АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 3. Методология

Читайте также:
  1. А. П. Чехов и сценическая методология МХТ
  2. Биотектоника – методология лесоведения
  3. ВОПРОС: Методология теории государства и права. Классификация методов познания государства и права.
  4. Глава 2. Методология и периодизация
  5. Глава 3.1. Современная методология формирования эффективной системы управления организацией
  6. ГЛАВА 4. Методология и организация процесса разработки и выполнения управленческого решения
  7. ДЕ 2,3. Методы и методология изучения истории
  8. Занятие 26. МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ
  9. Как методология общественных наук
  10. Лекция 2. Методология педагогических исследований
  11. Логика, методология и методы научного познания
  12. Маркетинг как философия и методология современного предпринимательства

3.1 Основное достижение ан­тичности - диалектика как особый метод рассмотрения объ­ектов с выделением в них противоположных сторон, но находящиеся в единстве, как возможность синтетического, объединяющего рассуждения о многообразии окружающего нас мира, о разнородности процесса в нем.

Временной промежуток Этапы развития диалектики как метода теории развития Ключевые представители Основные произведения
АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ    
ок. 490 до н. э. — ок. 420 до н. э Средняя классика Софисты («специалистами по мудрости»):   Диалектика рассматривается софистами как определенный прием обоснования доказываемых положений, часто вовсе безотносительно к их истинности в современном значении этого слова, что позволяет ее использовать часто для обоснованна прямо про­тивоположных утверждений. Такое использование часто обозначают как “негативная диалектика.
Протагор 1) «Контроверсии» 2) «О богах» 3) «О бытии»
Горгий 1) трактат «О природе, или О несуществующем» 2) «Похвала Елене» 3) «Оправдание Паламеда»
      Однако в этот же период возникает и несколько иное понимание диалектики, разрабатываемое в сократовской философии которое можно обозначить как “позитивная диалектика", с которой многие исследователи и связывают начало философии как та­ковой.
Сократ Сократ не оставил после себя никаких литературных произведений.
Ксе­нофонт 1) «Воспоминания о Сократе» 2) «Защита Сократа на суде» 3) «Пир» 4) «Домострой» 5) «Гиерон»  
427(428) до н. э. - 347(348) до н. э. Зрелая классика Диалектика применяется ко всему чувственно-материальному Космосу.
  Платон 1) диалог " Государство " 2) «Федр» 3) «Пир»
ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ    
1401-1464   Николай Кузанский – разработал важнейший методологический принцип диалектики: совпадение противоположностей в едином предмете. 1) "О предположениях" 2) «О сокрытом боге»
КЛАССИЧЕСКАЯ НЕМЕЦКАЯ ФИЛОСОФИЯ    
1762 - 1814   Иоганн Готлиб Фихте 1) «О понятии наукоучения или так называемой философии» 2) «Очерк особенностей наукоучения по отношению к теоретической способности»
1770 - 1831 Георг Вильгельм Фридрих Гегель - конструирует диалектику как систему, выделяет основные законы. 1) «Наука логики» 2) «Энциклопедия философских наук» 3) «Философия духа» 4) «Философия истории» 5) «Философия природы»
XIX в. – ХХ в ФИЛОСОФИЯ МАРКСИЗМА    
1818 - 1883   Карл Генрих Маркс 1) Капитал 2) Экономическо-философские рукописи
1820 - 1895   Фридрих Энгельс 1) Немецкая идеология 2) «Диалектика природы»
. К. Маркс и Ф. Энгельс впервые в ис­тории философии разработали на базе материализма законы диалектики, которые связали между собой три основные сферы реальности: при роду, общество и мышление

 

3.2 Георг Вильгельм Фридрих Гегель.

 

Гегель констатирует диалектику как систему, формулируя основные законы и категории применительно к развитию абсолютной идеи; при этом осознаёт тот факт, что описание развития абсолютной идеи не является самоцелью философского исследования. При рассмотрении соотношения идеи и реальности, Гегель ставит проблему самой сути перехода от идеального к реальному, от абсолютной идеи к природе. Абсолютная идея должна выйти из себя и вступить в другие сферы, при этом природа оказывается одной из этих сфер, что соответствует этапу внутреннего развития идеи, таким образом природа лежит в основе идеи. Философский анализ с позиции диалектики позволяет рассматривать наиболее эффективную форму философской рефлексии над миром как целостную систему развития по специфическим универсальным законам. В основе диалектики как особой модели философского подхода к миру лежат три основных закона выделенных Гегелем: «закон отрицания отрицания», «закон перехода количества в качество», «Закон единства и борьбы противоположностей». Эти законы не существуют оторвано друг от друга, а реализуются как компоненты единого общего процесса развития, т.е. любой предмет, представляет собой некоторое качество, которое в результате количественного накопления противоречивых тенденций и свойств внутри этого качества приходят в противоречие, и развитие предмета осуществляется через отрицание данного качества, но с сохранением некоторых свойств в образовавшем новом качестве. Законы диалектики образуют своеобразный понятийный каркас, позволяющий диалектически смотреть на мир, описывать его с помощью данных законов, не допуская абсолютизации каких то процессов или явлений. В результате этого Гегелю удалось создать грандиозную философскую систему всей духовной культуры человечества, рассмотрев отдельные её этапы как процесс становления духа. Это своеобразная лестница, по ступеням которой шло человечество приобщаясь к общемировой культуре и на вершине этой лестницы достигается абсолютное тождество мышления и бытия,после чего начинается сфера логики.

 

3.3 Марксистская философия.

Одним из крупнейших направлений философской мысли ХIХ в. и особенно ХХ столетия явился марксизм. Отправляясь от идеализма гегелевской концепции и испытав в процессе формирования своего мировоззрения сильное воздействие со стороны фейербаховского материализма, Маркс и Энгельс синтезировали многие идеи. Параллельно шла разработка политэкономических проблем и включение в философское осмысление политэкономической информации о развитии общества. В марксистской философии появляется новое содержание, отсутствовавшее в прежних философских системах, но выработанное на базе внутренней преемственности в решении ряда кардинальных проблем. К.Маркс и Ф. Энгельс провозгласили главным назначением философии задачу быть орудием освобождения рабочего класса, всех трудящихся от эксплуатации и духовным средством созидания коммунистического общества. При этом философия должна разрабатываться на основе науки. Лишь объективное знание способно стать орудием эффективного преобразования социальной действительности. Впервые в истории философии К. Маркс ввёл практику в теорию познания. Практика становилась исходным пунктом, движущей силой, критерием истины и целью познания. К. Маркс и Ф. Энгельс впервые в истории философии разработали на базе материализма законы диалектики, которые связали с собой три основные сферы реальности: природу, общество и мышление; они обнаружили глубинное единство всей развивающейся действительности. Это позволило перевести проблему философии с языка абстрактно-всеобщего на язык конкретно-всеобщего анализа, с односторонне-сущностного уровня на целостно- сущностный уровень.

К своеобразию марксистской философии относится единство её основных разделов: онтологии(объективной диалектики), теории познания и логики(мировозренческой, философской или «диалектической»). Единство трёх важнейших частей философии стало возможным благодаря признанию основных законов диалектики как пронизывающих одновременно и онтологию, и гносеологию, и всеобщую методологию. Создание марксистской философии означало также установление нового соотношения всеобщего и часто-научного знания. Предполагалось, что тесная связь с естественными (как и техническими) и общественными науками позволят марксистской философии, с одной стороны, оказывать позитивное воздействие на научный прогресс, с другой- иметь открытым широкий источник для собственного развития.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)