АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 4. Отечественная философия. Основные направления современной западной философии

Читайте также:
  1. I. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ (ТЕРМИНЫ) ЭКОЛОГИИ. ЕЕ СИСТЕМНОСТЬ
  2. I. Порядок медицинского отбора и направления на санаторно-курортное лечение взрослых больных (кроме больных туберкулезом)
  3. I. Психологические операции в современной войне.
  4. I.1. Римское право в современной правовой культуре
  5. I.3. Основные этапы исторического развития римского права
  6. II Съезд Советов, его основные решения. Первые шаги новой государственной власти в России (октябрь 1917 - первая половина 1918 гг.)
  7. II. Основные задачи и функции
  8. II. Основные показатели деятельности лечебно-профилактических учреждений
  9. II. Основные проблемы, вызовы и риски. SWOT-анализ Республики Карелия
  10. II. Принципы средневековой философии.
  11. II.2. Классическая греческая философия.
  12. II.8. Немецкая классическая философия.

Практическое задание:

112. Подготовить краткий реферат или научное сообщение на семинаре по одной из предложенных тем:

1. Россия в диалоге культур.

2. Проблема человека в русской религиозной философии.

3.Диалектика Г.В.Ф. Гегеля.

4.Философия мировой воли (А. Шопенгауэр).

5. Философия нигилизма Ф. Ницше.

6.Диалектика природы в работах Ф. Энгельса.

7. М. Вебер об интуитивизме и натурализме в гуманитарных науках.

8. Экзистенциализм и феноменология.

Задачи:

113. Прокомментируйте слова М. В. Ломоносова: «Оным умникам <...> легко быть философами, выуча наизусть три слова: бог так сотворил,и сие дая в ответ вместо всех причин».

114. П. Я. Чаадаев: «Любовь к отечеству — прекрасная вещь. Но еще более высокая — любовь к истине».

М. Мамардашвили: «Я люблю свободу больше, чем родину». — Дайте оценку этим высказываниям, прокомментируйте.

115. Прав ли Ф. И. Тютчев, говоря:

Умом Россию не понять.

Аршином общим не измерить.

У ней особенная стать.

В Россию можно только верить.

116. Россия: Восток или Запад? Или что-то другое?

117. Согласны ли Вы с утверждением: «Мы не Европа и не Азия. Мы — русские» (Телепередача «Русский дом», канал Московия). — Прокомментируйте.

118. Как Вы оцениваете утверждение:

Если Бога нет, то все позволено (из романа «Братья Карамазовы» Ф. М. Достоевского). — Дайте развернутый ответ.

119. Л. Н. Толстой любил изречение Ж. Бюффона: «Гений — это терпение». С другой стороны, В. Г. Белинский писал: «Гений не есть, как сказал Бюффон, терпение в высочайшей степени, потому что терпение есть добродетель посредственности». — Кто из них прав? Или возможен другой ответ?

120. Гегель говорил: «Ложно лишь то, что абсолютизируется». — Что он имел в виду? Прокомментируйте.

121. Одни возлагают на Ф. Ницше ответственность за злодеяния фашизма в XX в. Другие утверждают, что этот философ не несет ответственности за злодеяния фашизма. Кто прав? — Ответ аргументируйте.

122. Фрейд говорил: «Каждый человек — психопат. Разница между людьми в этом отношении заключается только в том, что одни знают, что они психопаты, а другие и не подозревают об этом».

Весьма неосмотрительное высказывание. Оно, во-первых, внутренне противоречиво. Во-вторых, характеризует скорее не людей, а самого автора. — Дайте свою оценку высказыванию 3. Фрейда и поясните комментарий к нему.

123. Кто, по Вашему мнению, прав? Прокомментируйте

А) Умный видит неизмеримую область возможного (Д. Дидро).

Б) Необразованный человек склонен оперировать пустыми возможностями

(Гегель).

Тестовые задания:

124. Русским философом, создателем философии Всеединства, является…

а) Г.В. Плеханов

б) В.С. Соловьев

в) Н.А. Бердяев

г) Н.Г. Чернышевский

125. Направление русской общественной мысли XIX века, приверженцы которого отстаивали идею самобытного развития России, ее религиозно-исторического и культурно-национального своеобразия, получило название…

а) народничества

б) западничества

в) славянофильства

г) евразийства

126. В основе всех философских построений славянофильства лежала идея…

а) справедливого общественного устройства

б) ориентации на лучшие достижения европейской мысли

в) мировой революции

г) истинной веры и истинной церкви

127. В основе философии истории евразийства лежит утверждение о том, что…

а) Россия в своем развитии должна ориентироваться исключительно на прогрессивный опыт Европы

б) опыт российской истории в силу своей исключительности не может быть понят и воспринят представителями других народов

в) Россия – особая страна, органически соединившая в себе элементы Востока и Запада

г) Россия враждебна Европе

128. Первым древнерусским философом был…

а) Нил Сорский

б) Илларион

в) Владимир Мономах

г) Филофей

129. Необходимым условием сознания, по Шеллингу, является:

а) постоянное общение людей;

б) автономная деятельность Я в отношении внешнего мира;

в) взаимодействие с высшим духом;

г) неосознанная деятельность инстинктивного Я.

130. Последователи Гегеля отвергли его мнение о необходимости совпадения воедино государственной власти, религии и принципов философии. Это:

а) правые гегельянцы;

б) старогегельянцы;

в) младогегельянцы;

г) неогегельянцы.

131. Фейербах называл способ иллюзорного, мнимого удовлетворения человеком своих потребностей (в тех объективных условиях, когда его активность не приводит к реальным последствиям):

а) политикой;

б) философией;

в) наукой;

г) религией.

132. «Новая этика и религия человека», к которой призывал Фейербах, это религия и этика:

а) права;

б) государства;

в) Абсолюта;

г) любви.

133. Центром мировоззрения К. Маркса считается:

а) материалистическое понимание истории;

б) категорический императив;

в) безосновная воля;

г) диалектика абсолютного духа.

134. По Марксу, в основе развития общества лежит развитие:

а) сознания;

б) производительных сил;

в) мирового исторического процесса;

г) взаимодействия бога и природы.

135. Шопенгауэр считал, что жизнь людей, в принципе — это:

а) удел радостей и прогресса;

б) цепь тревог, разочарований и мучений;

в) подобие маятнику — от безмятежного счастья к горечи и страданию и наоборот;

г) серая и безликая «жизнь насекомых».

136. Согласно Шопенгауэру, человеческая история — это:

а) прогрессивное движение к обществу всеобщего благоденствия;

б) неизбежное приближение Страшного Суда;

в) бессмысленное сплетение событий;

г) непредсказуемая игра случайности, отражающая внутреннюю закономерность.

137. Согласно учению О. Конта, развитие человеческого общества проходит последовательно три стадии или состояния человеческого духа:

а) мифологическую — философскую — позитивную;

б) теологическую — метафизическую — позитивную;

в) религиозную — позитивную — натуралистическую;

г) философскую — позитивную — религиозную.

138. Социальным принципом О. Конта была формула:

а) жить, чтобы жить;

б) жить ради дела;

в) жить для себя;

г) жить для других.

139. Глава позднего позитивизма Д.С. Милль разработал учение о принципах неполной:

а) дедукции;

б) индукции;

в) этики;

г) семантики.

140. Г. Спенсер сформулировал свой основополагающий закон о том, что непрерывное перераспределение существующих телесных частиц и их движений — это:

а) эволюция;

б) революция;

в) стагнация;

г) трансформация.

141. Основатель марбургской школы неокантианства Г. Коген полагал, что предметом познания является:

а) вещь в себе;

б) комплекс ощущений;

в) понятие о вещи;

г) акт категориального синтеза.

142. «Философия жизни» — это философское направление, которое сосредоточено на:

а) создании научных теорий и систем;

б) формулировании основных нравственных законов;

в) полноте переживаний в духовной внутренней жизни человека;

г) созерцании бесконечных изменений в природе и обществе.

143. В философии Ф. Ницше основным понятием является:

а) безосновная воля;

б) воля к жизни;

в) воля к власти;

г) воля как «жизненный порыв».

144. В области социальных явлений Ницше рассматривал волю к власти как основу:

а) государственного права;

б) прав и свобод человека;

в) права сильного;

г) права на жизнь.

145. В области этики Ницше выдвинул основной девиз провозглашенной им «переоценки ценностей»:

а) «Человек — это звучит гордо!»;

б) «Горе слабому!»;

в) «Человек человеку — бог»;

г) «Будьте кротки как голуби и мудры как змеи».

146. Согласно Ж. П. Сартру, свобода для человека —

а) завоевание цивилизации;

б) великое счастье;

в) неизбежное тяжкое бремя;

г) недостижимая мечта.

147. Способность к творчеству у человека, по мысли Бергсона, связана, в первую очередь с:

а) деятельностью рассудка;

б) общественной потребностью;

в) иррациональной интуицией;

г) врожденной необходимостью.

148. Наиболее положительное и ведущее к действию состояние духа человека, согласно прагматизму Ч. Пирса, — это состояние:

а) веры;

б) поиска;

в) сомнения;

г) убежденности.

149. Известное утверждение прагматизма (по Ч. Пирсу):

а) истина — то, что доказано;

б) истина — то, что полезно;

в) истина — то, что привычно;

г) истина — то, что непостижимо.

150. Согласно экзистенциализму, сущность человека определяется:

а) совокупностью производственных отношений;

б) божественным предопределением;

в) собственным выбором человека своей цели;

г) непостижимой судьбой.

151. В герменевтике основная задача философии, по Г. Гадамеру, — это:

а) исследование философских письменных памятников;

б) современная интерпретация древних идей;

в) толкование и осмысление текста;

г) сближение философского размышления с литературно-художественным творчеством.

 

152. Согласно психоаналитическому учению 3. Фрейда, жизнь в целом и большинство конкретных поступков человека определяется:

а) мышлением;

б) бессознательным;

в) разумом;

г) рассудком.

153. В психоанализе среди скрытых основ души человека нет инстинкта:

а) агрессии;

б) смерти;

в) либидо;

г) социальности.

154. Согласно психоанализу, культура человечества строится на:

а) стремлении прямо и непосредственно удовлетворить первичные влечения и инстинкты;

б) уменьшении чувства вины человека;

в) снижении тревожности индивида;

г) сублимации первичных комплексов.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.017 сек.)