АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Немецкая классическая философия. Г. Гегель

Читайте также:
  1. I. КЛАССИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА
  2. II.2. Классическая греческая философия.
  3. II.8. Немецкая классическая философия.
  4. V2: Классическая философия - 1
  5. А. Натурфилософия.
  6. Австро-немецкая музыкальная культура XX века
  7. Административная (классическая) школа (1920-1950 гг.)
  8. Административная (классическая) школа Анри Файоля.
  9. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ.
  10. Античная философия.
  11. Билет № 18 Немецкая классическая философия и её основные идеи.
  12. Билет № 39 Социальная философия.

Его философия не отличается противоречиями, характерными для Канта. Это последовательный объективный идеализм, своего рода вершина идеализма. Добивается важных результатов, т.к. его философия получилась глубоко диалектической.

Гегель полагал Канта недалеким философом, а его дуализм - ребячеством. "Нормальный" философ обязательно должен быть монистом, потому что мир един, дуализма не должно быть.

У Гегеля решение проблемы познаваемости мира - идеалистическое.

В сущности мира лежит абсолютная логическая идея, которая в конце концов стремится познать саму себя, делая это в человеческом сознании. Человеческое сознание - высшее выражение абсолютной идеи.

Гегель радикально разрешил проблему, возникшую в античной философии - как наполнить Бытие неограниченным содержанием, чтобы сущность мира имела отношение ко всему, а не запрещала мир?

Бытие есть абсолютная логическая идея, которая наполнена логическим содержанием в силу того, что подчинена основным диалектическим законам:

диалектическое тождество противоположностей

отрицание отрицания

переход количества в качество

Гегель показал, как можно наполнить Бытие содержанием.

Элеатовское Бытие (см. античную философию) превращается в богатую реальность с помощью его противоположности. Есть Бытие - и есть Ничто. Бытие элеатов тождественно Ничто, и тождество диалектическое - т.е. Бытие стремится быть чем-то определённым - возникает качество как внутренняя определённость. Качество имеет уже свою противоположность - количество как внешняя определённость. Количество и качество образуют единство - меру. Продолжая далее, можно неограниченно наполнить исходное Бытие разнообразным содержанием.

Гегель сумел найти принцип, по которому всеобщее может быть наполнено богатым содержанием, отталкиваясь от бедных категорий. Им стало отрицание отрицания.

Схема данного принципа такова:

1. Есть некоторый исходный тезис.

2. Тезис имеет свою противоположность, отрицание - антитезис.

3. Отрицая антитезис, мы не возвращаемся обратно к истокам, а приходим к синтезу - более богатому понятию, нежели исходные.

Тезис, антитезис и синтез образуют триады. На основе подобных триад выстроена вся философия Гегеля. Принцип двойного отрицания даёт возможность к диалектическому развитию, восхождению от низшего к высшему.

В абсолютной идее, таким образом, имеется нечто, похожее на процесс развития. Но важно помнить, что такое отношение сторон в абсолютной идее не содержит временного аспекта - всё реализуется мгновенно, и потому в абсолютной идее всегда всё содержится.

Как уже говорилось, вся система философии Гегеля реализована по принципу триады, и в ней существует три крупных раздела:

Наука логики. Здесь Гегель конструирует наполненную содержанием абсолютную идею.

 Философия природы. Абсолютная идея отрицает сама себя в форме природы, т.к. природа противоположна идее.

Философия духа. Содержит синтез природы и абсолютной идеи - человека.

Если рассмотреть всеобщее, то в нём окажется несколько десятков триад, каждая из которых также делится на три блока. Самые большие, основополагающие блоки науки логики таковы:

 Учение о бытие.

 Учение о сущности.

 Учение о понятии.

Каждый последующий блок сложнее предыдущего. На этом этапе абсолютная идея оказывается единством цели и средства - она сама есть собственная цель, она стремится познать саму себя.

Природа, в понимании Гегеля, является инобытием абсолютной логической идеи. Идея существует в виде вещей, иллюстрирует себя в виде вещей, сама по себе не существует.

Вся природа состоит из трёх форм:

 физическая (механическая)

 химическая

 живая

 

В идеях Гегеля характерна попытка показать, что учение о бытие, получив вещественную иллюстрацию, становится вещами, физической природой. Потому физическая природа - наиболее простая иллюстрация сторон всеобщего.

Химическая природа не сводима без остатка к законам физики, физическим процессам, потому что она иллюстрирует более богатое содержание - учение о сущности.

Наконец, живая природа - иллюстрация живого, учения о понятии. Организмы для Гегеля есть не что иное, как иллюстрация отношения единства цели и средства (телеологического единства). У организма есть цель - продолжение рода, и он же средство для этой цели, т.к. может продолжать род.

Единства, отмеченного в живой природе, нет в химической и физической формах. Данный подход к природе явно оказывается диалектическим: химизм сложнее механики, но жизнь сложнее химизма.

Важно осознавать, что Гегель попытался логически вывести законы природы из своего понимания природы. Высшая форма природы не сводится к низшим, но включает их.

Однако, из этого следует:

 Вся природа исчерпывается только тремя крупными формами.

 Эти формы у Гегеля не наделены развитием, не способны к самостоятельному развитию во времени, и являют собой лишь развёрнутое в пространстве многообразие предметов.

 Ошибочно понимать логические переходы от механизма к химизму и т.д. как буквально соответствующие развитию природы.

В основе лежит диалектика, однако конструкция Гегеля исключала в материальном мире соответствующий материальный процесс.

В отношении природы Гегель является диалектиком в очень небольшой степени, потому что не признаёт реального эволюционного процесса в природе, сведения живой и химической природы к одному уровню. Трактовка природы скорее метафизична и связана с существованием абсолютной идеи (Энгельс, "Л.Фейербах и конец немецкой классической философии").

Теперь разберём подробнее философию духа.

В отличие от природы, человек - более сложная устройство с точки зрения организации. Он радикально отличается от живого тем, что имеет сознание, индивидуальный психический мир, субъективный дух (индивидуальное сознание.)

У человека в обществе возникает и объективный дух - различные идеи, которые являются общественным достоянием, определяют характер общественной жизни - мораль, право.

Процесс познания - процесс требующий времени, значит у общества есть действительная история во времени, в отличие от всей остальной природы. Развитие общества в тот или иной момент определяется глубиной познания абсолютной идеей себя, что выражается в культуре, науке и т.п.

Гегель - идеалист в отношении общественной жизни. Главным двигателем познания у него выступает человеческий дух, постепенно стремящийся к абсолютной идее. А идея с помощью человеческого духа приближается к самопознанию.

И Гегель строит историю человечества на основе понимания абсолютной идеей себя:

 Античный период развития - абсолютная идея осознает себя в форме искусства, как нечто прекрасное. Ещё не знает подробностей своего устройства, но нравится себе.

 Средние века - абсолютная идея воспринимается человеком как нечто, выраженное в Боге. Она даёт идеи о Боге. Человек ещё не знает абсолютную идею достаточно глубоко, и потому воспринимает её через образ Бога в рамках религии.

 Новое время - происходит переход знания от религии к философии. Последняя способна воспроизвести абсолюную идею более полно. И как результат более глубокого осознания абсолютной идеи, Гегель объясняет возникновение капитализма.

Богатое содержание абсолютной идеи конечно. Оно имеет много сторон, категорий, но замкнуто в себе. Гегелю кажется, что в какой-то исторический момент абсолютная идея способна познать себя полностью, осознать всё. Он считал, что его философская система является абсолютно точным, адекватным воспроизведением всеобщего.

Но отсюда автоматически вытекает, что если абсолютная идея сама себя осознала, то ей больше ничего не надо, и потому общество лишается причин развития, стимулов и смысла к нему.

Однако Гегель всё же полагал, что общество развивается, а наиболее развитым является общество Германии, т.к. именно в ней впервые осознала себя абсолютная идея.

Итак, возникает проблема исчезновения стимулов к дальнейшему развитию и совершенствованию общества. Значит, история должна закончиться. И такая философия вряд ли способна выступать основанием для развития общества. Философия Гегеля не даёт общественных результатов.

По Энгельсу, в философии Гегеля есть внутреннее противоречие. Всю конпцецию подрывает конфликт между системой (вся развернутая конструкция в работах Гегеля, по своей внутренней логике должна быть закончена - философия достигла абсолютной истины) и методом (революционный диалектический подход).

В полноценной диалектике не должно быть внутренних ограничений по развитию. Однако система Гегеля, напротив, предполагает окончание.

Можно сформулировать "урок диалектического объективного идеализма"

Восхождение от низшего к высшему, развитие, диалектический характер мира не совместим с представлением о сознании в сущности мира. Если мир действительно подчинен диалектическим законам, то сознание неспособно быть его сущностью.

Отсюда варианты:

 Устранить диалектику.

 Перейти к материалистической диалектике.

Наиболее существенным вкладом Гегеля в философию остаётся внесение диалектики.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.)