|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Тема 8. Социальная философия и философия истории8.1 Системные характеристики общества
Объект философии применительно к обществу можно конкретизировать: наша общая схема “мир - человек” примет относительно общества следующий вид: “социум (как подструктура бытия) - общество (как форма бытия социальности)". Общество является целостной системой, так как здесь структура может порождать новые качества, которыми не обладают отдельные элементы общественной системы. Специфика общественной системы заключается также в том, что её элементы могут быть относительно самостоятельны (иметь собственную логику развития), представляя собой высокоразвитые образования. Поэтому здесь важным фактором выступают принципы целесообразности системы и специфические культурно-человеческие отношения (нравственные, правовые, религиозные нормы и т.д.), из которых исходят и на которые ориентируется человек. Применительно к обществу в качестве его системного элемента ступают индивиды. Именно они являются неотъемлемым условием любой деятельности, “ее субъектами, т.е. носителями целенаправленно» активности, с которыми связаны ее пусковые и регулятивные механизмы”. Деятельность людей может осуществляться лишь в отношении и при помощи чего-то. В качестве этого могут выступать предметы, с помощью которых люди осуществляют свою деятельность. Совместная деятельность людей связана не только с физическим воздействием на природу и общество, но и с обменом информации между людьми, причем как внутри одного, так и между разными поколениями. В качестве важнейшего признака любой системы выступает наличие особой системы связей между элементами, которые мы обозначили как структуру. В качестве такой системы связей в обществе выступают общественные отношения, которые обеспечивают устойчивую связь между элементами конкретной социальной системы.
8.2 Связь типов деятельности человека и подсистем общества
В обществе коллективная человеческая деятельность не случайна, а связана с необходимостью воспроизводства общественной жизни, то есть создания ее предпосылок в виде конкретных элементов общественной системы. Это позволяет выделить основные типы совместной деятельности людей по характеру создаваемых и функционирующие в них элементов. На базе основных типов деятельности, отличающихся определенной автономностью и независимостью друг от друга, образуются основные подсистемы (или внутренние системы) общества. Такая подсистема (например, экономическая или политическая) представляет собой институализацию конкретного типа совместной деятельности людей в виде особым образом организованных общественных институтов, систем коммуникации, воспитания, обучения, постановки и реализации цели. Материальное производство - важнейший тип совместной деятельности людей, посредством которого происходит создание вещей и средств деятельности. На базе материального производства институализируется прежде всего экономическая подсистема общественной структуры (или экономика общества), которая может различаться по видам производства, характеру основной деятельности и т.д., в рамках которых происходит создание предметов, орудий предметной деятельности и знаково-символических систем, которые выступают далее средствами потребления человеком и обществом. Организационная деятельность представляет собой систему существующих в обществе связей между элементами, которые обеспечивают ее функционирование и существование. Организационная деятельность реализуется, во-первых, как установление и обеспечение связей между элементами общества, причем не только между людьми, но между людьми и предметами. Во-вторых, организационная деятельность реализуется как форма социального управления. Это более сложный вид деятельности, связанный не только с установлением и обеспечением связей, но регулирующий их. Поскольку любая система связей сосуществует рядом с другими, то важнейшим принципом управления становится регуляция отношений данной организации с внешними и внутренними факторами. На базе организационной деятельности формируется такая важнейшая подсистема общества, как политическая. Она представляет собой особую систему политических институтов, включающих в себя как государственные, так и негосударственные политические структуры. Негосударственные политические структуры (партии, общественные организации и движения) выполняют, как правило, вспомогательные функции, обеспечивая изначальное формирование направления политики, приход к власти соответствующих политических лидеров. Государство как политическая структура имеет сложный и дифференцированный характер, зависящий от формы правления, конкретных исторических условий и т.д. Оно выполняет разветвленные функции, которые также реализуются в соответствующих государственных институтах (армия, судебная власть, исполнительная власть и т.д.). Духовная деятельность, связанная с производством духовных ценностей, имеет специфику, заключающуюся в том, что создаваемые в вей предметы потребления, хотя и имеют соответствующее материальное выражение, выступают лишь формой и носителем нематериальной смысловой информации. Поэтому хотя любая достаточно тяжелая книга может служить средством забивания гвоздей, тем не менее эта ее возможная функция не выражает собой сущности данного объекта как носителя определенной информации и системы ценностей. В качестве принятой системы классификации видов духовной деятельности выступает понятие общественного сознания, представляющее собой “не совокупность индивидуальных сознаний членов обшества, а целостное духовное явление, обладающее определенной внутренней структурой, включающей различные уровни (теоретическое и обыденное сознание, идеология, общественная психология и формы сознания). Таким образом, общественное сознание институализируется в соответствующие формы организации, в рамках которых реализуются те или иные виды духовного отношения к миру. Однако человек не только познает мир, но и переживает его на Уровне эмоционального и художественного восприятия. Эта форма духовной деятельности обозначается как ценностно-эмоциональная. Здесь идеальном уровне вырабатываются системы ценностей и нравственных устоев, которыми руководствуется человек в своей жизни, на почве которых происходит формирование следующего поколения.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |