|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Переселение уйгуров и дунган в СемиречьеВ 1862-1877 гг. в Восточном Туркестане произошли самые обширные по охвату территории восстания дунган и уйгуров против пинского господства После подавления восстания в Синьцзяне начались переговоры России и Китая о возвращении Илийского края Китаю. Царские войска были выведены. Петербургский договор 1881 г. для жителей Илийского края предусматривал выбор китайского или русского подданства Переселение уйгуров и дунган в Семиречье началось осенью 1881 г. и продолжалось до 1884 г. Для 45 000 уйгуров и 5000 дунган новым местом обитания стал Семиреченский край и Северный Киргизстан. В хозяйстве переселившихся в Семиречье уйгуров и дунган преобладало земледелие. На тютюн (семью) нарезали по 5-10 десятин земли. Доминирующей культурой у дунган стал рис. Мусса бен Лиса Сайрами обобщил духовный опыт своего народа в книге под названием «Двенадцать Мукамов», которая вышла в 1905 г. в Казани.Ученые Шокан Уалиханов, В.И.Роборовский, Н.М.Пржевальский исследовали духовную культуру уйгуров. 3) КАЗАХСТАН В ПЕРИОД ФЕВРАЛЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ И ОКТЯБРЬСКОГО ПЕРЕВОРОТА 1917 г. Казахстан в период Февральской буржуазно-демократической революции В феврале 1917 г. в России свершилась буржуазно-демократическая революция, пала монархия. Казахи приветствовали свержение самодержавия, рассматривая это как удовлетворение целей национально-освободительного движения 1916 г. Руководитель Киргизского отдела при штабе фронта из Минска А.Бокейханов телеграфировал: «Взошло солнце Братства, Равенства и Свободы. Чтобы поддержать новое правительство, казахам надо объединиться. Надо готовиться к выборам вУчредительное собрание». Лидеры национально-освободительного движения считали, что с установлением демократии, свободы и равенства настало время для создания национальной автономии. В марте-апреле 1917 г. повсеместно были созданы Советы рабочих и солдатским депутатов. В отдельных городах (Уральск, Верный, Акмола, Семипалатинск, Аулие-Ата) появились киргизские (казахские) национальные комитеты. Одновременно с Советами действовали органы Временного правительства. В Казахстане, как и во всей стране, установилось двоевластие. Временное правительство считало, что к развитому капитализму необходимо идтиреформистским путем. Отражавшее интересы буржуазии и помещиков Временное правительство не смогло подготовить и представить альтернативную программу возрождения России. Новое правительство предпринимало шаги для пересмотра имперской национальной политики. 20 марта 1917 г. были отменены ограничения в правах российских граждан по вероисповеданию или национальности. Это решение было направлено на установление национального согласия. Временное правительство приняло решение о возвращении на Родину реквизированных рабочих-тыловиков. Февральская революция 1917 г., заявила о своей приверженности общечеловеческим ценностям - свободе, равенству. Но не решила до конца национальный вопрос о праве наций на самоопределение, не ликвидировала институты колониального управления. Огромное влияние на рост политического сознания тыловиков оказывало их общение с русскими рабочими, солдатами. В июле 1917 г. в Верном бывшие «реквизированные рабочие» создали Союзчернорабочих, призванный поднять классовое сознание бедноты. В Сергиополе (Аягуз) 800 солдат и казахов-тыловиков объединились в «Русско-мусульманскую солдатскую организацию», в Петропавловске организовали Союз молодых извозчиков. Тыловики стали опорой оппозиции Временному правительству. Политические партии и течения после Февральской революции Носителем идеи национального освобождения выступила национальная демократическая интеллигенция. Во главе ее стал видный деятель российского либерально-демократического движения, в прошлом член ЦК кадетской партии Алихан Бокейханов. Его соратниками стали видные просветители и демократы А.Байтурсынов, М.Дулатову, А.Ермеков, ЖаханшаДосмухамедов, Халел Досмухамедов, ЖАкбаев. Лейтмотивом движения стала идея создания конституционным путем суверенного автономного национального государства. Алашское движение, ведущее свое начало с 1905 г., активизировалось после Февральской революции. Семиреченский съезд казахов в апреле 1917 г. признал необходимым «закрыть область для переселения извне». 21-26 июля 1917 г. в Оренбурге состоялся Общеказахский съезд. Съезд рассмотрел такие проблемы, как форма государственного управления, автономия казахских областей, земельный вопрос, организация народной милиции, земство, народное образование, суд, духовно-религиозные вопросы и т.д. Съезд рассмотрел вопрос об образовании казахской политической партии Алаш и признал необходимым выработать ее программу. О форме государственного правления решили: «В России должна быть демократическая федеративная парламентская республика», казахские области «должны получить областную территориально-национальную автономию». В мае 1917 г. состоялся Всероссийский съезд мусульман, который по вопросу о войне заявил: «мир без аннексий и контрибуций». Съезд признал формой государственного устройства России демократическую республику. Вопреки протестам 250 мулл была принята резолюция: «мусульманки в политических и гражданских правах должны быть равноправными с мужчинами». Съезд высказался против многоженства и калыма Приняли резолюцию о введении 8-часового рабочего дня, обучении в начальной школе на родном языке, всеобщем обязательном бесплатном начальном обучении.В сентябре 1917 г. образовалась первая мусульманская партия - Партия туркестанских федералистов. В 1917 г. в Аулие-Ате и Мерке образовался Революционный союз казахской молодежи. В Акмолинске действовала такая же организация «Жас казах». Позднее многие члены этих организаций (С.Сейфуллин, Т.Рыскулов) боролись за установление Советской власти в Казахстане. В северных областях активизировала работу организация кадетов, в Семипалатинске она издавала газету «Свободная речь». Кадеты были сторонниками единой, неделимой России, конституционной монархии, переселенческой политики. Член ЦК кадетской партии А.Бокейханов заявил о своем несогласии с программными положениями и выходе из этой партии. Лозунги партии эсеров: «Землю надо передать тем, кто ее обрабатывает». «Земля —собственность всего народа» обеспечили временный успех. К лету 1917 г. в руках эсеровоказались все Советы (кроме Черняевского).
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |