АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Движение – способ существования материи

Читайте также:
  1. I. Открытые способы определения поставщика.
  2. II. Решение логических задач табличным способом
  3. III. Глава о необычных способностях.
  4. III. Способы очистки.
  5. Абиотические факторы и приспособления к ним
  6. Абстрактное мышление – высокая способность к обучаемости.
  7. АДАПТАЦИЯ И ОСНОВНЫЕ СПОСОБЫ ПРИСПОСОБЛЕНИЯ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ К ЭКСТРЕМАЛЬНЫМ УСЛОВИЯМ СРЕДЫ
  8. Анализ и оценка реальных возможностей восстановления платежеспособности предприятия
  9. Анализ как способ развития экономического мышления
  10. Анализ конкурентоспособности продукции
  11. АНАЛИЗ КРЕДИТОСПОСОБНОСТИ КРЕДИТОПОЛУЧАТЕЛЯ
  12. Анализ ликвидности и платежеспособности

Понятия о пространстве и времени неполно раскрывают способ существования материи. Другим важнейшим способом существования или формой бытия материи является движение и развитие. Теоретически корректнее было бы назвать третий, в нашей последовательно­сти изложения, атрибут материи развитием, поскольку движение — абстрактная сторона развития, а не самостоятельный атрибут мате­рии. Однако движение проще развития и поэтому характеристику це­лостного атрибута материи можно начать с понятия движения, соглас­но сложившейся в философской литературе традиции

Движение, как еще одно предельное понятие науки, так же не­льзя подвести под «ближайший род», т. е. под более широкое понятие. Суть движения выясняется поэтому с помощью целой серии определений. Про­стейшим и наиболее общим образом Энгельс определял движение через извест­ный нам из опыта признак — изменения вообще. «Движение, в применении к материи,— писал Энгельс,­­­ - это изменение вообще».

Как обыденный опыт, так и материал науки свидетельствуют, что все вещи обладают способностью изменения, перехода из одного состояния в другое. Движение — это перемена места в пространстве, изменение физических полей, химического состава, структуры и функ­ций организмов, процесс практического преобразования предметов человеком, рост знаний и т. д.

Более строго движение может быть определено как снятие аб­страктного тождества предмета с самим собой. Каждая вещь, оста­ваясь до какого-то предела самой собой, в то же время непрерывно меняется, перестает быть самой собой, тождественной себе. Вне такого непрерывного движения вещь не существует и не может мыс­литься. Так, невозможно понять живой организм вне непрерывного обмена веществ, вне разрушения и восстановления живого вещества. Невозможно представить физические поля вне их движения. Нельзя понять мысль иначе, как в движении. Поэтому в марксистской диалек­тике понятие абсолютного покоя рассматривается как несостоятельное. Критикуя механистического материалиста Дюринга, Энгельс пи­сал, что представление Дюринга о начале развития материального ми­ра, находившегося первоначально «в равном себе состоянии», лишено всякого смысла. «Если мир был некогда в таком состоянии, когда в нем не происходило абсолютно никакого изменения, то как он мог пе­рейти от этого состояния к изменениям?». «...Лишенное движения со­стояние материи оказывается одним из самых пустых и нелепых пред­ставлений, настоящей «горячечной фантазией». Естественно, что для объяснения начала изменения мира логически неизбежно допустить совершенно не следующее из фактов понятие первотолчка или бога. Однако это «объяснение», помимо того, что оно является надуманным, не следующим из реальных наблюдений, оказывается бессодержатель­ным, поскольку бог, с позиций религиозной философии, является абсо­лютно неизменным, покоящимся «началом» и, следовательно, не мо­жет быть источником движения.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)