|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Философия человека
Человек и природа. Под природой обычно понимают несоциальное. В связи с этим часто говорят о соотношениях «природа и общество», «человек и общество». Общество и человек имеют определенную природную основу бытия, но в своей специфике они не являются частью природы. Весьма близки по своему значению понятия «природа» и «материя». Материя – это объективная реальность. Материя в отличие от природы не содержит психические явления мира животных, в остальном природа и материя совпадают. Аристотель противопоставлял материи форму. Природа в силу своей непреходящей значимости всегда является предметом философского анализа. В античной философии философы воспринимали природу как полноту бытия (Платон). По своей мощи природа неизмеримо превосходит человека, выступает идеалом совершенства. Средневековая философия развивает концепцию ущербности природы как результата грехопадения человека. Человек, развивая свои духовные силы, стремится к возвышению над природой. Ософы Возрождения сближают Бога и природу, отождествляют Бога и мир. Философия Возрождения фактически реализовала лозунг «Назад к природе». В Новое время природа впервые становится объектом тщательного научного анализа. Относительно низкий уровень развития науки и вместе с тем овладение человеком мощными силовыми агентами природы (тепловой, механической) не могли не привести к хищническому отношению к природе. Необходимость такой организации взаимодействия общества и природы была выражена в концепции ноосферырусского мыслителя В.И. Вернадского. Ноосфера – это область господства разума. Впоследствии эта идея получила разработку в особой науке – экологии. Человек принадлежит природе, он всегда находился и находится в определенном соотношении с природой. Он действительно стремится надстроить нечто над самой природой. Человеческая деятельность реализуется по каким-то иным законам, нежели развертывание природных сил. Например, в изучении животных исследователи вынуждены использовать более разносторонние методы, чем при изучении неживой природы. Это объясняется тем, что животные в отличие от неживых существ обладают психикой. Вся научная и практическая деятельность человека свидетельствует о том, что человек способен познавать природные явления и регулировать свои взаимоотношения с ними. Философия выделяет основные факты, которые свидетельствуют о тесной связи природы и человека. Во-первых, природа такова, что она обладает возможностью порождения человека. Во-вторых, человек рождается «из природы». На это указывает хотя бы процесс деторождения. В-третьих, природная основа человека есть тот фундамент, на котором только и возможно появление неприродного, т.е. специфически человеческого бытия, психики, сознания и т.п. В-четвертых, в природном материале человек символизирует свои неприродные свойства. Вследствие этого природа становится фундаментом общественной, социальной жизни. В современном мире назрела кризисная ситуация в сфере экологии. Выход из такой ситуации видят в основном в придании приоритета экологическим ценностям. Материальное производство, экономика, политика – все это должно быть подчинено требованиям экологической этики. Так как воздействие человека на природу часто имеет планетарный характер, то целый ряд актуальных экологических проблем может быть разрешен лишь в условиях международного сотрудничества и наличия реального чувства международной экологической ответственности. Человек вынужден относиться к природе также бережно, как к самому себе. Свобода и ответственность. Понятие «свобода» в общем смысле означает доминирование частного, личного интереса или инициативы над общим. Однако с этим понятием коррелируется представление о правах и обязанностях, ответственности и справедливости. Принято противопоставлять свободу произволу, говорить о «свободе для» и «свободе от». В былые времена свободами назывались допустимые законом нормы, что позволяло отождествить свободу с законом. Перефразируя кантовский категорический императив, согласно которому свобода каждого человека ограничена, но не далее тех пределов, которые необходимы для обеспечения равной степени свободы для всех, Гегель приходит к выводу, что именно под конституцией — основным сводом законов — следует понимать всеобщее определение прав и свобод. Широко распространено понимание свободы как осознанной необходимости. В русской философии существовали взгляды на свободу как на «вольное хотение»; британский ученый Б. Рассел истолковывает свободу как отсутствие препятствий для исполнения желаний. Такие разные определения обостряют проблему свободы и вскрывают ее парадоксальность. Свобода превращается в несвободу, если она ничем не ограничена. Неограниченная свобода лишается своего всеобщего содержания, т.е. не может быть свободой для всех, так как является несвободой для другого. Парадоксальность данной категории усиливается и тезисом Маркса, согласно которому «царство свободы начинается в действительности лишь там, где прекращается работа, диктуемая нужной и внешней целесообразностью, следовательно, по природе вещей оно лежит по ту сторону сферы собственно материального производства»; из этого при желании можно сделать вывод, что свобода освобождает индивида от необходимости производить. Современный западный экономист Ф. Хайек уверен, что свобода включает в себя возможность отличаться от других, иметь собственные, цели; Дж. Сорос понимает свободу как человеческую способность менять свое положение. Свобода становится максимальной и фактической в ситуации выбора альтернатив. Идея жесткого централизованного контроля и установки типа «все должно находиться под контролем» противоречит идеалам свободы. Являясь основной ценностью современного цивилизованного общества, свобода тесно связана и соизмерима с ответственностью. Свобода и ответственность — регулятивы не только личной, но и всей социальной жизни. Ответственность понимается как необходимое условие свободы, предполагает зависимость и необходимость «держать ответ» за содеянное перед другими людьми, будущими поколениями, обществом и природой. Ответственность — предельно емкая категория; к ней применима градация «ответственность за», «ответственность перед»: ответственность родите перед детьми у детей — перед родителями, учителей — перед учениками и врачей — перед пациентами, ученых и политиков — перед человечеством и др. Категория ответственности тесно связана с понятиями «совесть», «качество», «профессионализм», «обязанность», «долг», «справедливость». Представление об ответственности включает в себя и такие понятия, как «вина», «наказание», «санкция». Однако ответственность имеет не только сугубо юридический характер, она понимаемся более широко — как фильтр установок и предпочтений, который находится у истоков сознательного действия. Существует некая универсальная, ответственность всех за все и конкретное проявление ответственности на уровне единичного. В связи с этим особо выделяют проблему личной ответственности. Чувство ответственности опирается на историческую память, требует от индивида самоконтроля, ориентирует его соотносить мир реальный и мир должный. Самоотражение в другом приобретает форму ответственности. Важная роль первичной социализации сохраняется за семьей. Социальные качества не являются врожденными и не могут передаваться по наследству, поэтому главным способом семейной социализации является копирование детьми моделей поведения взрослых членов семьи. Физическая и умственная энергий, настойчивость, деловитость, хорошая память, независимость характера, здоровье – это во многом формируемые качества.
Будущее человечества. Глобальные проблемы современности. К глобальным относят проблемы, охватывающие систему «мир-человек» в целом и имеющие не локальный, а всеохватывающий планетарный характер. От их решения напрямую зависят жизнь общества, судьба человечества, состояние природной среды, социальный прогресс и развитие цивилизации к глобальным проблемам относят в первую очередь экологические, демографические проблемы, проблемы кризиса культуры, войны и мира. Причины возникновения глобальных проблем — усиленный рост потребностей человека, возросшие масштабы технических средств воздействия общества на природу, истощение природных ресурсов. Характерная особенность Глобальных проблем — наличие тесной взаимосвязи между ними, при которой обострение одной проблемы приводит к обострению всей цепочки проблем. Можно сказать, что глобальные проблемы ~ это сложный клубок следующих проблем: • медико-биологические проблемы здоровья; • минерально-сырьевой кризис; • прекращение гонки вооружения; • сокращение ареалов нищеты и бедности; • энергетический кризис; • предотвращение использования средств массового уничтожения. Особую остроту приобрела проблема самоопределения наций и борьба за собственную независимость. Крайняя форма выражения протеста— террор. Глобальные проблемы должны решаться комплексно, координированно, усилиями всего мирового сообщества. Демографическая проблема обусловлена не только общим спадом рождаемости, но и необходимостью учета тенденции развития семьи и семейных отношений, т.е., во-первых, наличия непрочных, распадающихся, неполных или смешанных семей, а во-вторых, возникновения семей нетрадиционной ориентации, в принципе не способных к продолжению рода. Особой проблемой является социальное расслоение и экономическое неравенство, проблема «социального дна»; 3/4 населения развивающихся стран живут в антисанитарных условиях, а почти 1/3 — в условиях абсолютной нищеты. Все это свидетельствует о том, что общество не может разумно решить проблемы своего обеспечения, что ведет к патологии человеческой популяции. Глобальные экологическое проблемы обязывают биосферизовать все виды человеческой деятельности, все области науки. Они требуют от ученых и предпринимателей большей ответственности за результат, своих исследований и деятельности, усиления контроля со стороны государственно-правительственных структур. Врачи и биологи выступают за мораторий на использование средств генной инженерии в антигуманных целях. Интенсивные процессы информатизации, глобальная компьютерная революция, стимулируя скачкообразный рост экономического и научно-технического развития, чревата обострением всего комплекса коммуникативно-психологических проблем. Обилие обрушившейся на человека зачастую негативной, информации ведет к возникновению синдрома информационной усталости, стресса, раздражительности, массовой агрессии. Личное время экспроприировано временем социальных взаимодействий, включено в макровремя социальных обязанностей и институтов. К числу глобальных относятся проблемы обострения гонки вооружения, атомной или ядерной угрозы, опасности радиоактивного загрязнения. Новые виды вооружения предлагают все более изощренные способы поражения человечества, которое балансирует на грани выживания. ООН не раз прилагала усилия по защите окружающей среды в рамках общих задач, изложенных в ее Уставе (стремиться к терпимости; и жить в мире со своими соседями, объединять усилия для полдержания всеобщего мира и безопасности, использовать международные механизмы для распространения экономических и социальных достижений всех народов и др.).
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.008 сек.) |