АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция
|
Тема 2 Исторические типы и стратегии философствования
2.1 В историко-философской науке существуют различные периодизации античной философии, каждая из которых вносит дополнительный штрих в общую картину.
Временной промежуток
| ФИО
| Этапы развития античной философии
| Завершилась
к 322 г. до н. э
| В.Виндельбанд
(1848-1915)
| 1) Греческая философия, созданная на основе замкнутой национальной культуры и стремящаяся к чистому познанию
| -
| 2) Эллинистическо-римская философия, развившаяся на почве мировой культуры того времени и стремившаяся к наилучшему устройству жизни людей, т.е. к практическому результату.
|
| VI в. до н.э. – 2-я пол. V в. до н.э.
| С.Н.Трубецкой
(1862-1905)
| 1) 1-й период – до Сократа
| 2-я пол. V в. до н.э. – VI в. до н.э.
| 2) 2-й период – от Сократа до Аристотеля
| IV в. до н.э. – VI в н.э.
| 3) 3-й период – после Аристотеля
|
| VI в. до н.э. – середина V в. до н.э.
| Г.И.Чапланов
(1862-1936)
| 1) Первый период – натурфилософский, или космологический характеризуется преимущественным интересом к проблемам «физиса» и космоса, поиском субстанциального начала всех вещей.
| 2-я пол. V в. до н.э – кон. V в. до н.э.
| 2) Второй период – антропологический делает главным предметом своего исследования человека, пытаясь определить его сущность.
| V – IV вв. до н.э.
| 3) Третий период - систематический характеризуется открытием сверхчувственного и категориальной диалектикой Платона и Аристотеля, давших формулировки основных философских проблем.
| III в. до н.э. – I в. до н.э.
| 4) Четвертый период – этический связан с пониманием философии прежде всего как нравственного учения, разрабатывающего нормы и правила человеческой жизни
| I в. н.э. – VI в. н.э.
| 5) Пятый период – выделяет в качестве главного объекта философии познание Божественного.
|
|
2.2 Под "средневековьем" обычно понимают период развития общества, охватывающий ряд столетий от древнего мира до Нового времени. Для Западной Европы его начало приходится на V век нашей эры, и оно связано с распадом Римской империи, а завершение относится к XIV веку, к возникновению эпохи Возрождения.
В философии средневековья выделяются два периода, называемых "патристика" (IV - VIII вв.) и "схоластика" (VI - XV вв.).
Временной промежуток
| Этапы развития философии средневековья
| Ключевые представители
| Основные произведения
| IV – VIII вв.
| 1. Патристика – это система теолого-философских взглядов «отцов церкви», обосновавших и разработавших идеи христианства.
| II-III вв.
| 1) Апологетика
| Тит Флавий Климент (Климент Александрийский)
| 1. «Протептик, или увещание к эллинам»
2. «Педагог»
3. «Строматы»
4. «Кто из богатых спасется»
| IV – V вв.
| 2) Классическая патристика
| Августин Блаженный
| 1. «О граде Божием»
2. «Об истинной религии»
3. «Исповедь»
4. «О Троице»
5. «О бесмертии души»
6. «О свободной воле»
| Григорий Нисский
| 1. «Против Евномия»
2. «Большое огласительное слово»
3. «Опровержение мнений Аполлинария»
|
| 3) Заключительный этап
| Иоанн Златоуст
| 1. «О провидении»
2. «Книга о девстве»
3. «К молодой вдове»
| VI-XV
| 2. Схоластика - характеризуется соединением теолого-догматических предпосылок с рационалистической методикой и интересом к формально-логическим проблемам.
|
| 1) реализм
| Иоанн Скот Эриугена
| 1. "О божественном предопределении"
2. "О разделении природы"
|
|
| Ансельм Кентерберийский
| 1.
|
| 2) номинализм
| Иоанн Росцелин
| 1. «Проповеди и рассуждения»
|
|
| Фома Аквинский
| 1. «Сумма теологии»
2. «Антология мировой философии»
| | | | | |
2.3 В этот исторический период меняется общая ориентация философии и стиль философствования. На первый план выходит проблема человека, определившая гуманистическую направленность философии.
Временной промежуток
| Этапы развития новоевропейской философии
| Ключевые представители
| Основные произведения
| XIV- первая половина XVII
| Гуманизм- время отвержения догматической схоластики и обосновывание, что человек выступает как творец самого себя.
| |
|
| Франческо Петрарка
| «Триумфы»
| |
|
| Данте Алигьери
| «Новая жизнь»
| |
| 1) теология
| Н. Коперник
| «О вращении новых сфер»
| |
| 2) материализм
| Джордано Бруно
| «О тенях идей»
| |
| 3) «естественная философия»
| Фрэнсис Бэкон
| «Новый органон»
| | XVII
| Рационализм- философия просвещения
| |
|
| Р. Декарт
| «Рассуждение о методе»
| |
|
| Б. Спиноза
| «Краткий трактат о Боге, человеке и его счастье»
| |
|
| Г.-В. Лейбниц
| «Об искусстве комбинаторики»
| | XVII—XVIII
| Эмпиризм направление в теории познания, признающее чувственный опыт источником знания и считающее, что содержание знания может быть представлено либо как описание этого опыта, либо сведено к нему
| |
| 1) теология
| Т. Гоббс
| «Человеческая природа»
| |
| 2) гносеология
| Дж. Локк
| «Опыта»
| |
|
| Беркли
| «Опыт новой теории зрения»
| | XVIII-середина XIX
| Идеализм
| |
| 1)этическая философия
| И. Кант
| «Критика чистого разума»
| |
| 2) практическая философия
| Иоганн Готлиб Фихте
| «Основа общего наукоучения»
| |
| 3) «натурофилософия»
| Фридрих Вильгельм Иосиф Шеллинг
| «Феноменология духа»
| |
| 4) диалектика
| Георг Вильгельм Фридрих Гегель
|
| |
2.4 История русской философии- одна из важнейших составных частей нашей культуры.
Временной промежуток
| Этапы развития русской философии
| Ключевые представители
| Основные произведения
| XIX
| Славянофилы
| П.Я. Чаадаев
| «Философские письма»
|
| Западники
| Т.Н. Грановский
|
| XIX
| материализм
| Александр Иванович Герцен
| «Письма об изучении природы»
|
| диалектика
| Николай Гаврилович Чернышевский
| «Антропологический принцип в философии»
| XX
| Религиозно-идеалистическая философия
| Владимир Сергеевич Соловьев
| «Три силы»
|
|
| Бердяев Николай Александрович
| «Субъективизм и индивидуализм», «Философия свободы»
| XIX
| Космизм
| Николай Федорович Федоров
| «Философия нового дела»
|
| 1) Религиозно-богословское
| А.С. Хомяков
| «Церковь одна»
|
| 2) Естественно- научное
| К.Э. Циолковский
| «Нирвана»
|
|
| В.И. Вернадский
| «Труды Радиевой экспедиции Академии наук»
|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | Поиск по сайту:
|