АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция
|
ЖИЗНЕННОЕ НАЧАЛО
Существа органические и неорганические - Жизнь и смерть - Ум и инстинкт
§15. Существа органические и неорганические
Примечание. Органические существа суть те, кои имеют в себе источник сокровенной деятельности, сообщающий им жизнь; они рождаются, растут, воспроизводят себе подобных и умирают; они наделены особыми органами для выполнения различных жизненных актов, и органы эти применены к потребностям их для их сохранения. Они включают в себя людей, животных и растения. Неорганические существа суть все те, что не обладают ни жизненностью, ни собственными движениями и образованы лишь соединением материи; таковы минералы, вода, воздух и т.д.
60. Одна ли и та же сила соединяет элементы материи в органических телах и телах неорганических? - "Да, закон притяжения один для всех." 61. Есть ли разница между материей тел органических и материей тел неорганических? - "Это всё та же материя, но в органических телах она оживотворена." 62. Какова причина оживотворения материи? - "Её соединение с жизненным началом." 63. Жизненное начало, находится ли оно в каком-то непосредственном проводнике, или же оно лишь свойство организованной материи? Словом, причина оно или следствие? - "Оно и то, и другое. Жизнь есть следствие, вызываемое действием некоего проводника на материю; этот проводник без материи не есть жизнь, так же как материя не может жить без этого проводника. Он сообщает жизнь всем существам, поглощающим и усваивающим его." 64. Мы поняли, что дух и материя суть два образующих элемента Вселенной; составляет ли жизненное начало третий такой элемент? - "Это, без сомнения, один из элементов, необходимых для образования Вселенной, но сам он имеет свой источник в видоизменённой вселенской материи. Он есть элемент для вас, как кислород и водород, которые, однако, не суть первоначальные элементы, ибо все они исходят из одного и того же начала." - Похоже, из этого следует, что жизненность не имеет своего начала в каком-либо конкретном первичном проводнике, но в особом свойстве вселенской материи, подвергнутой определённым видоизменениям? - "Это следствие того, что мы уже сказали." 65. Жизненное начало, помещается ли оно в одном из известных нам тел? - "Оно имеет свой источник во вселенском флюиде; это то, что вы называете магнетическим или электрическим оживотворённым флюидом. Он посредник, связка между духом и материей." 66. Жизненное начало, одинаково ли оно для всех органических существ? - "Да, но слегка видоизменяется в зависимости от породы. Это то, что сообщает органическим существам движение и активность, отличая их от инертной материи; ибо движение материи не есть жизнь; материя получает это движение, но не даёт его." 67. Жизненность, является ли она постоянным свойством жизненного проводника или развивается лишь работою органов? - "Она развивается лишь с телом. Разве не сказали мы, что этот проводник без материи не есть жизнь? Нужно соединение двух вещей, чтобы произвесть жизнь." - Можно ли сказать, что жизненность находится в состоянии непроявленном, когда жизненный проводник не соединён с телом? - "Да, так оно и есть."
Примечание. Совокупность органов образует своего рода механизм, получающий импульс своей внутренней активности, или жизненное начало, существующее в них. Жизненное начало есть движущая сила органических тел. В то время как жизненный проводник передаёт импульс органам, действие органов поддерживает и развивает активность жизненного проводника, наподобие того, как трение производит теплоту.
§16. Жизнь и смерть
68. Какова причина смерти у существ органических? - "Истощение органов." - Можно ли сравнить смерть с остановкой движения в разлаженной машине? - "Да, если машина плохо собрана, двигатель выходит из строя; если тело немощно, жизнь уходит из него." 69. Почему повреждение сердца в большей мере, чем поврежденье каких-либо других органов, причиняет смерть? - "Сердце есть жизненная машина; но сердце не единственный орган, повреждение коего обусловливает смерть; оно - лишь одна из основных пружин." 70. Что делается с материей и жизненным началом органических существ при их смерти? - "Мёртвая материя разлагается и составляет новые органические тела, жизненное же начало возвращается в свой источник."
Примечание. При смерти органического существа образующие его элементы вступают в новые сочетания и составляют новые существа; последние черпают во вселенском источнике жизненное и деятельное начало, поглощают и усваивают его, чтоб вернуть его в этот источник, когда они перестанут существовать. Органы, так сказать, пропитаны жизненным флюидом. Флюид этот сообщает всем частям организма деятельность, осуществляющую их сближение при некоторых повреждениях и восстанавливающую временно прерванные функции. Но когда разрушены либо же претерпели вырождение элементы, главные в работе органов, жизненный флюид оказывается не в состоянии передать им движение жизни, и существо умирает. Органы более или менее влияют друг на друга; их взаимное действие объясняется согласованностью (гармонией) их целого. Когда какая-либо причина разрушает эту гармонию, функции их приостанавливаются, как движение механизма, части коего повреждены. Так происходит с часами, когда они изнашиваются со временем или случайно разбиваются - движущая сила оказывается беспомощной привести их в движение. Более точный образ жизни и смерти имеем мы в электрическом аппарате. Этот аппарат таит в себе электричество, как все тела природы, в непроявленном состоянии. Электрические явления проявляются, лишь когда флюид приведён в действие какой-либо особой причиною: тогда можно сказать, что аппарат живёт. Исчезла пружина деятельности - и явление прекратилось, аппарат вернулся в неживое состояние. Органические тела, таким образом, подобны электробатареям или электроаппаратам, в коих деятельность флюида производит явление жизни; прекращение этой деятельности производит смерть. Количество жизненного флюида довольно ограничено у всех органических существ; оно меняется по родам и непостоянно как в том же индивиде, так и в индивидах одного рода. Есть такие, которые, так сказать, насыщены им, тогда как у других его едва хватает на самые насущные жизненные акты; отсюда для некоторых из них большая жизнеспособность, жизнь более деятельная и некоторым образом изобильная. Количество жизненного флюида может истощиться; его может стать недостаточно для поддержания жизни, если она не обновляется поглощением и усвоением веществ, содержащих его и богатых им. Жизненный флюид передаётся от одного индивида к другому. Тот, у кого его больше всего, может передать его тому, у кого его всего меньше, и в некоторых случаях вернуть жизнь, готовую угаснуть.1
§17. Ум и инстинкт
71. Является ли ум одним из атрибутов жизненного начала? - "Нет, потому что растения живут и не думают: они обладают лишь органической жизнью. Ум и материя независимы друг от друга, поскольку физическое тело может жить без ума; но ум может проявиться лишь с помощью матерьяльных органов; необходим союз с духом для того, чтобы оразумить оживотворённую материю."
Примечание. Ум есть особое свойство, присущее некоторым классам органических существ и дающее им, вместе с мыслью, волю к действию, сознание своего существования и своей индивидуальности, равно как и средства установления отношений с внешним миром и возможность удовлетворять свои потребности. Можно, таким образом, различать три класса живых существ:
1. неодушевлённые существа, образованные одной материей, без жизненности и ума: это грубые, низкоорганизованные тела;
2. одушевлённые недумающие существа, образованные материей и одарённые жизненностью, но лишённые ума;
3. одушевлённые думающие существа, образованные материей, одарённые жизненностью и обладающие, сверх того, разумным началом, сообщающим им способность мышления.
72. Каков источник ума? - "Мы сказали это: вселенский ум." - Можно ли сказать, что каждое существо черпает некоторую порцию ума во вселенском источнике и усваивает её так же, как оно черпает и усваивает начало матерьяльной жизни? - "Это не более чем сравнение, неточное к тому же, поскольку ум есть способность, свойственная каждому существу и составляющая его нравственную индивидуальность. Впрочем, как вам известно, есть вещи, которые не дано постичь человеку, и эта пока что из их числа." 73. Инстинкт, независим ли он от ума? - "Нет, не совсем так, ибо это есть род ума. Инстинкт есть нерассуждающий ум; через него все существа удовлетворяют свои потребности." 74. Можно ли провести некую разграничительную черту между инстинктом и умом, т.е. определить, где кончается один и начинается другой? - "Нет, ибо зачастую они сливаются; но вполне можно различить, какие действия относятся к инстинкту, а какие принадлежат уму." 75. Можно ли сказать, что инстинктивные свойства уменьшаются по мере того, как возрастают свойства умственные? - "Нет, инстинкт существует всегда, но человек пренебрегает им. Инстинкт может вести и ко благу; он ведёт вас почти всегда, и порою более верно, нежели рассудок; он никогда не заблуждается." - Почему разум не всегда безупречный водитель? - "Он был бы безупречен, если бы не был извращён дурным воспитанием, гордыней и эгоизмом. Инстинкт не рассуждает; разум оставляет возможность выбора и наделяет человека свободою воли."
Примечание. Инстинкт есть зачаточный ум, отличающийся от собственно ума тем, что его проявления почти всегда самопроизвольны, стихийны, тогда как проявления ума суть последствия некоторой умственной операции и мыслительного акта. Инстинкт видоизменяется в своих проявлениях по родам живых существ и в зависимости от их потребностей. У существ, обладающих сознанием и постижением вещей внешних, он сливается с умом, т.е. с волею и свободою.2
1 Смотрите также йогическое учение о пране. (Й.Р.) 2 Смотрите также "Хатха-Йогу" Йога Рамачараки, главы "Наш друг - жизненная сила", "Творение Божественного зодчего", "Забота йогов о физическом теле". (Й.Р.)
Книга Вторая
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | Поиск по сайту:
|