|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Тема 5. Гносеология
5.1 Фрэнсис Бэкон
В разработке своей философии он опирался на достижения прежней натурофилософии и результаты опытных наук. Ф.Бэкон увидел противоречие между схоластикой перипатетиков и методологическим основанием развивающегося естествознания. Он был первым, кто поставил перед собой цель создать научный метод. По мнению Бэкона, исследованию природы и развитию философии мешает заблуждения, предрассудки, познавательные «идолы».Имеются «идолы» четырех родов. «Идолы рода» коренятся в самой природе человека. «Ум человека, - отмечал он, - уподобляется нервному зеркалу, которое примешивая к природе вещей свою природу, отражает вещи в искривленном и обезображенном виде». «Идолы пещеры» обусловлены индивидуальным жизненным опытом узостью этого опыта; в этом опыте – и ошибки, почерпнутые из книг, основанные на заблуждениях других людей. «Идолы площади»возникают в результате принятия слов «толпой», при взаимной связанности людей, когда слова либо имеют разный смысл, либо означают несуществующие вещи. «Идолы театра» - это те или иные философские творения, гипотезы ученых, многие начала и аксиомы наук. Необходимо уметь распознавать все эти «идолы» и преодолевать их.
5.2 Б. Спиноза
Он выделяет три рода знаний. Во-первых, знания, основанные на воображении. Они представляют собой чувственный уровень познания, поэтому всегда смутны и неясны. Во-вторых, знания, опирающиеся на ум и предназначенные для понимания мира. Это рассудочное знание, которое оперирует общими понятиями, лишено всякого субъективизма, а потому истинно. Знание третьего рода – интуиция, которая также противопоставляется чувственному знанию. Интуиция у Спинозы – это своеобразная интеллектуальная, рассудочная деятельность, она дает возможность уму непосредственно «схватывать» общие понятия, содержание которых выражает подлинные свойства вещей, их сущность.
5.3 Гносеологическое направление в философии Канта Кант осуществляет своеобразный переворот в философии и закладывает основы понимания философии как особого рода науки. Пытаясь обосновать новую теорию познания, он выступает с критикой предшествующих эмпирических теорий ХVII-ХVIII вв., трактующих познание как некий слепок с бытия. Кант переводит проблему в другую плоскость и фактически задаёт гносеологическое направление в философии, которое рассматривает процесс познания как субъектно-объективное отношение. Познающий субъект- это не конкретный индивид, а некоторое абстрактное представление, концентрирующее в себе лишь познавательные способности человека и источники его знания. Совокупность указанных способностей, которые существуют в сознании человека, помогают ему упорядочивать окружающий мир с помощью априорных форм чувственности и разума. Лишь познающий субъект, объединяющий восприятие и рассудок, создаёт единство, которое можно считать знанием. Можно дать некоторое описание различных форм знания. Например, математика опирается на априорные (то есть внеопытные) формы чувственности, такие, как пространство и время. Пространство в данном случае- это априорная форма внешнего чувства, а время- априорная форма внутреннего чувства. Именно такая априорность и определяет возможность существования математических истин, а значит, и математики как науки. Физика (и другие естественные науки) также опирается на целый ряд суждений, которые «чисты» в силу своей априорности и не «загрязнены» опытом. Естествознание осуществляется как синтез между априорными суждениями и категориями рассудка. Для нового понимания философии как особого рода науки, Кант формулирует её принципы и критерии. Философия- это особая наука, которая не может быть сведена только к чистому знанию, она должна исследовать фундаментальные цели человеческого разума, и в этом смысле она имеет абсолютную ценность и придаёт ценность другим знаниям, пронизывая и пропуская их через себя, что позволяет ей выступать как учению о мудрости. Вершиной философии у Канта выступает этика, базирующая на понимании человека как высшей ценности. Этика- особая часть философии, которая регулирует отношения между людьми, но любая регуляция таких взаимоотношений реально выражается в системе нравственных норм, которыми предписывается поступать так, а не иным образом. Кант ставит проблему как и кем могут быть основаны такие нормы, чтобы иметь характер общей обязательности для людей, и считает, что они не должны опираться на религиозные догмы. Нравственный закон должен существовать внутри человека, тогда он будет истинным и самодостаточным.
5.4 Сенсуализм и рационализм как гносеологические направления. Сенсуализм и рационализм. Положение сенсуализма: “Нет ничего в разуме, чего прежде не было бы в чувствах”. Сенсуализм возвышает чувственную познавательную способность и абсолютизирует ее в ущерб рассудку и разуму. Его представители признавали разум основой познания и поведения людей, выражая тотальное недоверие к чувствам как источнику достоверной первичной информации. Конечно, их познавательная способность ограниченна, но это единственный канал, посредством которого человек непосредственно связан с материальной действительностью. Они доставляют человеку тот минимум информации, который необходим для его рационалистической деятельности. В рациональном же, например в физических теориях, немало чувственно-наглядного. Иначе говоря, в реальном познании, взаимосвязаны и выступают как единое целое чувственное и рациональное. Это единство нисколько не нарушает то, что в одних познавательных ситуациях преобладает чувственное, а в других - рациональное начало.
5.5 Эмпирический и теоретический уровни научного знания В научном знании выделяются уровни: эмпирический и теоретический. Они разграничиваются по нескольким признакам: 1) эмпирическое знание соотносимо с проявлениями сущности и с фрагментарной сущностью материальных систем, а теоретическое знание - с их целостностью, с выявлением законов этой целостности; 2) эмпирическое знание и теоретическое имеют различные средства познания; на эмпирическом уровне таковыми выступают наблюдение, описание, эксперимент, моделирование, анализ, интуиция и т.п.; на теоретическом уровне - дедукция, синтез, мысленный эксперимент, идеализация, формализация и др.; 3) на этих уровнях научного познания - разные логические формы воплощения основного знания: на эмпирическом уровне - факт (эмпирический факт), на теоретическом уровне - теория; теория есть система понятий, принципов и законов, отображающая в своей структуре сущность объекта исследования в целом, целостную структуру; 4) теоретический уровень характерен еще тем, что в его сфере разрабатываются основные понятия (или категории) этой области знания; здесь имеем деятельность исследователя по их разработке; на эмпирически же уровне деятельность ученого носит уже иной характер - деятельность по применению категорий (понятий) к эмпирическому материалу; в первом случае перед нами — фундаментальное научное знание, во втором - прикладное знание.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |