АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Понятие «норма» в воспитании

Читайте также:
  1. I. Понятие и значение охраны труда
  2. I. Понятие общества.
  3. II. ОСНОВНОЕ ПОНЯТИЕ ИНФОРМАТИКИ – ИНФОРМАЦИЯ
  4. II. Понятие социального действования
  5. Авторское право: понятие, объекты и субъекты
  6. Активные операции коммерческих банков: понятие, значение, характеристика видов
  7. Акты официального толкования: понятие и виды
  8. Акты применения права: понятие, признаки, виды
  9. Анализ различных критериев периодизации психического развития. Понятие ведущей деятельности
  10. Арбитражное соглашение - понятие, виды, применимое право.
  11. Аристотелево понятие метафизики
  12. Архитектурные стили, понятие, признаки, виды. Основные стили белорусской архитектуры.

Однако все же есть существенное различие между нормальными и ненормальными людьми. Оно состоит в том, что психические черты у нормального ребенка являются случайным признаком, от которого он может легко отделаться, если захочет и сделает соответствующие усилия.

В. П. Кащенко

Норма (от лат. normalys — установленное) — это нечто постоянно существующее и неизменное. Нормальным обычно считается то, с чем соглашается большинство людей. Норма соответствует установленному образцу. Бесспорное, устоявшееся, образцовое, типичное, общепринятое — это тоже характеристики нормы.

Трудно даже представить, сколько опровергнуто аргументов в многовековой дискуссии о том, что есть норма, что есть отклонение от нее и где проходит граница между ними. Конечно, если человек убил или украл и вина его доказана, то здесь отклонение от нормы поведения очевидно и не нуждается в доказательствах. Но такие очевидные случаи встречаются не часто. Массовое явление — незначительные отступления, поведение «на грани», которое может повернуть куда угодно — как в лучшую, так и в худшую стороны.

Понятие нормы очень неопределенное, зыбкое, подвижное. То, что еще вчера считалось ненормальным, вызывало осуждения, сегодня может стать нормой, а завтра опять выйти за ее пределы. Не могло быть и речи когда-то, чтобы ребенок не уступил место взрослому, неуважительно к нему отнесся, не прислушался к замечаниям. Теперь это печальная норма нашей жизни. Во всех сферах жизни, в том числе и нравственной, произошло замещение прежних норм новыми. Старшее поколение считает, что все переменилось к худшему. Поэтому так болезненно переживается падение нравов. Впрочем, нормы всегда были причиной конфликтов между поколениями; пожилые и молодые смотрят на одно и то же разными глазами прежде всего потому, что они по-разному воспитаны и жили в неодинаковых условиях. Трагедии из этого делать не следует до тех пор, пока нормы остаются в известных и безопасных пределах, пока они не угрожают нормальному течению жизни.

Нормы — это правила общепринятого и ожидаемого поведения. Нормы описывают, как поступает большинство. «Нормы ограничивают и контролируют нас так незаметно, что мы с трудом осознаем их существование», — пишет американский психолог Д. Майерс.

Норма воспитания — золотая середина. Дети, выросшие в условиях постоянных ограничений, часто становятся бездушными, жестокими людьми. В их поведении легко усматривается агрессивность, перенесенная из безответного детства во взрослую жизнь. Если потакать всем капризам ребенка, он легко может превратиться в маленького тирана семьи. Из таких детей нередко вырастают эгоистичные, истероидные натуры, неспособные к упорному труду, лишенные самокритики, живущие по принципу: «лишь бы сейчас было хорошо». Все в меру — это и есть норма воспитания. Абсолютная норма — такая же абстракция, как «идеальный человек». В реальной жизни мы не сможем отыскать его. Потому под нормой и понимаются такие характеристики, которые присущи большинству людей. Основой практической оценки нормы является ее пригодность, приспособленность к обычным условиям существования. Норма то, что определяет жизнь большинства в существующих реалиях. Изменяются реалии — пересматриваются нормы.

Норма не может быть субъективной. Неправильно говорят, что норма — это мнение каждого отдельного человека. Нет, это как раз одобряемый и поддерживаемый большинством людей образ жизни, деятельности, человеческих отношений. Когда в Японии вспыхивает очередная дискуссия о модернизации школьного воспитания, именно большинство людей требует сохранить все как было раньше — учебник по этике не переиздавался в этой стране уже несколько столетий.

При оценке нормы часто пользуются собственными представлениями. Оценивая поведение других людей, чаще всего основываются на личных мнениях о хорошем и плохом. Подвержены этому и учителя. Одни педагоги тяготеют к постоянным общечеловеческим нормам, другие руководствуются существующими в жизни критериями. То, что для одного воспитателя не выпадает из нормы, для другого может показаться вопиющим нарушением. Для одних важнее всего соблюдение общих правил, для других — поведение в конкретной ситуации. К тому же и поступки детей оценивают по взрослым нормам, часто забывая соотнести их с периодом развития. Хотя и знаем: не позволено школьнику то, что естественно для трехлетнего ребенка. Поведение ребенка с малых лет оценивают по взрослым меркам: не выполнил, например, своего обещания, значит, лжец, будь тебе хоть 4, хоть 14 лет.

Сказать, что поведение ребенка нормальное или ненормальное — значит ничего не сказать. Например: ребенок ведет себя тихо, скромно, незаметно, никого не обижает. Норма? Трудно сказать, пока не поймем, что за этим скрывается. Может быть, душевная тонкость, благородство, большая внутренняя культура, но, может быть, и чрезвычайная робость, застенчивость, отсутствие собственного мнения, страх, «бесхребетность».

В современной педагогике понятие «норма» часто выступает синонимом понятий «средний», «обычный», «ничем не примечательный». Спросите учителей: какой он, «нормальный» ученик? — и чаще всего они подтвердят, что норма — это середина между крайними отклонениями. Чаще всего так называемые «нормальные» дети — это средние типы, ничем не примечательные. Но если следовать такой логике, то каждый, кто обращает на себя внимание, — это ненормальный, и в эту категорию попадают миллионы. Педагогика должна определиться, за кого она. До сих пор все ее теории создавались для «среднего» воспитанника, а усилия практиков, руководствовавшихся ими, — на воспитание «среднего», «нормального» человека. Всеми силами некоторые учителя пытаются яркую, самобытную, неординарную личность свести до уровня безликого, серого, незаметного, «нормального» существа. К этому ли нужно стремиться? «Средних» людей быть не должно. И педагогика для «средних» тоже должна отойти в прошлое. Коррекционная педагогика — это педагогика личностно ориентированного воспитания для «ненормальных» детей. Пусть их будет больше, и пусть они вырастут нормальными, а не средними людьми.

С древнейших времен и до наших дней воспитание направляется на то, чтобы сформировать человека в соответствии с принятой в данном обществе и в данное время нормой. Достижение нормы — главная практическая цель любого воспитания. Воспитание достигло цели, когда воспитанник соответствует принятому образцу, становится носителем общепринятого стандарта жизни, деятельности, поведения.

Из этого обобщения можно сделать несколько выводов:

—нормы выражают главные ценности, цели и задачи воспитания;

—нормы подвижны, изменчивы, поскольку цели и задачи воспитания не остаются неизменными на различных этапах и в разное время общественного развития;

—главная задача школьного воспитания — довести развитие и воспитание каждого ученика до установленной общественной нормы.

Как же все-таки выделяют норму? Не иначе как на основании теоретических представлений о характерных для каждого возраста особенностях протекания нервных процессов возбуждения и торможения, о содержании и направленности главной деятельности, ее целях и способах их достижения в том или ином возрасте. С одной стороны, эти теоретические представления являются итогом обобщения опыта детского поведения, с другой — результатом новых научных открытий. Существуют различные подходы к установлению нормы воспитания: исторический, социологический, статистический, практический. Но ни один из них не является бесспорным и надежным.

Общим подходом к установлению нормы является стандартизация. Это процедура выделения главных признаков и сведения их в итоговый документ — стандарт.

В его основу должны быть заложены общечеловеческие ценности; христианские заповеди: не укради, не убей, не обманывай, не нарушай слово, уважай старших и др. — безусловно, сохраняются и в наши дни. Естественное течение жизни дополнит его новыми особенностями, но основу сегодня, как и в прошлом составят вечные и нерушимые ценности воспитания. Практика воспитания без боязни ошибиться должна опираться на них постоянно. Учитель, работающий с особыми детьми, за норму воспитания должен взять формирование общечеловеческих ценностей: честности, вежливости, уважения к старшим, верности слову, уважения прав другого. Если они существенно нарушаются, то это и будет отклоняющееся поведение.

Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой — в этом основная, хотя и не вся суть христианской любви как общечеловеческой ценности. Кроме этой ценности в догматах христианской веры выделяются верность поставленной цели; способность к состраданию; участливость; чувство надежности, безопасности; убежденность; стремление сотрудничать с другими; мужество; упорство в достижении цели; энтузиазм, активное отношение к жизни; справедливость; вера; верность; чувство товарищества; способность прощать; дружелюбие; вежливость; великодушие; готовность прийти на помощь; святость; честность; стремление; инициативность и находчивость; оптимизм; доброта; любовь; преданность в дружбе; послушание; терпение; миролюбие; настойчивость; целеустремленность; способность к раскаянию; умение не падать духом; уважительное отношение к окружающим; чувство ответственности; почтительность; способность к самодисциплине; мудрое отношение к своему достоянию; чувство благодарности; готовность доверять; надежность; бескорыстие; мудрость; поклонение Богу.

Проблема ценностей и норм привлекает все большее внимание педагогов. Подходов к ее решению много. Свои мнения высказали ведущие российские ученые Б.С. Гершунский, Н.Д. Никандров, М.В. Богуславский, И.Н. Сиземская, Л.И. Новикова и другие. Предельно обобщенно рассматривает вопрос известный педагог-практик В.А. Караковский. Его набор ценностей — человек («абсолютная ценность»), семья, труд, знания, культура, отечество, земля, мир.

Овладение этими ценностями должно составлять сердцевину воспитания современных школьников.

Общечеловеческие ценности ставятся выше национальных, поскольку они признаются подавляющим большинством людей во всех странах мира. Этот вывод нельзя смешивать с требованием придавать воспитанию национальный характер. Оно было всегда актуальным для российской школы, важность его не снижается и в условиях современных рыночных преобразований. Выводы многих исследований показывают, что в условиях интенсивного обмена между странами усиливаются космополитические тенденции, способствующие снижению национальных чувств, стиранию национальных особенностей.

В старых трактатах по воспитанию понятия целей и задач употреблялось мало, зато нормы проходят красной нитью через всю историю школы. Воспитателя Я.А. Коменский сравнивал с садовником: и тот и другой стоит на страже нормы. Садовник обязан выпрямлять криво растущие деревья, воспитатель — отклоняющееся поведение детей. В результате общество (сад) формируется нормально.

Чтобы ответить на вопросы, кем и как создаются нормы, следует выделить уровни формирования требований к воспитанию. Их несколько: методологический, политический, административный, педагогический, социальный, корпоративный. На методологическом уровне нормы выводятся из общечеловеческих ценностей, идеалов и целей воспитания. На политическом уровне требования к воспитанию формируются в программных документах перспективного развития общества, его экономики, социальной сферы. В общих чертах задаются требования к воспитанности, образованности, уровню развития людей, способных поддерживать и воплощать в жизнь намерения политиков, руководства страны. Административные нормы конкретизируют намерения политиков, воплощая их в социальный заказ — государственные документы, законы и положения. На педагогическом уровне происходит преобразование общих положений в практически выполнимые задачи. Создается теоретическая и технологическая поддержка для их реализации, решение проблемы переводится в практическую плоскость. Общество чутко реагирует на происходящие изменения и в свою очередь корректирует социальный заказ на воспитание. Под давлением общественности цели, задачи, нормы пересматриваются, уточняются.

Нормы, проектируемые разными институтами, не всегда и не во всем совпадают. Это большая общественная и педагогическая проблема. Педагоги находятся в очень сложном положении: чего хочет общество? какого человека и для каких целей необходимо формировать в школах? для какого будущего? каких норм перспективного общественного поведения придерживаться? «Ввиду невозможности дать строгое научное толкование понятию человеческой нормы, — пишет В.П. Кащенко, — за нормальное признается просто среднее и в то же время наиболее часто встречающееся значение».

Перейдем теперь к непосредственному практическому выделению педагогической нормы воспитания и прежде всего попытаемся ответить на вопрос: какое поведение школьников считать нормальным, а какое — выпадающим из нормы, отклоняющимся?

Общим признаком отклоняющегося поведения является неадекватное, т. е. неправильное, неестественное, лишенное смысла реагирование ребенка на возникшую ситуацию. Что бы мы сказали о взрослом, который поет частушки во время похорон или читает заупокойную молитву на свадьбе? Только то, что он неадекватно реагирует на ситуацию, его поведение не отвечает ситуации. Это означает, что поведение ребенка нужно рассматривать в неразрывной связи с ситуацией, конкретными условиями. Укради ребенок конфету — мы его осудим, но если это сделает голодный мальчик-беженец, не каждый осмелится осуждать его. Если брать в единстве поведение и ситуацию, будет меньше ошибок. Обычно учитель видит последствия, т. е. само отклоняющееся поведение, но мало или ничего не знает об условиях, его вызывавших. Отсюда масса ошибок. Каждый студент приведет примеры ошибок своих учителей. Каждый побывал в ситуации, когда учитель не понял, не разобрался, не захотел понять, почему возник тот или иной проступок, наказал несправедливо. Детей это особенно ранит, их ответом часто становится уже преднамеренное отклоняющееся поведение.

Свобода поведения в норме всегда адекватна ситуации. Подрался ребенок, защищая свое достоинство, — это норма. Так сложилась ситуация. Но если ситуация не требовала тех или иных его действий, изменения формы поведения — это уже отклонение. Поэтому главное, что необходимо внушать детям, — вести себя сообразно условиям. Кричать, когда нужно кричать, бегать и прыгать, когда есть для этого причина, вымазать мелом стул нелюбимой учительнице, грубить и хамить насильнику — это тоже норма. Вчитайтесь, что пишет Я. Корчак: «Теоретизируя, мы забываем, что обязаны учить ребенка не только ценить правду, но и распознавать ложь, не только любить, но и ненавидеть, не только уважать, но и презирать, не только соглашаться, но и возмущаться, не только подчиняться, но и бунтовать».

Возрастная норма: что позволено пятилетнему, осуждается в поступке девятилетнего; что может первоклассник, запрещено выпускнику. Не может быть приемлем человек, сотканный из одних достоинств, так же как с одними только недостатками. Все должно быть в меру, все в сочетании, все в гармонии.

В психологии и педагогике опробован статистический метод установления нормы. Он основан на обработке значительного количества наблюдений. Математики доказали, что для определения нормы и ее описания достаточно знать два показателя: среднюю арифметическую (X) и так называемое стандартное отклонение (0). Значение последнего не зависит ни от единиц измерения, ни от общего числа случаев. Закон нормального распределения показывает, что существующие отклонения от некоторой средней величины как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения будут равноудалены (рис. 2).

Путем многократных проверок установлено, что в пределах о и —а находится 68 % всех случаев, или по 34 % с каждой стороны от нормы (на графике — т. 0). За этими пределами, т. е. в интервале +2а и —2а находится еще 32 % случаев, или по 16 % с каждой стороны от нормы.

Такое понимание нормы широко используется при определениях, например, умственной одаренности и отсталости. Американская ассоциация по изучению умственной неполноценности признает четыре уровня умственной отсталости, которые устанавливаются по стандартному отклонению. Если его значение находится в пределах ±2а, то это классифицируется как легкая степень умственной отсталости, ±3а дает уже средний уровень неполноценности, ±4а — тяжелую и ±5а — глубокую умственную неполноценность.

Этим методом могли бы воспользоваться учителя, если бы удалось выделить и описать параметры нормального поведения. Для этого нужно знать X — средний показатель нормы, вычислить его как среднюю арифметическую величину составляющих, но пока в точности ученые не знают, из каких компонентов складывается нормальное поведение школьников.

Педагогическое понимание нормы поведения. Вцентре ее свобода ребенка. Он по праву рождения свободен в своих действиях и поступках. Ему никто и ничего не может запретить. На собственном опыте ему предоставляется возможность учиться, как нужно поступать, выяснять для себя, какое его поведение будет наиболее выгодным для него самого. Он должен выбирать сам. Норма — обоснованность выбора.

Японские родители никогда ничего не запрещают детям. Они только предостерегают: это может быть опасно, это очень опасно. А дальше действуй, как хочешь. Набравшись синяков и шишек, ребенок очень скоро начинает понимать, что предостережения не были напрасными. К 10 годам он уже не просто понимает своих родителей, а чтит, боготворит их за то, что они подсказывают ему, как жить. Так же воспитывают и в школе.

Метода, равного свободе выбора по силе воздействия, нет, особенно тогда, когда он поддерживается всеми другими методами воспитания. В западном мире на помощь призывают закон. Права человека (ребенка, в частности) гарантируют ему очень широкий диапазон личного поведения. Ученик может приходить в класс и уходить, когда захочет, он может отвечать, а может и отказаться. Никто не вправе ограничивать его права. И он это знает.

Но поступать, как ему вздумается, он может только теоретически. Практически он зажат общественными нормами, законом. Американцы говорят: «Ваше право курить заканчивается там, где начинается мой нос». «Ваше право опаздывать, — говорит американский учитель, — заканчивается перед дверью нашего класса. Опаздывайте, если хотите, но мы не намерены из-за вас нарушать работу». Такой подход, когда нормы поведения не навязываются, а поддерживаются всем обществом, всеми людьми, достаточно эффективен.

В таком подходе — уважении прав и свобод ребенка, с одной стороны, и необходимостью согласовывать свое поведение с другими людьми, у которых тоже есть права, — с другой, и заключается главный смысл нормального поведения. На этом стоит гуманистическая коррекционная педагогика: не запрещать, не наказывать, не ограничивать, а выражать ребенку общественную необходимость в требованиях вести себя так, чтобы не мешать другим людям, не ограничивать их прав и свобод. Если один ребенок, к примеру, громко кричит, то своим криком он нарушает права других детей на тишину во время занятий. «Не кричи!» — требует учитель. «Почему не кричать?» — недоумевает ученик. Ему хочется кричать. Он имеет право кричать. Требование учителя он воспринимает как его личную претензию, как необоснованную придирку. Но если учитель скажет: «Своим криком ты нарушаешь мои права, права других детей», то ребенок вынужден будет притормозить, он интуитивно чувствует, что права собственности, права многих людей нарушать нельзя. Ученик традиционно воспринимает замечания учителя как его личные претензии. Перестановка акцентов с личного на общественное меняет это отношение: «Я выражаю тебе не свои личные претензии, а требование всех людей. Если ты будешь продолжать нарушать их права, они могут тебе этого не простить».

Итак, норма поведения есть то, что поддерживается большинством людей. В основе нормального поведения — соблюдение общечеловеческих требований, христианских заповедей. Не воруй, не обижай младших, уважай старших, не лги, будь верен данному слову, выполняй свои обязанности, чти своих родителей, будь готов выполнить долг перед людьми и страной — вот вечный набор ценностей, на которые будет ориентироваться воспитатель. Отклонение поведения ребенка от этих норм рассматриваемся как девиантное.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.009 сек.)