|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Западнотюркский каганат (603-704 гг.)Западнотюркский каганат занимал территорию от рек Или и Чу на юго-востоке до Волги на северо-западе, от Иртыша до Амударьи. Столицей каганата и зимней ставкой кагана был город Суяб на реке Чу, летней ставкой - Мынбулак в Жамбылской области. Этнопо логический костяк каганата составляли «десять племен» - «он ок будун». состав «десяти племен» входили тюрки ашина, уйсуны, канлы, тюргеши, уйгуры, кыргызы, карлуки, огузы, кимаки и кыпчаки. Первым правителем был Тардуш (Даго). Он напал на племена теле на Алтае подчинил их себе, объявив себя каганом и Восточнотюркского каганата Политическое господство Западнотюркского каганата особенно усилилось в период правления кагане Шегу (610-618 гг.) и Тона (618-630 гг.). Шегу расширил границы каганата на востоке до Алтая, на западе - до Памира. Тон реформировал систему правления, назначал из числа местных жителей сборщиков налогов в должности «селиф». Каган Тон важную роль во внешней политике отводил отношениям с Ираном и Византией. При столкновений между ними каган принимал сторону Византии. В 627 году он направил свои войска в Византию. Такая помощь являлась свидетельством могущества и высокого международного авторитета Западнотюркского каганата. В 630 году племена каганата начали борьбу за господствующее положение. В 634 году при поддержке племени нушеби к власти пришел Ешбар Елтерис и был провозглашен каганом. Он ввел систему управления государством «десять племен» - «он ок будун». В каждом владении имелось десять туменов (10 тысяч воинов). Слово «будун» означает «страна, народ». В Илийской и Чуйской долинах борьба за власть между племенами дулу и нушеби длилась с 640 по 657 гг. Воспользовавшись ослаблением каганата, в 659 году китайские войска вторглись в Семиречье. Каган Ешбар погиб, каганат потерял независимость. Лишь в конце VII - начале VIII веков вождь тюргешей Ушлик совершил удачные походы против Танской империи. Эти победы закрепили господствующую роль тюргешей. В результате войны с Китаем в 682 году восточные тюрки восстановили свое государство в Монголии. Во время правления Кутлука Елтериса и Капагана каганат превратился в сильное государство. Восточнотюркский каганат (682-744 гг.) подчинил территории Казахстана, Центральной Азии, Восточного Туркестана и Южной Сибири. Бильге-каган и Культегин укрепили государство, заключили с соседями важные мирные договоры. Советник Культегина, военачальник Тоньюкок в своих «вечных» каменных письменах восславлял воинскую доблесть тюрков, подвиги Бильге-кагана и Культегина. После смерти Бильге-кагана в 741 году начался распад каганата. В 744 году образовался Уйгурский каганат (744-840 гг.). Система правления носила патриархально-феодальный характер. Верховная власть переходила по наследству от одного члена династии кагана к другому. Знать из рода кагана носила титулы ябгу, шад, елтебер. А судебные дела исполняли буруки и тарханы. Основной опорой кагана на местах являлись беки. Простых общинников-скотоводов называли кара будун - чернь. Повинность «кровного долга» - обязательная военная служба. Покоренные племена платили дань продуктами питания и пушниной. Подчиненное, вассальное оседлое население Жетысу, завоеванное тюрками называли таты. Существовали рабы из числа военнопленных. Главным видом хозяйства было скотоводство. На юге Казахстана бурно развивались города Испиджаб, Тараз, Талхир, Алмалык. Особую роль в расцвете городов сыграли согдийцы - древняя восточно-иранская народность, населявшая Среднюю Азию и Казахстан. В начале VII века тюрки массою стали переходить к оседлости. Росту городов способствовали отношения с Ираном и Византией. В Жетысу вдоль Великого Шелкового пути тюрки были вовлечены в международную торговлю. Китайский путешественник, монах Сюань Цзянь свидетельствует, что в начале VII века в ставке кагана представители знати носили одежды из шелка. 3)
Билет 3 1) ЭПОХА БРОНЗЫ (2800-900 Г. ДО Н.Э.) Бронза - сплав меди и олова По подсчетам К.И.Сатпаева, в древности в Жезказганском регионе был добыт почти 1 миллион тонн руды, из которой получено более 100 тысяч тонн меди. Во 2 тысячелетии до н.э., около 4 тысяч лет назад, древние жители Казахстана научились выплавлять бронзу. Изделия из бронзы вытеснили каменные и медные орудия труда. Это время в истории получило название эпоха бронзы. Крупнейшая культура эпохи бронзы в Европе и Азии - Андроновская, название идет от места первых находок у села Андроново возле города Ачинска в Южной Сибири. Памятники андроновской культуры распространены от реки Урал до Енисея. Завершающий период эпохи бронзы на территории Центрального Казахстана получил название «бегазы-дандыбаевская культура». Ее хронологические рамки - XII-VIII вв. до н. э. Названа она так по погребениям в местностях Бегазы и Дандыбай в Цент ральном Казахстане. Комплексное изучение эпохи бронзы началось в 1946 году, когда была создана археологическаяэкспедиция под руководством видного ученого А.Х. Маргулана. Поселение Аркаим находится на границе Костанайской области Казахстана и Челябинскойобласти России. Он относится к эпохе бронзы и является предшественником древних городов. Поселения по реке Ишим в районе сел Петровка и Боголюбово в Северо-Казахстанской области были окружены рвами и валами. Жилища андроновцев - полуземлянки, покрытые ветками, шкурами, дерном. Внутри был очаг из камня. В земле рыли яму, где хранили мясо и молочные продукты. К жилищу пристраивались загоны для скота На основании раскопок поселений Чаглинка, Петровка в Северном Казахстане ученые считают, что легкое круглое жилище андроновцев является прототипом казахской юрты. Главным занятием андроновцев было пастушеское скотоводство. Разводили коров, овец, коз и лошадей. Земледелие играло вспомогательную роль. Выращивали пшеницу, просо, ячмень. Горное дело и древняя металлургия играли важную роль в хозяйстве андроновских племен. Рыхлые руды добывали «кайлованием». В плотных породах использовали метод «огневой проходки», при котором разводили костер, а когда порода нагревалась, охлаждали ее водой и рудное тело давало трещины. Найдены сосуды с дырочками для отцеживания от творожной массы сыворотки, т.е. люди умели готовить сыр и творог. Глиняную посуду обжигали в специальных печах, украшали орнаментом: крестообразными фигурами, параллельными линиями. Учеными изучены 30 поселений и 150 могильников Центрального Казахстана Умерших андроновцы хоронили головой на запад или юго-запад. По антропологическому типу андроновцы были европеоидами. Около трех тысяч лет назад произошли изменения природных условий. Климат стал засушливее, зима суровой и длительной, лето коротким и жарким. Постепенно, из придомного и полукочевого скотоводства древние жители стали переходить к кочевому скотоводству. Держали лошадей и овец, способных к дальним перекочевками и тебенёвке (добыче корма из-под снега). В эпоху бронзы был приручен верблюд в Центральном и Западном Казахстане. Жилища и могильники отличаются крупными размерами, стены жилищ выстраивали плитами из камня. Большинство погребений бегазы-дандыбаевской культуры представлено курганами. Медные и бронзовые серпы найдены в Мало-Красноярке Восточно-Казахстанской области, в Алексеевке Западно-Казахстанской области, в Степняке Северо-Казахстанской области, а также в Жетысу (Семиречье). На месте исследованного поселения в Кокшетауском регионе в районе Чаглинки (Шагалалы) была найдена бронзовая коса Начался распад первобытнообщинного строя. Матриархальная родовая община сменяется патриархальной, что связано с ростом роли мужчины в хозяйстве. В среде членов общин стали появляться богатые люди. Кочевники имели скот в частной собственности, земля же оставалась общинной, родовой собственностью. В бегазы-дандыбаевскую эпоху стали появляться курганы где был похоронен один человек. Наличие богатых погребений говорит об имущественном неравенстве и социальном расслоении. Эпоха бронзы стала временем становления религии с особыми служителями культа -ж рецами. В раннем периоде андроновской культуры покойника сжигали на костре, это связано с культом огня. Позже умершего клали в каменный склеп в скорченном состоянии на боку. Люди эпохи бронзы оставили после себя богатое культурное наследие в виде множества ювелирных изделий. Это украшения из бронзы: перстни, кольца, браслеты, бусы, серьги. Встречаются серьги из золотых пластинок. Бусы инкрустировались драгоценными камнями. Казахстан богат наскальными рисунками - петроглифами. Крупнейшим скоплением наскальных рисунков является район Семиречья (урочище Тамгалы). Наскальные рисунки в местностях Тамгалы, Жасыбай. Хантау изображают архаров, оленей, верблюдов, танцующие человеческие фигуры. Излюбленным было изображение двугорбого верблюда. Бык - символ плодородия, могущества и силы. Распространено изображение колесниц, в Каратау их 49. Клыки диких зверей в ожерельях носили в качестве амулета У андроновцев широкое развитие получило искусство камнерезания. а также изготовления различных предметов быта: головки веретен, зернотерки, сосуды для хранения пищи и т.п. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.) |