыном сэра Роджера Смита (потомка графов Дерби).

 

В 1607г., когда ему было только 4 или 5 лет, Смит обвинил в околдовывании нескольких женщин, но осуждения не последовало. По мере развития эпилептоидной психопатии (известным симптомом которой является склонность ко лжи и обману), он научился выдавать свои фантазии за видения. Когда ему было 13 лет, на основании одних лишь его показаний были осуждены и казнены 9 ведьм. Подобно салемским девушкам, Смит заявлял, что ведьмы мучили его. Как и у Маргарет Рулл, его припадки были такой силы, что мужчины не могли его удержать. Он издавал лошадиное ржание, независимо от того, демон или ведьма поражали его. У него была готовая формулировка заклинаний, произнесения которых он требовал от обвиняемых; возможно, он почерпнул ее из бесед со старшими о наиболее известных в Англии случаях многолетней давности. Но гораздо вернее – он был сквибом, почерпнувшим свои образцы для имитации у родственников, приезжавших из Хогвартса домой на каникулы.

 

Современник описывал его припадки следующим образом:

"Юный джентльмен двенадцати или тринадцати лет страдал разнообразными припадками. Сэр Генри Хастингс сделал все, что мог, чтобы удержать его при припадке, но и он, и другие мужчины, столь же сильные, как и он, не смогли удержать его. Если его рука была свободна, он так сильно бил себя в грудь, защищенную одной лишь рубашкой, что удары были слышны в любом углу его комнаты. Иногда пятьдесят, а иногда порядка двух или трех сотен ударов, которые были способны сбить наземь сильного мужчину. И тем не менее, он не причинял себе вреда".

 

Он обвинил 9 женщин в том, что они околдовали его.

"Шесть ведьм имели шесть разных духов, одного - в образе лошади, другого - собаки, третьего - черного хорька [хорька лесного], четвертого в виде кошки, пятого - жабы, и с помощью всех этих духов мучили его (сравни с примерами популярных анимагических форм).

 

Он должен был подавать сигнал, соответствующий духу. Так, когда его мучила лошадь, он должен был ржать, когда его мучил кот - мяукать и т.п. Иногда во время припадка к нему приводили ведьм и заставляли их произносить определенные слова и звать своих духов по имени, и все они, одна за другой, говорили примерно следующее: "Я такая-то и такая-то, заставляю тебя, лошадь, если я ведьма, выйти вон из ребенка". И затем другая с помощью своего духа делала то же самое, а затем и все остальные. Если кто-нибудь из них говорил слова, противоположные этому "заговору", мальчик страшно мучился; но, если они говорили так, как он от них требовал, то после последних слов он выходил из приступа так тихо, как будто кто-то укладывал его спать".

 

Подобно большинству детей-обвинителей, он мог бы остаться неразоблаченным, если бы случай не привел короля Якова I в Аестер во время одного из его исторических путешествий по стране (15 августа 1616г.), спустя несколько недель после повешения 9 ведьм, указанных Смитом (18 июля 1616г.).

 

Всегда интересовавшийся окультизмом, волшебник Яков I допросил мальчика, "после чего Джон Смит начал запинаться, так что король заподозрил ложь; и затем подчиненные архиепископа Кентерберийского раскрыли весь обман" - (Осборн).

 

Король был поставлен в известность о мошеннике, поскольку, "после незначительного нажима мальчик смог повторить все свои трюки несколько раз в день".

 

Еще шесть "ведьм", оклеветанных Джоном Смитом, все еще находились в заключении. Но в октябре начался новый суд (с участием представителя архиепископа), закончившийся их освобождением, к несчастью, слишком поздним для одной из них, уже умершей в тюрьме.

 

Это был очередной пример разоблачения обмана королем. В начале своего правления он установил мошенничество "женщины, которая притворялась околдованной, что якобы вызывало появление булавок из ее рта, которые были изъяты из различных тайников на ее груди." В апреле 1605г. Яков I раскрыл мошенничество Ричарда Хайдока, так называемого "спящего проповедника" из Оксфорда.

 

Сэр Хемфри Уинч, легковерный магистрат, и его помощник Крю, потворствовавшие безумствам Джона Смита, были дискредитированы королевским разоблачением, но избежали наказания. Однако Джеймс предоставил Бену Джонсону тему для комедии "Дьявол в дураках". Эта пьеса высмеивала невежд, верящих в колдовство, повествуя о том, как "мальчик тринадцати лет оставил дьявола в дураках, но лишь на один день".

 

* * *

Общее отношение магглов-обывателей к проблеме ведовства и попыткам его имитации с самыми различными целями описывает Харснетт, архиепископ Йорка:

 

Если есть у вас больная овца, боров с паразитами, лошадь с язвами на копытах, школьник-озорник, пустомеля девчонка за прялкой или засидевшаяся в девках неряха, и ни каша, ни хлеб с маслом не могут сделать ее толстой, ее легко научить корчиться в падучей: закатывать глаза, скрежетать зубами, перекашивать рот, трястись всем телом, деревенеть руками и ногами. И тогда, если старая матушка Нобс когда-нибудь называла ее идиоткой или посылала к черту, - нет сомнения, что матушка Нобс - ведьма, а девушка - проклята ею.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

Дети-обвинители

или

За что мы порою не любим магглов

 

1533. Элизабет Бартон, девушка из Кента. Священник подсказал девушке симулировать припадки, а затем заявить, что она излечилась благодаря заступничеству святой Девы Марии. Таким образом часовня этого священника в Албингтоне (Кент) стала местом массового поклонения. Наконец, призналась в жульничестве. Перед казнью Элизабет Бартон заявила: "Они восхваляли меня, пока мои выдумки приносили им доход".

 

1544. Элизабетт Кросс, девушка из Холла-на-Уэлле, притворявшаяся ясновидящей.

 

1574. Агнесс Бридж, одиннадцати лет, и Рашель Пиндер, двенадцати лет, симулировали одержимость и срыгивали булавки. Они были разоблачены и признались в обмане.

 

1575. Милдред Неррингтон из Кента впадала в истерики, "такие сильные, что четверо мужчин едва могли удержать ее". Она обвинила старую женщину в колдовстве, но позже призналась в своем обмане перед мировыми судьями

 

1579. Элизабет Ортон из Флинтшира симулировала падучую. Она публично призналась в Честерском соборе в 1582 г.

 

1595. Томас Дарлинг, бартонский мальчик.

 

1597. Уильям Соммерс, ноттингемский мальчик

 

1604. Томас Харрисон, нортвичский мальчик.

 

1604. Анна Гюнтер.

 

1616. Джон Смит, лестерский мальчик.

 

1620. Уильям Перри, билсонский мальчик.

 

1633. Эдмунд Робинсон, один из пендлских обманщиков

 

1697. Ричард Дагдейл, мошенник из Сьюри (Ланкашир), одержимый Сатаной; боролся с девятью евангелистскими священниками, пока они не изгнали из него дьявола.

 

Среди английских священников, боровшихся против рассмотрения судами показаний малолетних обманщиков, был архиепископ Харснетт, автор "Discovery of Fraudulent Practices" (1599), доказавший несостоятельность Дарлинга, и епископ Хатчинсон, который, очевидно, нанес им последний удар в 1718г.

 

 

К главе 5

 

Ведьминский знак

 

(только для студентов, достигших 17 лет)

 

 

Формально ведьминский знак, считавшийся доказательством колдовства, - это дополнительные груди (polymastia) или соски (polythelia), причем последние более часто встречаются у мужчин, чем у женщин.

 

Так же в XVII в. распространилась традиция рассматривать в качестве ведьминских знаков геморроидальные шишки, длинные мясистые бородавки, родимые пятна особых форм и миндалевидную железу под языком. Однако в силу того, что очень немногие не имеют никаких личных меток на своем теле, таких как родинки или родимые пятна, эта практика периодически подвергалась язвительной критике.

 

…Мы поступаем чересчур опрометчиво, огульно зачисляя магглов в дураки из-за чудовищной, на наш взгляд, непоследовательности их представлений о колдовстве. В отношении зримого мира они были столь же разумны, а в понимании исторических аномалий столь же проницательны, как и мы. Раз допустив, что мир незримый существует и открыт для вторжения, чем они могли руководствоваться, прежде чем отвергнуть или принять на веру то или другое?

 

Если девы чахли, медленно угасая, в то время как таяли перед огнем их восковые изображения; если хлеба полегали и вихри вырывали с корнем дубы в лесу, а вертелы и котлы пускались в устрашающий пляс вокруг какой-нибудь сельской кухни, когда не было ни малейшего ветра – очевидно, что должен быть закон, управляющий такого рода явлениями.

 

Однако представления об «отметке на колдунах» и впрямь были дикими:

 

В книге Майкла Дальтона "Country Justice" (1618) в качестве признака ведьмы назван следующий: "Для так называемых домашних духов они имеют некие шишки или небольшие соски на своем теле и в некоторых других интимных местах, посредством которых духи сосут их". Большинство женщин, арестованных Хопкинсом, после того, как им не давали спать две, три или четыре ночи и принуждали оставаться в непрерывном движении, приходили в изнеможение и подтверждали слова Дальтона. Так, на судах в Суффолке в 1645г.

 

Маргарет, жена Бейтса из Фрамлинхема после двух или трех дней бодрствования призналась, что однажды во время работы она почувствовала, как нечто поднялось по ее ногам, вошло в ее интимные места и ущипнуло ее за эти места, где и были обнаружены эти метки. И в другое время, когда она была на церковном дворе, она почувствовала, что нечто снова щиплет ее в этих местах; и позднее она призналась, что имеет еще два соска, сделанные когда-то, чтобы можно было сосать ее.

 

Отчеты о судах над ведьмами в Англии, Шотландии и Новой Англии изобилуют описаниями ведьминских знаков. Так, у Элизабет Сойер, ведьмы из Эдмонтона (1621), обнаружили "нечто, подобное соску, толщиной в мизинец, длиной в полпальца, имевшее на конце пупырышек, похожий на сосок, и выглядевшее так, как будто кто-то сосал его". Мери Рид из Кента (1652) "имела явственно различимый сосок под своим языком и показывала его многим". Темпренс Ллойд, одна из последних женщин, повешенных в Англии за колдовство, (1682, Эксетер) была осмотрена Анной Уэйкли: "Во время осмотра на ее теле обнаружили в интимных местах два соска, висевших плотно и напоминавших кусочки мяса, которые сосал ребенок. И каждый из упомянутых сосков был около дюйма в длину" (Хоуэлл, "State Trials", 1816). При обследовании Бриджит Бишоп, одной из салемских ведьм (1692), "женщина-заседатель обнаружила необычный сосок на ее теле, но во время второго осмотра, через три или четыре часа не было найдено ничего похожего". (К. Мазер, "Чудеса невидимого мира", 1693г.)

 

Доводы, что подобные выступы имеют естественное происхождение, были бесполезны. Например, они не помогли Элизабет Райт и ее дочери Алисе Гудридж, обследованным в 1596г.

 

Они раздели старую женщину и обнаружили за ее правым плечом нечто, очень похожее на вымя овцы, с двумя сосками, подобными двум большим бородавкам: один сзади подмышкой, другой на ладонь выше, у самого ее плеча. На вопрос, давно ли у нее эти соски, она ответила, что родилась с ними. Тогда они осмотрели Алису Гудридж и обнаружили на ее животе дырку величиной в два пенса, свежую и кровоточащую, как будто некая большая бородавка была вырвана в этом месте" ("Удивительнейшая история ведьмы по имени Алиса Гудридж", 1597).

 

Алиса сказала, что она поранилась ножом два дня назад, поскользнувшись на лестнице, но врач сказал, "похоже, что отсюда сосали".

 

Осмотр обычно происходил публично. Так, не позднее 1717г. в Лестере одну старую женщину обследовали "перед большим количеством добропорядочных женщин этого города. Они показали под присягой, что обнаружили в ее секретных местах два белых куска мяса, похожих на вымя овцы или на сосок кошки". В некоторых случаях обследование производилось свидетелями обвинения, как на суде в Сен-Осайте над Сесиль Целлс. Даже мертвые не освобождались от публичного осмотра. Восьмидесятилетняя Алиса Самуэл была повешена как ведьма по показаниям пяти истеричных детей. В отчете о казни рассказывается:

 

"Тюремщик, чьей обязанностью является наблюдать за их погребением, снял с них одежду и, когда они были обнажены, обнаружил на теле старой женщины Алисы Самуэл маленький комок мякоти длиной полдюйма, выступающий, как будто сосок. Увидев его, тюремщик и его жена сначала намеревались не показывать его людям, поскольку он находился в таком интимном месте, которое неприлично видеть. Однако, все-таки не желая прятать столь необычную находку и прилично прикрыв интимное место немного выше соска, они позволили осмотреть его тем, кто стоял рядом. После того, как жена тюремщика взяла этот сосок в руки и слегка оттянула его, из него показалась сперва смесь желтого молока и воды, с виду похожая на молозиво (как сказал тюремщик). Во второй раз появилось нечто вроде чистого молока, и в самом конце - кровь" ("Самое необыкновенное и удивительное изобличение", 1593).

 

Ведьминские знаки часто путали с клеймом дьявола, естественными пятнами на коже, по общему мнению, нечувствительными к боли и считавшимися клеймом, определявшим владельца как дитя Сатаны. Так, Джон Белл, священник из Гледсмура, в начале XVIIIs. включал в одну категорию "нечто вроде синяка, или маленький сосок, или красные волдыри, подобные укусам блох, иногда заполненные мякотью, иногда пустые внутри".

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.009 сек.)