АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция
|
Глава Седьмая. Необходимость общественной жизни - Уединённая жизнь
ЗАКОН ОБЩЕЖИТИЯ
Необходимость общественной жизни - Уединённая жизнь. Обет молчания - Семейные узы
§116. Необходимость общественной жизни
766. Общественная жизнь, природное ли она установление? - "Разумеется; Бог создал человека, чтобы тот жил в обществе. Бог не дал бесполезно человеку слово и все иные способности, необходимые для того, чтобы вести жизнь в общении с другими." 767. Полное уединение, противоречит ли оно закону природы? - "Да, поскольку люди ищут общества инстинктивно и потому что все они должны содействовать прогрессу, обоюдно помогая себе." 768. Человек, ища общества, повинуется ли он тем лишь какому-то личному чувству, или же к этому чувству примешивается более общая цель, указанная Провидением? - "Человек должен совершенствоваться; один он сделать этого не может, ибо у него нет всех способностей; ему нужно соприкосновение с другими людьми. В уединении он лишь тупеет и хиреет."
Примечание. Ни один человек не имеет полноты способностей; соединившись в общество, люди себя друг другом дополняют, чтобы обеспечить своё благосостояние и развиваться: вот почему, нуждаясь друг в друге, они созданы для того, чтобы жить в обществе, а не уединённо.
§117. Уединённая жизнь. Обет молчания
769. Общее правило таково, что общественная жизнь явление естественное, но ведь различие и множественность вкусов - явление также естественное; так почему же склонность к полному уединению должно считать достойной осуждения, если она приносит человеку удовлетворение? - "Эгоистическое удовлетворение. Есть люди, находящие удовлетворение в том, чтобы опьяняться, - так что, ты одобряешь их? Богу не может быть угодна та жизнь, которая обрекает человека быть бесполезным для других." 770. Что думать о людях, живущих в полном затворничестве, чтобы избежать пагубного влияния мира? - "Эгоизм вдвойне." - Но если это уединение имеет целью некое искупление, поскольку, назначая его себе, человек терпит мучительные лишения, то не будет ли оно похвально? - "Делать больше добра, чем сделал зла, - вот лучшее искупление. Иначе, избегая одного зла, человек попадает в другое, ибо он забывает закон любви и милосердия." 771. Что думать о тех, кто бежит от мира, с тем чтобы посвятить себя утешению несчастных? - "Они возвышаются, унижаясь. У них двойная заслуга от того, что ставят себя выше матерьяльных наслаждений и делают добро, исполняя закон труда." - А те, кто ищет в уединении спокойствия, необходимого для некоторых занятий? - "Вовсе не в этом заключается полное уединение эгоиста; они не изолируются от общества, поскольку они трудятся ради него." 772. Что думать об обете молчания, предписанном некоторыми сектами с самой глубокой древности? - "Спросите лучше, является ли слово природной способностью и зачем Бог дал её человеку. Бог осуждает злоупотребление, а не пользование способностями, которые Он даровал. Однако молчание весьма полезно; ибо в молчании и тишине ты сосредоточиваешься; дух твой делается свободнее и может тогда вступить в общение с нами; но обет молчания - это глупость. Разумеется, те, кто рассматривают эти добровольные лишения как деяния добродетели, имеют благое намерение; но они заблуждаются, потому что недостаточно понимают подлинные законы Божьи."
Примечание. Обет абсолютного молчания, так же как и обет одиночества, лишает человека общественных связей, которые могут ему предоставить возможность делать добро и претворять закон прогресса.
§118. Семейные узы
773. Почему у животных родители и дети не узнают друг друга, когда эти последние не имеют более нужды в их внимании? - "Животные живут жизнью матерьяльной, а не нравственной. Нежность матери к своим малышам имеет основой инстинкт сохранения существ, которым она дала жизнь; когда существа эти могут сами позаботиться о себе, то её задача оказывается выполненной, и природа от неё не требует большего; поэтому она оставляет их, чтобы заняться вновь родившимися." 774. Есть люди, которые из того факта, что животные в конце концов оставляют своих детёнышей, делают вывод, будто у человека семейные узы суть не более, чем результат общественных нравов, а не закона природы; что мы должны об этом думать? - "У человека иная судьба, чем у животных; к чему, стало быть, всё время желать его уподобить им? У него, помимо физических потребностей, есть ещё иное свойство: это необходимость совершенствоваться; для этого необходимы общественные связи, а семейные узы их укрепляют: вот почему для человека семейные узы - закон природы. Бог пожелал, чтобы люди научились в них братской любви друг к другу." (См. N 205). 775. Каков был бы для общества результат ослабления семейных связей? - "Обострение эгоизма."
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | Поиск по сайту:
|