АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 7. Гносеология. Сущность и природа познания

Читайте также:
  1. I. ПРИРОДА СНОВ И ИХ РАЗНОВИДНОСТИ
  2. I. Социально-психологическая сущность неуставных взаимоотношений
  3. II. Проблема источника и метода познания.
  4. Аграрная модернизация в начале ХХ в.: предпосылки, сущность, итоги.
  5. Аграрная реформа правительства П.А. Столыпина: предпосылки, сущность, историческое значение
  6. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ, ИХ СУЩНОСТЬ, ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ
  7. Административный процесс: сущность и виды
  8. Аксиомы науки о безопасности жизнедеятельности. Определение и сущность.
  9. АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМ В СИСТЕМЕ ОТНОШЕНИЙ ОБЩЕСТВО - ПРИРОДА
  10. Безработица: сущность, показатели, факторы. Формы безработицы. Закон Оукена
  11. Безработица: сущность, причины, виды и последствия. Закон Оукена.
  12. Безработица: сущность, типы. Измерение уровня безработицы. Экономические и социальные последствия.

Практическое задание:

239. Подготовить краткий реферат или научное сообщение на семинаре по одной из предложенных тем:

1. Познание как социальный процесс.

2. Социальное и гуманитарное познание.

3. Проблема истины в научном познании.

4. Аксиология в научном познании.

5. Интуиция и её роль в познавательном процессе.

6. Познание как «отражение» и познание как «конструирование».

7. Проблема бессознательного в поведении и деятельности человека.

Задачи:

240. Существуют пять состояний знания и незнания:

1) когда мы знаем, что знаем;

2) когда мы знаем, что не знаем;

3) когда мы не знаем, что знаем;

4) когда мы не знаем, что не знаем;

5) когда мы не знаем, но думаем, что знаем (когда незнание выдается за знание).

Приведите примеры каждого из этих состояний.

241. Рассудите:

А) Люди перестают мыслить, когда перестают читать (Д. Дидро).

Б) Поменьше читать! Те, кто много читают, отвыкают самостоятельно мыслить.

(Д. Гранин. Иду на грозу). Дайте развернутый ответ.

242. Как Вы объясните видимое противоречие двух утверждений:

А) Правда хорошо, а счастье лучше;

Б) Платон мне друг, но истина дороже.

243. Попробуйте объяснить: в чем сходство и различие между истиной и правдой?

244. Попробуйте объяснить: в чем различие между знанием и верой? (под верой имеется в виду вера вообще, а не религиозная вера).

245. Что есть истина? — Попробуйте дать ответ, не заглядывая в учебники, словари и энциклопедии.

246. Как Вы объясните видимое противоречие двух утверждений:

А) Все познается в сравнении;

Б) Сравнение всегда хромает (Я. Корчак, известный педагог, говорил еще более

резко: «Отбросим сравнения, они вводят в заблуждение»).

247. Как Вы объясните видимое противоречие между двумя утверждениями:

А)...во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь (библейский проповедник Экклезиаст).

Б) Знание — сила (Ф. Бэкон) (сравните: «Знать больше сегодня — значит быть более сильным завтра» (Э. Теллер)).

248. Одни считают интуицию высшей формой познания, другие — атавизмом, доставшимся нам от животных. — А Вы как думаете? Дайте развернутый ответ.

249. Прокомментируйте следующее утверждение, принадлежащее Гегелю:

Абстрактной истины нет, истина всегда конкретна. Дайте развернутый ответ, приведите примеры.

250. А. Эйнштейн утверждал: «Лишь теория решает, что мы ухитряемся наблюдать!» Примерно о том же говорил И. П. Павлов: «Если не имеешь в голове идей, то не увидишь фактов». — Что они имели в виду? Дайте развернутый ответ.

251. Кто, по Вашему мнению, прав? Прокомментируйте.

А) «...художественные произведения должны создаваться не для изучения и не для цеховых ученых, а они <...> должны быть понятны и служить предметом наслаждения непосредственно сами по себе. Ибо искусство существует не для небольшого замкнутого круга, не для немногочисленных очень образованных людей, а в целом для всего народа» (Гегель Г. В. Ф. Сочинения).

Б) «Глубоко ложен принцип «искусство для всех». В нем выявляется ложная демократизация. «Искусство для всех» вовсе не подразумевает необходимой ясности и простоты, это было бы прекрасно, — нет, в нем есть гибельное требование об урезке роста мастера в уровень современными ему невежеством и дурным вкусом, требование «общедоступности», азбучности и полезности. Искусство никогда не обращается к толпе, к массе, оно говорит отдельному человеку, в глубоких и скрытых тайниках его души.

Искусство должно быть «для каждого», но отнюдь не для всех. Только тогда оно сохранит отношение индивидуальности к индивидуальности, которое и составляет смысл искусства, в отличие от других ремесел, обслуживающих вкусы и потребности множеств» (М. Волошин «Заметки 1917 года»).

252. Древние философы выдвинули девиз «Подвергай все сомнению» — Что они имели в виду? Как можно истолковать этот девиз?

 

Тестовые задания:

253. Познание в современной философии преимущественно рассматривается как:

а) способности, умения, навыки в определенной области деятельности;
б) значимая информация в аспекте деятельности;
в) объективная реальность, данная в сознании действующего человека;

г) обусловленный практикой процесс приобретения и развития знаний;

 

254. По Гегелю, в процессе познания последовательность этапов такова:

а) ощущение — внутренние и внешние идеи — размышление;

б) чувственный опыт и априорные категории — чистые (неэмпирические) принципы;

в) чувственное познание и врожденные идеи — рациональное познание;

г) чувственная достоверность — восприятие — рассудок.

255. В философии «агностицизм» понимается как:

а) рассмотрение процесса познания;

б) рассмотрение объектов познания;

в) полное или частичное отрицание принципиальной возможности познания;

г) сомнение в возможности познания.

256. В современной гносеологии объект познания:

а) существует «сам по себе»;

б) противостоит субъекту познания;

в) в своем определении зависит от концептуальной системы познающего;

г) является частью самопознающего субъекта.

257. Определенный этап познавательного процесса, на котором информация об объекте, полученная в ощущениях и восприятиях, сохраняясь в сознании, воспроизводится позже без прямого воздействия объекта на субъект — это:

а) чувственное отражение;

б) познавательный контакт с объектом познания;

в) представление;

г) объяснение.

258. Вид познания, вплетенный в ткань жизнедеятельности субъекта, но не обладающий доказательной силой, называется:

а) абстрактным;

б) теоретическим;

в) обыденным;

г) научным.

259. Поскольку истина не зависит от познающего субъекта, она:

а) абстрактна;

б) объективна;

в) субъективна;

г) абсолютна.

260. Понятие, противоположное по смыслу «истине» в гносеологии:

а) ложь;

б) заблуждение;

в) суждение;

г) предрассудок.

261. Среди современных концепций истины отсутствует:

а) когерентная;

б) соответствия;

в) системная;

г) прагматическая.

 

262. Предвосхищение деятельности и ее результата с точки зрения выработки идеалов, решений, программ, норм и плана предстоящей деятельности:

а) прогнозирование;

б) предусмотрение;

в) целеполагание;

г) опережение.

263. Любое изменение, преобразование, процесс — это:

а) эволюция;

б) развитие;

в) инволюция;

г) движение.

264. К общелогическим методам познания не относится…

синтез

анализ

аналогия

наблюдение

265. Субъект познания в современной гносеологии — это:

а) абстрактный индивид;

б) реальный ученый или философ;

в) технические средства (компьютер, научное оборудование и т.д.);

г) мыслительный коллектив.

266. Современные гносеологические исследования предполагают:

а) эмпиризм;

б) рационализм;

в) интуитивизм;

г) теоретико-методологический плюрализм.

267. Формой практики не является:

а) преобразование природы с помощью орудий труда;

б) преобразование общественного бытия через изменение существующих социальных отношений;

в) воздействие предметов и явлений мира на органы чувств человека;

г) научный эксперимент.

268. Практика по своим функциям в процессе познания не является:

а) основой познания и его движущей силой;

б) целью познания;

в) критерием истины;

г) успешной заменой теоретических исследований и научного творчества.

269. К основным формам живого созерцания (в теории познания как отражения) не относится:

а) представление;

б) восприятие;

в) идея;

г) ощущение.

270. Абсолютизация роли и значения чувственных данных в философии связана с направлением:

а) рационализма;

б) реализма;

в) скептицизма;

г) сенсуализма.

271. Форма мышления, отражающая предельно общие закономерные связи, стороны, признаки явлений, закрепляемые в определениях (словах):

а) понятие;

б) категория;

в) дефиниция;

г) термин.

 

272. Предложение «Волга впадает в Каспийское море» в философии может быть рассмотрено как форма мышления, а именно, как:

а) понятие;

б) категория;

в) суждение;

г) умозаключение.

273. Из суждения-посылки «Все люди мыслят» и суждения, обосновывающего знание, «Я — человек», сделайте умозаключение:

а) я отношусь ко всем людям;

б) все люди похожи на меня;

в) я мыслю;

г) животные тоже мыслят.

274. Согласно Г. Гадамеру, предметом понимания является:

а) смысл;

б) текст;

в) «суть дела»;

г) контекст.

275. В западноевропейской философии рационализм преимущественно развивался на основе метода:

а) аналогии;

б) индукции;

в) дедукции;

г) анализа.

276. Чувственной формой познания является...

а) интуиция

б) гипотеза

в) рефлексия

г) восприятие

277. По мнению представителей ____________, «знания о вещах изменчивы и текучи, и поэтому о всякой вещи можно сказать двояко и противоположным образом».

а) агностицизма

б) гносеологического оптимизма

в) догматизма

г) скептицизма

278. «Нет ничего в разуме, чего первоначально не было бы в чувствах», – утверждают представители…

а) эмпиризма

б) рационализма

в) сенсуализма

г) агностицизма

279. К формам рационального познания не относится…

а) гипотеза

б) теория

в) умозаключение

г) восприятие

280. Гносеология - это раздел философии, в котором изучаются вопросы:

а) сущности и смысла истории

б) сущности человека

в) природы познания и его возможностей

г) первоосновы всех вещей

281. Понятием «идеальное» характеризуются…

а) природные условия

б) логические нормы рассуждения

в) экономические отношения

г) нравственно-моральные нормы

д) знания о мире

282. Основными характеристиками сознания являются…

а) предметность

б) идеальность

в) противоречивость

г) активность

д) субъективность

283. Сознание и бессознательное…

а) изолированы друг от друга

б) абсолютно противоположны

в) являются двумя относительно самостоятельными сторонами единой психической реальности человека

г) взаимосвязаны

д) взаимодействуют между собой и способны достигать единства

284. Для теории психоанализа З. Фрейда характерны…

а) использование метода свободных ассоциаций

б) использование метода толкования снов

в) моделирование психических процессов

г) положение о тождественности сознания и психики

д) положение о преимущественно сексуальном характере вытесненного

285. К общелогическим методам познания не относится…

а) дедукция

б) эксперимент

в) индукция

г) абстрагирование

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.012 сек.)