|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Билет 4. Изменение климата, опустынивание казахстанских степей в середине 2-го тысячелетия до н.э
РАННИЙ ЖЕЛЕЗНЫЙ ВЕК (VIII-III В. ДО Н.Э.). Изменение климата, опустынивание казахстанских степей в середине 2-го тысячелетия до н.э. привело к тому, что заниматься земледелием стало невыгодно и сложно. Древние жители стали больше держать лошадей, овец и верблюдов. Скот быстро поедал траву, приходилось переходить на новые пастбища Скотоводы содержали лошадей, верблюдов, овец, численность коров была небольшая. В пустынных районах Западного Казахстана большую роль играл верблюд. Здесь мало держали коров. На севере страны, где растительность была намного богаче, коров держали больше. Для юга страны характерно преобладание овец. Скотоводы соблюдали веками выработанную скотоводческую культуру, перекочевывая с летних пастбищ - жайляу, на зимовку - кыстау. Весенние пастбища — коктеу - располагались на сопках и возвышенностях. Осенью скотоводы уходили наосенние пастбища - кузеу. Кочевание имело свои особенности в различных регионах. В Западном и Центральном Казахстане сформировалось чистое кочевание. В Восточном Казахстане, в Жетысу получило распространение полукочевое скотоводство. В Южном Казахстане развивалось оседлое земледельческое хозяйство. Юрта состоит из двух основных компонентов: кошмы для покрытия и деревянного каркаса Деревянный каркас делится на три части: кереге - основа юрты, решетчатая стенка уыки - специальные жерди, навершие - шанырак. Саки В I тысячелетии до н.э. Казахстан и Среднюю Азию населяли саки. Сведения о саках содержатся в наскальных надписях, составленных по приказам персидских царей Дария и Ксеркса, и сочинениях греко-римских авторов, среди которых можно выделить Геродота и Страбона. Персы называли жителей степи саками, что означало «великие мужи», а иногда «турыс резвыми конями». Древние греки называли саков азиатскими скифами. Греческий «отец истории» Геродот называл саков массагетами. В Жетысу, в горах Тянь-Шаня, по среднему течению Сырдарьи жили саки- тиграхауда. они носили остроконечные шапки. В Приаралье и в низовьях Сырдарьи обитали саки -парадарайа - заморские саки. Южнее них расселялись саки-хаумаварга, они готовили напиток хаома. Греки называют их массагетами, даями. Даи, аргиппеи, исседоны кочевали в Северном Приаралье, Северном и ЦентральномКазахстане. Сакские вожди решали вопросы войны и мира, заключали союзы, отправляли послов, возглавляли войска Власть передавалась по наследству. Велика была роль народного собрания. Это было время распада первобытного строя иформирования военной демократии. На народном собрании выбирали вождя. Сакское общество состояло из трех групп - воинов, жрецов, скотоводов и земле дельцев. Цари выбирались из воинов. Основную массу составляли общинники-скотоводы. Женщины в сакском обществе занимали почетное положение, женщины часто были правителями. Известна царица VI в. до н.э. Томирис. На народном собрании женщины могли участвовать наряду с мужчинами. Древнегреческий писатель Ктесий: «Женщины саков во время войн вступают в битву». Древнегреческий географ Страбон отмечал, что саки - прекрасные наездники, вооружены луками, мечами, бронзовыми боевыми топорами. Геродот писал о саках следующее: «По одежде и образу жизни они схожи со скифами. Все предметы у них из золота и меди. Железо и серебро они не употребляют, потому что этих металлов нет в их стране, тогда как золото и медь в изобилии Они ничего не сеют, питаясь домашними животными и рыбой, которую в изобилии доставляет им река Аракс. Из богов почитают солнце, которому приносят в жертву лошадей». Саки занимались кочевым скотоводством. Использовали куйме - юрту на повозке. Главное значение имело коневодство и овцеводство. Выращивали курдючную и тонкорунную породы овец. Занимались и земледелием. Найдены оросительные каналы возле городища Чирик-Рабат (Кызылординской обл.). Остатки арыков II-III веков обнаружены около города Талгар возле Алматы, и в Жамбылской области. В 530 году до н. э. на земли саков вторглись персидские войска во главе с царем Киром. Царица Томирис (570-520 гг. до н.э.) разгромила персов, а голову Кира бросила в бурдюк с кровью. Об этом писал римский историк Помпеи Трог. В 519 году до н. э. поход против саков возглавил персидский царь Дарий. Вождь Скунха потерпел поражение. Древнегреческий историк Полиэн описал подвиг пастуха Ширака, он завёл персов в безводную пустыню. Саки должны были поставлять в персидские войска своих воинов. Саки в составе персидских войск участвовали в войнах с Грецией, Египтом. Сакская конница прикрывала отход персидских войск в Марафонской битве с греками в 490 году до н.э. В 330-327 году до н. э. Александр Македонский вторгся в Среднюю Азию и приблизился к Сырдарье. Борьбу против завоевателей возглавил Спитамен. Сакские племена преградили греко-македонским войскам путь на Восток. Археологи исследовали города Чирик-Рабат (IV-II вв. до н.э.), находящийся в 300 км. от Кызылорды и Бабиш-Молда. В центре города находилась крепость - цитадель со стенами, вышками, рвом. С VIII века до н. э. на территории Казахстана, Сибири, Урала и Волги складывается «звериный стиль» в искусстве. Изображениями зверей и животных украшались одежда, бронзовые котлы, жертвенники, оружие, конская упряжь. С традицией «звериного стиля» саки познакомились во время походов в Переднюю Азию и Иран. «Звериный стиль» является отражением анимизма (каждый человек имеет предком какого-либо зверя). Изображение зверя считалось амулетом, тумаром, охранявшим от злых духов. Саки хоронили в погребальных сооружениях - курганах, их размер зависел от социального положения умершего. Бесшатырские курганы расположены у гор Желшалгыр на берегу р. Или. Всего их 31. Саркофаг - специальное сооружение из бревен, плотно прижатых друг к другу. Дромос - лаз от подножья кургана до саркофага Обнаружены кинжалы-акинаки, стрелы с бронзовыми наконечниками, железные ножи. Бесшатыр относится к V-IV векам до н. э. Среди сакских памятников наиболее известны Иссыкские курганы в 50 км к востоку от Алматы. Здесь более 40 курганов. Самый знаменитый из них - Иссыкский курган. Его обнаружил археолог К. Акишев. В нем похоронен царевич 17-18 лет. 4000 золотых бляшек в виде фигурок зверей покрывают одежду и высокий конусообразный головной убор. Серебряная чаша с надписью доказывает, что сакам была известна письменность. Это захоронение получило название «Золотой человек» и является уникальным памятником культуры саков. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |