|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Тема 8. Социальная философия. Развитие общества как исторический процесс. Философия историиПрактическое задание: 286. Подготовить краткий реферат или научное сообщение на семинаре по одной из предложенных тем: 1. Общество как система. 2. Формационный и цивилизационный подходы к пониманию процесса развития общества. 3. Общество как развивающаяся система: эволюция и революция. 4. Основные сферы жизни общества: философский анализ. 5.Философия истории Г.В.Ф. Гегеля. 6. Материалистическое понимание истории. 7. Многообразие цивилизаций: Запад – Россия _ Восток.
Задачи: 287. Как Вы объясните видимое противоречие между двумя утверждениями: Всякая власть развращает, а абсолютная власть развращает абсолютно (Неизвестный автор). Вообще власть не портит людей. Когда у власти дураки, то они портят власть (Б. Шоу). Дайте развернутый ответ. 288. Как Вы объясните видимое противоречие двух утверждений: А) Один ум хорошо, а два лучше; Б) Лучше один плохой генерал, чем два хороших. 289. Прокомментируйте: «Когда начинается война, первой жертвой надо считать истину» (Р. Киплинг). 290. Какал разница между патриотизмом и национализмом? Приведите примеры того и другого. 291. Как Вы оцениваете макиавеллиевский тезис «цель оправдывает средства» в государственном управлении. — Ответ аргументируйте. 292. Дайте оценку факту распада Советского Союза с точки зрения категорий необходимости и случайности1. 293. В чем изъян следующего утверждения: «С ними человечно — быть жестоким, жестоко — быть человечным» (так сказала Екатерина Медичи, мать французского короля Карла IX, в оправдание резни гугенотов, устроенной в Варфоломеевскую ночь). 294. Прав ли Бисмарк, говоря: «Это только дураки учатся на собственном опыте. Я же предпочитаю учиться на опыте других». — Оцените и прокомментируйте.
Тестовые задания: 295. Общество является предметом исследования такой философской науки, как: а) культурология; б) социальная философия; в) гносеология; г) политология.
296. Постижением процесса общественной жизни занимается... история философии философия человека философия природы философия истории 297. В философии Нового времени (Т. Гоббс, Дж. Локк, И. Кант) основное внимание в рассмотрении развития науки было обращено на: а) общество как целостную систему, в которой человек лишь составная ее часть; б) человека, и общество понималось как совокупность отдельных индивидов с их способностями, поведением, действиями; в) общество, как совокупность объективно данных человеку общественных отношений, а человек при этом находится на пересечении, в «узлах» разнообразных общественных связей; г) человека и общество одновременно, поскольку они являются взаимодополняющими и постоянно взаимодействующими сторонами. 298. Согласно концепции М. Вебера, общество — это: а) жизненный мир, построенный в соответствии с феноменологией сознания; б) понимающее «бытие-в-мире»; в) свободный практический и творческий выбор; г) система социальных действий и их смыслов. 299. В марксизме утверждается, что структура общества вытекает из: а) жизни людей согласно их речевым актам; б) истолкования смысла социальных действий людей; в) формы материального производства; г) соответствующего общественного договора. 300. В русском космизме общество интерпретируется с точки зрения так называемого «натуралистического» подхода, при котором общество — это: а) воплощение совершенной идеи справедливости; б) открытая система, действующая на основе «социальных технологий» и «социальной инженерии»; в) продолжение природы и космических закономерностей; г) «град земной», стремящийся к совершенству «града божьего». 301. Отчуждение во взаимоотношениях человека и общества наступает тогда, когда: а) человек непрерывно воспроизводит самого себя как субъекта, соединяющего в себе природные, социальные и духовные качества; б) происходит растворение человека в абстрактных социальных качествах, в утрате им контроля над результатами своей деятельности в обществе; в) осуществляется освоение личностью разнообразных условий и форм деятельности, ее плодов и результатов; г) выработанные культурой устойчивые, упорядоченные стереотипы деятельности превращаются для отдельного человека в его собственный способ жизнедеятельности в обществе.
302. К главным составным частям общества (согласно учениям Ферсмана, Плотникова, Дьяконова) не относится: а) антропосфера; б) социосфера; в) ноосфера; г) техносфера. 303. К источникам саморазвития общества не должно относиться: а) взаимодействие общества и природы; б) использование техники и новых информационно-технологических возможностей в целях совершенствования человеческого существования; в) саморазвитие техносферы и искусственной реальности, кардинально изменяющее статус человека; г) развитие духовной сферы в направлении к идеалу. 304. Гегель полагал, что развитое общество — это: а) нравственная реальность; б) общество всеобщего благоденствия; в) царство божие; г) правовое государство. 305. Гегель рассматривал историю в своей работе «Философия истории», как: а) становление свободного человека; б) самоцельное становление свободы; в) развитие мирового духа во времени; г) развитие мирового духа в пространстве. 306. В социальной сфере у Гегеля значительную роль играет понятие идеала, который: а) рассматривается в плане судьбы индивидуума и его реализация как «должного» переносится в трансцендентный мир; б) в своей реализации отодвигается в необозримое будущее, при условии, что трансцендентное есть прямое продолжение посюсторонней жизни; в) есть воплощение творческой программы «идеи», и должен быть осуществлен в жизни ближайшего поколения; г) есть существующий оплот европейского «священного союза». 307. В марксизме процесс развития общества описывался в виде: а) циклов; б) стрелы; в) спирали; г) маятника. 308. В своей философии истории И.Г. Гердер полагал, что человечество в своем развитии закономерно приходит к: а) царству божию; б) декадансу; в) гуманизму; г) варварству. 309. По Фихте, целью истории человечества является: а) побуждение идентичности; б) устремление к субординации; в) установление координации; г) определение диспозиции. 310. По Шеллингу, история может быть определена, как: а) воплощение абсолютной свободы; б) постепенная реализация правового закона; в) проявление необходимости; г) воплощение божественного замысла. 311. Ход человеческой истории в виде линейного поступательного движения (прогресса) описывался, преимущественно, в трудах: а) немецкого философа К. Ясперса; б) новоевропейских философов Ф. Бэкона и Р. Декарта; в) французского историка и культуролога Ф. Броделя; г) русского историка и ученого Л. Н. Гумилева. 312. Разновидностями социального детерминизма являются концепции… а) экономического детерминизма б) экзистенциализма в) постмодернизма г) провиденциализма д) географического детерминизма 313. В христианской философии подробно разработана идея о «конце света». Концепцию о «конце истории» выдвинул: а) Ф. Бродель; б) П. Сорокин; в) Ф. Фукуяма; г) А. Тойнби. 314. Против самой идеи прогресса в человеческой истории выступали: а) К. Сен-Симон и Г. Спенсер; б) Н. К. Михайловский и П. Л. Лавров; в) К. Маркс и Ф. Энгельс; г) Ф. Ницше и А. Камю. 315. Фактору случайности в саморазвитии общества основное значение придает современное направление: а) герменевтики; б) структурализма; в) постмодернизма; г) синергетики. 316. Согласно концепции Л. Н. Гумилева, уровнем организации этноса не является: а) популяция; б) семья; в) группа (община, анклав и т.д.); г) субэтнос. 317. Социальный институт, который представляет собой способ присвоения людьми продуктов материального и духовного производства, а также природных объектов, называется: а) семья; б) государство; в) собственность; г) власть. 318. Главным условием существования и развития общества является(-ются)... а) материальное производство б) вера в Бога в) справедливые отношения между людьми г) освоение космоса 319. «Естественное состояние», по Т. Гоббсу, – это… а) любовь к ближнему б) война всех против всех в) примирение с действительностью г) равновесие любви и ненависти 320. Государство, власть и властные отношения составляют ядро... политической сферы семейно-бытовых отношений экономической сферы духовной сферы 321. Из философов Античности наибольший вклад в исследование общества внесли... а) Левкипп и Демокрит б) Платон и Аристотель в) Парменид и Зенон г) Фалес и Анаксимен
322. Согласно плюралистическому пониманию истории… а) различные социальные организмы подчиняются общим законам исторического развития б) человеческого общества как целостного образования не существует в) каждое историческое образование возникает, развивается и рано или поздно с неизбежностью гибнет г) ход истории предопределяется божественным провидением д) разнообразие в историческом развитии не отрицает идею единства истории 323. Разновидностями социального детерминизма являются концепции… а) технологического детерминизма б) демографического детерминизма в) провиденциализма г) экзистенциализма д) постмодернизма 324. В западноевропейской философии первым философом, поставившим в центр своих размышлений человека, был... а) И. Кант б) Сократ в) Августин г) Ф. Аквинский 325. Основной причиной отчуждения, согласно К. Марксу, служит… а) частная собственность на средства производства б) система ценностей конкретного общества в) неразвитость общественных отношений г) обусловленность человеческого бытия природными факторами 326. Согласно ________, проявлением отчуждения является «одномерность» современного человека. а) Г. Маркузе б) Н. Бердяеву в) Ф.Ницше г) З. Фрейду 327. Диалектическое противоречие личности и общества может быть выражено как противоречие… а) материального и идеального б) субъективного и объективного в) абстрактного и конкретного г) индивидуализации и унификации
328. Общественное поведение человека и коллективное поведение животных… а) различаются способностью людей организовывать неформальные объединения б) ничем не различаются в) не имеют ничего общего г) обусловлены действием инстинктов Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.011 сек.) |