|
|||||||||||||||||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Квинтилиан. О воспитании оратораКвинтилиан – римский ритор, автор учебника ораторского искусства «Воспитание оратора».
Книга 1. Глава 1. Как только родится сын, отец должен с того же самого времени возложить на него самые лучшие надежды. Это сделает его более заботливым с самого начала. Ведь мы несправедливо жалуемся, будто бы природа весьма немногим людям дала способность к наукам и будто бы большинство, по своему тупоумию, напрасно тратит труд и время. Напротив, мы найдем немалое число людей восприимчивых и способных к учению. Это заключается в природе человека: как от природы дано птицам летать, коням бегать, диким зверям быть свирепыми, так нам достались в особенный удел разум и понятливость; это заставляет думать, что наша душа небесного происхождения…. Доказательством этого служит то, что дети подают иногда блестящие надежды, которые потом, с годами, исчезают; следовательно, не природа виновата, а недостаток воспитания служит тому причиной. Я согласен, что один имеет более ума, чем другой; это доказывает только, что один может сделать больше другого, однако не найдешь никого, кто бы не достиг чего-нибудь прилежанием.… И я также принимаю во внимание возраст: не хочу, чтобы ребенка принуждали к учению, не требую от него полного прилежания. Советую еще всего более остерегаться, чтобы ребенок не возненавидел учения, которое полюбить еще не имел времени, и чтобы, испытав однажды горечь, не страшился ее и в зрелом возрасте. Учение должно быть для него забавою; надо поощрять его то просьбами, то похвалами, доводить его до того, чтобы он радовался, когда что-нибудь, выучит, и завидовал, когда станут учить другого, если сам вздумает полениться; чтобы соперничал в успехах со своими сверстниками и часто считал себя победителем; для этого не лишни и награды, которые для этого возраста бывают заманчивы. Глава 2. Также не всякое чтение и не всегда требует помощи наставника. А без чтения как приобрести сведения о многих писателях? Итак, для назначения занятий на целый день требуется немного времени, и потому преподаваемое одному ученику может относиться и к другим, в каком бы числе они ни были. Есть еще предметы, которые должны предлагаться всем вместе. Я не говорю о задачах для сочинений и декламациях учителей риторики; как известно, это делается для одного таким же порядком, как и для большего количества учеников. Голос учителя не уменьшается, как обед, от числа участвующих, но действует на каждого, как солнце с одинаковым светом и теплотою. Когда учитель грамматической школы рассуждает о языке, разрешает недоумения, объясняет стихотворца или историка, он обучает всему этому, сколько бы ни было слушателей. Но, возразят мне, при большом числе учеников не достанет времени пересмотреть и исправить упражнения каждого. Я не отрицаю этого неудобства; но в чём оно не встречается? Сравним только с ним и выгоды. Я и сам не советую посылать мальчика в такое училище, где не было бы за ним присмотра….всякий сколько-нибудь просвещенный наставник, заметив в ученике прилежание и способность, обратит на него внимание и для собственной своей чести. Впрочем, хотя бы и следовало осуждать многолюдные училища (с чем, однако, я не совсем согласен, если это многолюдство происходит от достоинств наставника), но из этого не следует, чтобы нужно было осуждать все вообще училища. Ведь одно дело - избегать и другое - выбирать….и сами учителя не могут говорить перед одним учеником с таким жаром и силою, какими бывает проникнута их речь в многолюдном собрании. Настоящим очагом красноречия служит душа; для нее нужно возбуждение, нужно, чтобы она наполнялась образами и сливалась, так сказать, с теми предметами, о которых говорим. И чем благороднее и возвышеннее душа, тем сильнее должны быть те двигатели, которые служат для ее возбуждения; поэтому похвала возвышает ее, борьба увеличивает ее силы, и она всегда стремится к великому. Мы чувствуем какое-то тайное отвращение к проявлению пред одним слушателем своего красноречия, которое приобретается такими большими трудами; даже стыдно бывает отступать тогда от обыкновенной речи. И в самом деле, представим себе человека, который пред одним учеником стал бы говорить со всеми ораторскими приемами, громким голосом, с особого рода жестами и произношением, одним словом, со всем напряжением душевных и телесных сил: не покажется ли он похожим на безумного? Конечно, не было бы между людьми красноречия, если бы всякий из них говорил один на один. Вопросы и заданияк тексту. 1. С какого возраста Квинтилиан рекомендовал римлянам начинать процесс обучения детей? ______________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________ 2. Какие обучающие методики использовали римские педагоги? Перечислите сохранившиеся до наших дней методы, которые использовали в обучении древние римляне. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 3. Почему Квинтилиан советует не пренебрегать обучением ребенка в коллективе? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 4. Как вы думаете, почему римляне столько внимания уделяли обучению в целом и ораторскому искусству в отдельности? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Задание 8. Соотнесите даты и события:
Общее количество набранных баллов по теме 4: _______________ Преподаватель:________________ Приложение 1. Памятка по составлению семейных гербов (эмблем) [20]. Герб – это символический опознавательно - правовой знак, собственный, изобразительно оформленный и утверждённый согласно строго определённым правилам. Основная функция герба заключается в том, что он служит постоянным отличительным знаком – человеку, роду, региону, городу, государству, обществу или учреждению. Соответственно выделяют родовые, земельные, государственные гербы. Первоначально герб был личной эмблемой рыцаря. Личный герб мог рассказать очень многое. В нём зашифрована целая история рода рыцаря. Имело значение всё: расцветка полей, расположение полос, линий, вставки, форма самого щита и т.д. По гербу можно было узнать и принадлежность стране и объединение знатных родов. Герб мог рассказать, каким по счёту ребёнком в семье был его носитель, какому полу он принадлежал. Усечённый или перевёрнутый герб говорил о том, что какой-то предок покрыл позором весь свой будущий род. Когда придумывается герб или эмблема, то внимание уделяют и цвету и предметам, расположенным на нём. Цвет в геральдике: Красный – символ храбрости и мужества, а также символизирует кровь, пролитую за веру, государя, отечество. Синий – символизирует красоту. Голубой – символ величия, верности, безупречности, а также символизирует развитие, движение вперёд, надежду, мечту. Зелёный – символ надежды, молодости, радости и изобилия, плодородия, свободы, покоя и мира. Чёрный – говорит о печали, благоразумии и смирении. Кроме того, символ образованности, скромности, осторожности. Жёлтый и белый – сравниваются с драгоценными металлами – золотом и серебром. Золотой – символ богатства, серебряный – чистоты. Животные и насекомые в гербах: Бык – символ труда и терпения. Волк – жадности, злости и прожорливости. Помещается в гербах в знак победы над жадным, злым противником. Ворон – предусмотрительность и долголетие. Голубь – символ смирения и чистоты, святого духа. Дракон – символизирует силу и могущество. Змея – символ мудрости, добра и предрасположенности. Кошка – символ независимости. Лев – символ власти, силы, храбрости и великодушия. Пчела – символ трудолюбия и неутомимости. Сова – символ мудрости, смекалки и расторопности. Растения в гербах: Дубовый лист – символизирует силу, могущество, прочность, борьбу и победу. Колос – земледелие, богатство земли. Оливковая ветвь – символ мира и процветания. Другие символы: Меч – готовность к защите отечества, рода, города от врагов. Молот – символизирует упорный нелёгкий труд.
Приложение 2. Методические рекомендации по подготовке и защите учебного проекта по дисциплине «История». Учебный проект – это самостоятельная познавательная, творческая или игровая деятельность студентов по исследованию или исследованию и решению какой-либо проблемы, направленная на создание результата в виде реального объекта или разного рода теоретического (интеллектуального) продукта. Типы учебных проектов: 1. Информационные 2. Исследовательские 3. Прикладные 4. Творческие Формы представления результатов проекта: Этапы проектной деятельности: Розанов Л.Л. выделяет следующие этапы проектной деятельности[21]: 1. Организационно-подготовительный (выбор темы; определение задач проекта; поиск проблемы; составление предварительного плана; определение участников, методов, приемов исследования; овладение терминологией). 2.Поисково-исследовательский (разработка программы исследования; сбор и изучение необходимой информации; непосредственное исследование на основе применения методов наблюдения, эксперимента, анализа и синтеза). 3.Отчетно-оформительский (составление названия исследовательского проекта; изложение проекта). 4. Информационно-презентативный (защита проекта; самооценка и оценка проектов). Критерии оценки проектной деятельности студентов[22]: 1. Формулировка проблемы, цели, задач и предмета исследования. 2. Формулирование гипотезы. 3. Четкость структуры проекта. 4. Актуальность и социальная значимость, состояние изученности темы. 5. Раскрытие задач проекта. 6. Сопряженность задач и выводов. 7. Наличие экспериментальной части. 8. Оформление текста проекта в письменном виде (в отдельную тетрадь или папку). 9. Взаимодействие партнеров (если речь идет о групповых проектах). 10. Презентация (наглядность). 11. Соблюдение этапов проекта и регламента защиты. На защиту проекта отводится 7-10 мин. Действия студента или группы студентов на защите проекта: 1. Представление название проекта, автора (группы авторов), учебной группы. 2. Ознакомление слушателей со структурой проекта, с идеей, взятой за основу проектирования, с проблемой или проблемной ситуацией, 3. Озвучивание цели и задач, хода исследования. 4. Подведение выводов. 5. Озвучивание названий используемых при подготовке проекта источников и литературы. ВАЖНО! Не следует весь объем отобранной и переработанной информации представлять на суд слушателей, на защите проекта озвучиваются выводы по проделанной работе, а заинтересовавшиеся слушатели могут в индивидуальном порядке ознакомиться с текстом исследования.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.008 сек.) |