АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Журналистика стран Северной Африки и Ближнего Востока в современных условиях

Читайте также:
  1. I. Перевести текст. 1 страница
  2. I. Перевести текст. 10 страница
  3. I. Перевести текст. 11 страница
  4. I. Перевести текст. 2 страница
  5. I. Перевести текст. 3 страница
  6. I. Перевести текст. 4 страница
  7. I. Перевести текст. 5 страница
  8. I. Перевести текст. 6 страница
  9. I. Перевести текст. 7 страница
  10. I. Перевести текст. 8 страница
  11. I. Перевести текст. 9 страница
  12. I. При каких условиях эта психологическая информация может стать психодиагностической?

 

Функционирование средств массовой информации стран Северной Африки и Ближнего Востока определяется важностью геополитических интересов ведущих мировых держав в этом регионе. После обретения большинством этих стран независимости и после ухода Англии из колоний «восточнее Суэца» четыре важнейшие проблемы занимали самое пристальное внимание СМИ.

Во-первых, это проблема арабского единства.

Во-вторых – арабо-израильские отношения.

В-третьих – исламская революция в Иране и ее долговременные последствия.

В-четвертых – проблема Северо-Западной Африки.

Наиболее убедительно проблему арабского единства можно продемонстрировать на исторической миссии периодической печати Йемена. Именно пресса сыграла выдающуюся роль в объединении Севера и Юга, именно йеменская пресса высоко подняла знамя борьбы за арабское единство. В кандидатской диссертации Салима Омара Аль-Наггара«Пресса Йемена в XX веке: основные этапы и тенденции развития»[21] проведен ретроспективный анализ развития прессы, определена медиативная роль периодической печати в объединении Севера и Юга, решены другие насущные задачи.

В частности, автор отмечает, что журналистика как Севера, так и Юга Йемена сыграла выдающуюся роль в национальном освобождении страны и ее объединении, что отвечало практике национально-освободительной борьбы, которая требовала развития прессы, находившихся до 1940 года в зачаточном состоянии[22].

В Северном Йемене различные политические силы, включая представителей правящей элиты, получивших образование за границей, выступили на борьбу за освобождение Йемена от власти имамов. «Свободные офицеры» активно использовали силу средств массовой информации в оппозиционном движении, базируя свои издания на Юге страны. Им противостояли средства массовой информации, создаваемые и финансируемые имамским режимом. До 1962 г, когда была свергнута власть имама, в Северном Йемене насчитывалось очень мало органов оппозиционной прессы, издававшейся на северойеменской территории, поскольку все оппозиционные издания выпускались в Южном Йемене. С другой стороны, южнойеменские журналисты, поддерживавшие «Национальный фронт» и «Свободный фронт», выступали в оппозиционных изданиях Севера со своими антиколониальными публикациями.



Это позволяет рассматривать йеменскую журналистику того периода как единое движение, имевшее различные аспекты освободительной борьбы в своей основе: антиимамскую направленность публикаций для Северного Йемена и антиколониальную – для Южного.

Особенности развития прессы Йемена способствовали консервации некоторых устаревших по нынешним меркам жанров, таких например, как «замил», берущих свое начало в поэтических рассказах о событиях, с которыми выступали поэты при дворах правителей. Практически все арабские периодические издания до сих пор уделяют большое внимание литературно-художественным жанрам, в том числе и поэзии.

Сложные политические процессы, протекавшие в обеих частях страны, привели к возникновению различных видов и типов СМИ, придерживавшихся разнообразных политических доктрин и выражавших волю всех слоев населения йеменского общества. Журналистика политических партий и общественных организаций преобладала над «беспартийными» изданиями, что соответствовало требованиям времени. Сыграв заметную роль в освобождении как Севера так и Юга, прогрессивная журналистика страны выступила за объединение Йемена в единое государство, чему в немалой степени способствовало внимание йеменских СМИ к проблемам объединения.

Большую роль в объединении страны сыграл журнал «Аль-Хикма аль-йаманийа» («Йеменская мудрость»). Он последовательно боролся за единство страны и всего арабского мира. Эта идея впервые нашла свое отражение на страницах журнала еще в 1938 году, в период колониального подчинения Южного Йемена Великобритании и имамского правления на Севере страны. Большой заслугой редакции журнала является то, что она постоянно подчеркивала единство писателей и народа в обеих частях страны.

В истории журналистики Йемена есть немало страниц, когда борьба за объединение страны велась параллельно с общеарабскими юнионистскими тенденциями. Помимо уже упоминавшегося журнала «Аль-Хикма», в этом направлении вели свою пропагандистскую и просветительскую работу журналисты газеты «Ас-Саура» и других изданий.

О важной объединительной роли прессы Йемена говорит тот факт, что в период кризисного развития противостоящие политические группировки нашли в себе силы подписать ряд соглашений, в частности регламентирующих деятельность средств массовой информации, чтобы прекратить вооруженное противостояние.

Весьма выпукло проблема необходимости арабского единства прослеживается в публикациях практически всех арабских СМИ при освещении арабо-израильского конфликта. Возьмем для примера иорданскую газету «Ад-Дустур» («Конституция»), где ближневосточная тематика занимает особое место[23]. Газета большое внимание уделяла и уделяет борьбе за возвращение арабам оккупированных территорий. Особое место в публикациях занимает проблема Западного берега реки Иордан. С этим тесно связана освещаемая на страницах газеты «Ад-Дустур» палестинская проблема. «Ад-Дустур» публикует много материалов, касающихся отношений с Израилем. Все они имеют ярко выраженную критическую направленность, осуждают внутреннюю и внешнюю политику Израиля. Часто газета использует для анализа обстановки и публикации израильской прессы.

Другой исследователь иорданской прессы, Хашем Аль-Тавил, анализирует проблему парламентской демократии и прессы, но и он уделяет ближневосточному конфликту немало внимания, основываясь на публикациях газеты «Ар-Рай» («Мнение»)[24]. Автор выходит на широкие обобщения, касающиеся арабской прессы в целом. «Политическая власть постоянно расширяет круг вопросов, затрагивать и освещать которые запрещено, – отмечает он. – Вместе с тем, журналистам позволяется контролировать исполнение министерствами общественных услуг, что вполне соответствует целям власти в контроле за работой этих ведомств.

В арабских странах правящая элита склонна к монополии собственности на орудия и средства информационного и культурного ориентирования, монополии на разработку информационной политики, исполнением которой она командует.

Существует полный контроль за информационными кадрами и опора на их абсолютную преданность власти, установление законов, законоположений и профессиональных уставов, которые определяют обязанности деятеля СМИ и не очень заботятся о его правах. Прямая и косвенная цензура, контроль над журналистской деятельностью, установление ограничений на право журналиста получать сведения из госаппарата и многое другое ограничивают демократию.

Блокада сил политической оппозиции, их информационной деятельности, ведение атаки против них и их обвинение с помощью других СМИ, которыми владеет режим, осуществляются для создания бреши между оппозицией и народом, чтобы оппозиция выглядела незначительным меньшинством, отклонившимся от национального согласия»[25].

В частности, Хашем Аль-Тавил выделяет источники опасности для демократического развития арабской журналистики. Среди них:

· политика по руководству печатью, где информационные и журналистские организации все еще продолжают работать в соответствии с господствующими традиционными правилами с точки зрения заботы о «звездной популярности», при отсутствии внимания к развитию демократических процессов в обществе и при игнорировании проблем обыкновенного гражданина;

· сознательное или несознательное стремление журналистов затормозить процесс становления парламентской демократии в Иордании, придание ореола святости атрибутам власти;

· низкая квалификация журналистов;

· слабое финансовое и техническое обеспечение изданий, которые не принадлежат правительству.

В связи с вышеизложенным представляются практически полезными следующие рекомендации, предлагаемые автором:

· предоставлять средства коммуникации и информации всем общественным силам независимо от национальности, языка, вероисповедания, политической принадлежности;

· добиваться максимального народного участия в процессах коммуникации и информирования населения с тем, чтобы роль народных масс не сводилась лишь к пассивному потреблению распространяемой информации;

· провести демонополизацию законодательной власти в области СМИ, ныне сконцентрированной в руках узкой группы лиц;

· пересмотреть действующее законодательство в области СМИ, очистить законы от всех преград и ограничений, которые мешают работникам прессы осуществлять их профессиональные права и обязанности перед обществом[26].

Особую роль в освещении ближневосточного конфликта играют радио и телевидение. Дело в том, что вещание по сути дела не может осуществляться локально, без учета воздействия на аудиторию сопредельных стран. Вместе с тем, первые исследования в области телевизионной информации, например в регионе Ближнего Востока, появились лишь в 1970-х годах, когда на базе факультета информации Каирского университета был создан ряд работ, посвященных телевидению арабских стран. Как отмечал Ахмад Ибрагим Собх, «из-за сложной политической обстановки на Ближнем Востоке длительное время не удается упорядочить вопросы обмена телеинформацией между арабскими странами, хотя данная проблема имеет исключительную важность: в большинстве стран региона, в том числе и Сирии, население имеет возможность просмотра телепрограмм соседних государств без установки дополнительной аппаратуры»[27].

В качестве важнейшей предпосылки для проведения устойчивых социально-экономических преобразований в стране автор обосновывает необходимость последовательного осуществления планов культурной революции, которая немыслима без поступательного развития охватывающих все стороны жизни СМИ, в частности телевидения как самого массового средства[28]. Необходимость культурной революции в арабских странах с опорой на СМИ (и в целях их дальнейшего развития) отмечают многие авторы. Это вызвано высоким процентом неграмотных в большинстве арабских стран.

Печать, радио и телевидение практически всех стран Ближнего Востока в своей повседневной практической деятельности учитывают такой немаловажный фактор, как родоплеменные отношения, существенным образом влияющие на политическую ситуацию в той или иной стране. Так, в Иорданском Хашимитском Королевстве во время выборов каждый род в печати объявляет о том, какого кандидата он поддерживает, и если в ходе избирательной кампании выясняется, что этот кандидат не оправдывает доверия рода, то род опять-таки через печать сообщает, что он отказывает ему в своей поддержке.

Особое внимание арабская печать уделяет проблеме участия в политической жизни женщин. В 1993 году в Иордании произошел беспрецедентный для арабских стран случай. Один из иорданских родов поставил во главе рода женщину –Фатиму Ан-Нуаймат – и заявил о своей поддержке выдвижения ее кандидатуры на парламентских выборах. Это вызвало международный резонанс. Журнал «Аш-Шурук» (Объединенные Арабские Эмираты) посвятил этому событию большую статью (1993. №75. С. 32–33), в которой недоумевал: разве нет мужчин в роде, чтобы вручать его дела женщине? Следует отметить, что даже после провозглашения официального курса на демократизацию общественно-политической жизни, во многих странах Ближнего Востока не прекращается практика дискриминации женщин. Даже женские организации не могут активно участвовать в общественно-политической жизни из-за постоянного вмешательства в их дела исполнительной власти. Несмотря на то что в ходе избирательных кампаний постоянно подчеркивается равноправие женщин и мужчин, реальная практика показывает: до истинного равноправия на Востоке еще очень далеко. Иорданский исследователь ХашемАль-Тавил так иллюстрирует эту проблему.

«Генеральный секретарь одной иорданской партии в интервью газете “Арабская женщина” говорит: “Мы не уверены в том, что существует грань между проблемой женщины и проблемой мужчины. И мы уверены, что общество создают только равноправные отношения между мужчиной и женщиной...” Но в то же время он заявляет: “У партии нет намерения выдвинуть женщину на предстоящих выборах”.

Лишь одна из двадцати иорданских партий приняла решение о выдвижении женщины в парламент. Это партия “Дуаа”, заявившая о выдвижении Латифы Тадрис, которая, однако, не вступила в борьбу на выборах, и имя ее впоследствии не значилось в списках кандидатов. Причины этого решения не объяснялись»[29].

Проблема социализации женщин актуальна не только для стран Ближнего Востока, о чем свидетельствуют многочисленные исследования российских и зарубежных ученых[30].

Исламская революция в Иране высветила многие проблемы современного положения женщины, установив в стране средневековые традиции.

Но особое место в иранских событиях занимает кардинальное изменение межгосударственных отношений на Ближнем Востоке. Примером тому может служить война между Ираном и Ираком, захват Ираком Кувейта и последовавшая за ним операции «Буря в пустыне», обострение курдской проблемы и «странные» в этой связи взаимоотношения между Ираком и Турцией.

Если проанализировать позицию СМИ арабских стран в отношении войны между Ираном и Ираком, то они, несмотря на ряд незначительных отличий, выступали на стороне Ирана. В ходе войны в Персидском заливе многие из них осудили Ирак за агрессию и поддержали международные силы.

Много внимания СМИ стран Ближнего востока, особенно Ирака, Ирана, Сирии и Турции уделяют курдской проблеме[31].

В результате распада Оттоманской империи, протестуя против разделения родины, курдский народ был вынужден взять в руки оружие для защиты своего существования и сохранения своих обычаев и традиций. Против создания самостоятельного курдского государства было использовано многое, в том числе и запрет говорить на родном языке. Так, в Турции уже в начале 20-х годов курдам запретили разговаривать по-курдски. В Сирии им запретили носить национальные одежды. В Иране курдам можно разговаривать на родном языке, поскольку здесь он считается диалектом персидского, но запрещено иметь свои издательства.

Возникавшие время от времени в Южном Курдистане курдские периодические издания привлекали к себе внимание курдов из сопредельных стран и пользовались большой популярностью, способствуя сохранению чувства национального единства. В современных условиях Ирак демонстрирует самый яркий пример освободительного движения курдов, организующим центром которого стала печать национально-патриотических политических партий.

Курдские издания часто закрывались государственными властями, поскольку главными задачами курдской прессы были укрепление братства курдов, распространение патриотических идей, помощь повстанцам и пропаганда их борьбы за освобождение родины, развитие курдской письменности и культуры, а также рассмотрение курдской проблемы на мировом уровне. Найдется немного изданий, просуществовавших несколько лет, особенно тех, которые защищали интересы курдов, их язык и самобытную культуру. Противники курдской самобытности использовали разные методы как религиозной, так и политической пропаганды, чтобы оставить курдов неграмотными и тем самым преградить им путь к прогрессу. В этих целях активно использовался ислам, поэтому особую роль сыграли курдские журналисты-просветители. Широкая пропаганда официальных властей против обучения в государственных школах в Курдистане называла образование, полученное не в медресе, «делом дьявола» и значительно влияла на уровень образованности курдского населения. Вот почему и сегодня сотни тысяч курдов не отправляют своих детей в светские школы.

«Смысл существования и источник жизнестойкости курдских периодических изданий тесно связаны, с национально-освободительной борьбой курдского народа. С ростом волны патриотического движения периодические издания более свободно и подробно пишут о политической ситуации в Курдистане. Эта закономерность проявляется в печати иранской, турецкой и сирийской частях Курдистана»[32], – отмечает Магдид Сапан.

С массовым появлением курдских эмигрантов в западных странах там стали возникать разные периодические издания на курдском языке. Это особенно характерно для начала 90-х годов. Курдская интеллигенция в Европе снова постаралась привлечь внимание мирового сообщества к курдской проблеме. Для курдской интеллигенции в Европе свобода родины –очень важный вопрос. Ее видные представители не принимают идею узкой национальной автономии в Ираке или Иране, так как считают, что она не даст курдам свободы и не обеспечит единство всего народа. Разрушение землям и культуреКурдистана в течение многих веков несут не курды, а центральные власти подчинивших их стран.

Благодаря периодическим изданиям курдов в Европе курдский вопрос зазвучал с трибун парламентов многих европейских стран, в частности, Швеции. Журналисты курдской диаспоры всегда использовали слово для привлечения широкого общественного внимания к проблемам своего народа. Большинство курдских газет и журналов по-прежнему выходят в Европе, но эти периодические издания и на Востоке, и на Западе вместе выполняют свою историческую роль в справедливом решении курдского вопроса.

Особое положение занимает пресса Северной Африки. Хотя географически пресса этого региона принадлежит кафриканской, но этнически она – арабская, что роднит ее с ближневосточной. Тем более, что самую крупную страну региона– Египет – чаще всего именуют ближневосточной. Так же, как и на Ближнем Востоке, здесь существуют определенные сложности со свободой слова и свободой печати в современном понимании этих категорий. Правящие круги имеют целый набор способов для осуществления контроля над средствами массовой информации. Среди них – ограничение выдачи лицензий, предварительная цензура, юридические ограничения, секретное финансирование изданий и их негласная скупка властвующими структурами, налоги и т.п.

СМИ стран Большого Магриба многообразны, поскольку функционируют в разных общественно-политических и экономических условиях. Марокко, Мавритания, САДР, Алжир, Тунис, Ливия имеют слишком много отличий, чтобы можно было говорить о них как о единой системе. Судан, Египет, Чад также полны противоречий: как политических, так и идеологических. Более того, «исламизация сверху», проводимая в Судане, вызывает беспокойство о возможном обострении фундаменталистских тенденций на Юге Египта. Конфликт в Северо-Западной Африке из-за Западной Сахары вбил клин в арабское единство и привел к вооруженным столкновениям между Марокко и Мавританией с одной стороны и САДР, руководимой Народным фронтом ПОЛИСАРИО – с другой, причем САДР активно поддерживают Алжир и Ливия.

Если массмедиа Египта достаточно хорошо изучены, то об остальных странах этого региона подобного сказать нельзя. С точки зрения остроты общественно-политических событий наиболее интересны тенденции в развитии СМИ Судана[33].

После очередного военного переворота 30 июня 1989 года к власти в стране пришли военные, которые положили конец либеральному периоду развития Судана, а 7 декабря того же года военный совет объявил о применении в стране норм исламского права.

Новый военный режим во главе с Омаром Аль-Баширом повел настоящую борьбу со средствами массовой информации. Многие журналисты были арестованы и брошены в тюрьмы. Особенно пострадали представителибаасистской и независимой прессы. Преследованиям и обыскам подверглись также иностранные журналисты и суданцы, работавшие для иностранных изданий и агентств. Кроме того, власти пытались вытеснить с места работы и заменить начленов Национального исламского фронта сотрудников межарабских изданий. Это было сделано, к примеру, в отношении корреспондента газеты «Аш-Шарк аль-аусат» («Ближний Восток»). В 1990 году был задержан и провел несколько дней в тюрьме корреспондент лондонской «Файнэншл Таймc».

В 1990 году было создано специальное бюро, занимавшееся контролем над всей поступавшей в Судан иностранной прессой. Одним из чувствительных ударов, но суданской журналистике было восстановление законоположения, согласно которому все печатные устройства должны были пройти регистрацию в Министерстве внутренних дел. Сюда были включены ксероксы, копировальные аппараты, факсы и др. Одновременно был запрещен импорт всей печатной техники. Печатные устройства, не закрепленные за конкретными лицами, подлежали конфискации, а те их владельцы, которые своевременно не подали сведения о наличии у них оргтехники, привлекались к суду. Роспуск профсоюза журналистов повлек за собой конфискацию всей имевшейся в его распоряжении собственности. В результате репрессивных мер без работы оказались почти 600 журналистов, вынужденных искать место в других сферах, поскольку все газетные и журнальные издания, за исключением трех газет и одного журнала, были закрыты.

Суданские лидеры, тем не менее, не смогли игнорировать полностью необходимость развития СМИ. Вот почему в феврале 1990 года была организована конференция, посвященная проблемам средств массовой коммуникации страны.

На конференции всячески подчеркивалась роль прессы в воспитательной работе, развитии науки. Рассматривались вопросы подготовки журналистских кадров, в том числе и для зарубежной работы. Это свидетельствовало о том, что на данном этапе новые власти не стремились открыто демонстрировать свои планы по исламизации СМИ.

Если говорить о радио, то радио Омдурмана не имеет собственной частоты, на которой передачи можно вести долговременно. Вещание иногда прекращалось полностью, иногда для продолжения слушания требовалось быстро переходить на другую волну.

В 1996 году состоялось обсуждение проекта нового закона о СМИ. С обширным комментарием выступил МахджубУрва, известный по своей журналистской работе еще в 1980-е годы. Он писал, что «существующий в Судане закон – это закон приоритета власти, а не исламский. Если государство ... подтвердит, что оно приняло исламскую ориентацию, то ему следует придерживаться исламской теории в массовой коммуникации, а не опираться на приоритет власти и тоталитаризм»[34]. Далее автор заявил, что в комитет по вопросам прессы и закона о прессе он внес на рассмотрение раздел, заключавший в себе исламское учение, и предложил сделать его основой для управления повседневной журналистской деятельностью.

В этом разделе под названием «Свобода прессы» декларируется право каждого на выпуск периодического издания, и провозглашаются свободы, которые принято считать демократическими. Предложенный им текст представляет собой попытку увязать принятые во многих странах мира положения о деятельности СМИ с господствующей в стране системой идей, выраженной в исламском вероучении.

Попытки исламизации прессы есть и в других странах Ближнего Востока.

Совершенно особой является журналистика Западной Сахары. Для этого есть важные причины.

После ухода из своей бывшей колонии, Испания оставила тугой узел проблем, которые еще более усложнились в связи с тем, что бывшая метрополия передала Западную Сахару под временное административное управление Марокко и Мавритании. И это несмотря на то, что здесь действовал фронт ПОЛИСАРИО, а перед уходом колонизаторов была провозглашена Сахарская Арабская Демократическая Республика. Началась затяжная и кровопролитная война. Марокко заняло все Атлантическое побережье страны и основную часть территории Западной Сахары. Сейчас вот уже более четверти века основное население страны живет в примитивных палатках в лагерях беженцев. Попытки ООН урегулировать положение саботируются властями Марокко. Единственное достижение миротворческой миссии ООН –временное прекращение огня, которое соблюдается с 1991 года.

В САДР действует конституция, в соответствии с которой общими направлениями внешней политики САДР являются:

· защита справедливого права сахарского народа на самоопределение вплоть до полной независимости на всей интернационально признанной территории (полный суверенитет);

· поддержка прав народа на политико-экономическое самоопределение;

· участие в реализации плана единства стран Большого Магриба;

· поддержка Организации Африканского Единства в укреплении политической стабильности в регионе, участие в развитии экономической интеграции стран-участников Организации Африканского Единства;

· достижение международного мира и безопасности, участие в реализации социально-экономического развития всех стран мира на основе равенства и справедливости[35].

В соответствии со ст. 29 – «право выражать собственное мнение в устной или письменной форме гарантировано законом в установленных законом пределах». Самостоятельного закона о СМИ в стране нет; используются правовые положения общего, гражданского и уголовного права. Поскольку деньги в САДР отменены, то почти все СМИ - государственные. В стране выходит газета «Саара либр» («Свободная Сахара») на четырех языках (своей типографии нет, поэтому она печатается в Алжире), существует радио, которое ведет постоянные передачи, построен телецентр. Использование телецентра предполагалось после начала референдума о самоопределении Западной Сахары, но позиция Марокко сделала такой референдум по сути дела невозможным. Существуют нерегулярно выпускаемые на ксероксе бюллетени общественных организаций.

Хотя СМИ Западной Сахары находятся в зачаточном состоянии, у них весьма светлое будущее. В отличие от остальных арабских стран, здесь очень высокий уровень образования населения: неграмотных среди взрослых нет; большое число лиц с высшим образованием, полученным за рубежом, и людей с учеными степенями и званиями. Регулирование СМИ осуществляется в соответствии с существующим в стране законодательством. Коран, эта непременная и неотъемлемая основа любого мусульманского законодательства, лишь частично отражается в статьях «урфа» – кодекса общего права Сахары по моральным и общественным вопросам. Нормы общего права веками вырабатывались здесь и как нельзя лучше приспособлены к жизни кочевников пустыни. Тем не менее, Коран весьма широко определяет гражданское право, особенно право наследования, а также право уголовное, где закон все еще сохраняет свою силу. Поскольку государственной религией в САДР является ислам, то следование его догмам для сахарских журналистов является обязательным.

Характерные для многих стран этого региона клановость, сильная зависимость политиков от племен, закрытость механизма выработки и принятия решений наложили свой отпечаток на функционирование массмедиа. Если во всех странах мира журналисты стараются закрепить за определенными работниками редакций конкретную тематику, то в ряде арабских стран это стремление получает несколько неожиданную реализацию. В иорданских газетах и журналах, например, никто не может писать на темы, «закрепленные» за штатным журналистом; подобная практика существует в йеменском агентстве Саба.

В целом в странах Ближнего Востока и Северной Африки дальнейшее развитие журналистики связано с урегулированием сложных внешнеполитических проблем, демократизацией общественной жизни, повышением уровня грамотности населения и совершенствованием законодательной базы, поскольку во многих случаях используются нормы традиционного мусульманского и национального общего права. Острые вопросы политики – проблема арабского единства, арабо-израильские отношения, исламская революция в Иране и ее долговременные последствия, урегулирование положения в Северо-Западной Африке, а также положение женщины в странах Востока, исламизация СМИ находятся в центре внимания журналистов и политических деятелей.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 |


Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.021 сек.)