|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Гносеология и философия сознанияФилософское понимание сознания связано с выделением его из более обширной сферы психического и пониманием как высшей, свойственной только человеку и связанной с речью функции мозга. Существуют два подхода к объяснению природы сознания. Первый связан с именем французского философа Рене Декарта: сознание понималось как замкнутый внутренний мир человека, содержащий в себе ощущения, восприятия, память, эмоции, волю, мысли, суждения, язык, а также образы вещей. Названные элементы составляли структуру сознания, но ни один из них не мог быть значим сам по себе. Главной формой деятельности сознания признавался логический строй мышления. Декартово «Я мыслю, следовательно, существую» отводит сознанию роль основного критерия человеческого существования. Опираясь на этот подход, наука предлагает исследовать механизмы мозга. Однако нейрофизиологи сомневаются в возможностях получения полной информации о сознании на основе изучения деятельности мозга, поскольку сознание не сводимо ни к материальному субстрату — головному мозгу, ни к материи, Даже самый искусный анатом, проследив нерв до мозжечка, не может приблизиться к первоначалу, дающему чувства и мысль. Декарт прозорливо отмечал: «Я мыслю себя как мысль, но я не мыслю себя как мозг». Согласно второму подходу, предложенному Б. Спинозой и развитому марксовой традицией, сущность сознания следует искать не в нем самом, а в общественной практике. Предполагается, что образы сознания рождаются в процессе деятельности, в результате воздействия на человека окружающей реальности. Мышление и сознание тем совершеннее, чем активнее сам субъект, чем шире круг вещей, с которыми человек вступает в контакт. Выводы данного подхода: «бытие определяет сознание», «сознание — субъективный образ объективного мира», «сознаний – отражение бытия», «сознание — коллективно полученное знание», - акцентируют зависимость сознания от внешнего бытия, его общественно-историческую природу. Сознание предстает не как личностное и индивидуальное свойство, а как универсальный процесс всего человеческого рода. По способу своего бытия сознание есть свойство мозга, нервные процессы головного мозга служат материальными носителями сознания. По содержанию сознание представляет собой отражение объективной реальности, концентрирующее информацию о внешнем мире и о себе, предварительное мысленное построение действий и предвидение их результатов. По способу своего возникновения сознание является продуктом эволюции, развития биологической и социальной форм движения материи, общественно-предметная деятельность человека есть условие исторического становления сознания. По функциональному назначению сознание – фактор управления поведением и деятельностью человека, условие становления форм логического мышления. Основными функциями сознания являются отражательная, конструктивно-преобразовательная и ориентационная. Отражательная функция сознания предполагает обобщенное, целенаправленное (создание образов, предвосхищающих практические действия), оценочное (избирательная ориентация на выработанные обществом и принятые субъектом ценности) отражение действительности. Конструктивно-преобразовательная функция сознания отличается различной степенью модальности, где имеют место и стихийно-спонтанный элемент, предполагающий интуитивное смыслообразование, и преднамеренно-нормативные ориентации, строй мыслей и установок, соответствующих принятым эталонам и ценностям, навязываемым извне целями, и самопреобразование, ориентированное на упорядочение ценностно-смысловой шкалы внутреннего мира индивида. Ориентационная функция включает в себя регулирование принятие решений в едином строю норм жизнедеятельности, а также самоконтроль, связанными с синхронизации внутренних и внешних оценочных критериев.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.002 сек.) |