|
||||||||||||||||||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Тема2. Первобытный мир и зарождение цивилизацииОпережающее задание - подготовить проекты на следующие темы: 1. Многообразие версий происхождения человека. 2. Прародина человечества: мифы и научные открытия. 3. Открытие Луиса Лики в Олдовайском ущелье в Восточной Африке. 4. От палки-копалки до компьютера. 5. Капова пещера и палеолитическая живопись на Южном Урале. 6. Загадки Стоунхенджа. 7. Возникновение религии в первобытном обществе. Краткую информацию о проектной деятельности на занятиях истории и рекомендации по подготовке и защите учебных проектов смотрите в приложении 2 (с. 38). Задание 1. Дайте определение следующим понятиям: Антропогенез - _______________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ Родовая община(род) -________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ «Первобытный коммунизм» - ___________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ Промискуитет - _______________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ Экзогамия - __________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ Дуально-родовой групповой брак - ______________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ Племя - _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ Задание 2. Прочитайте отрывок из книги американского антрополога РианыАйслер «Чаша и клинок» и ответьте на вопросы. "Если это не патриархат, значит, - матриархат" Применяя этот принцип к накапливающимся свидетельствам того, что напротяжении тысячелетия человеческой истории высшее божество было женскогорода, многие ученые XIX и XX веков пришли к, казалось бы, потрясающемузаключению. Если доисторические времена не были патриархальными, они должныбыть матриархальными. Другими словами, если мужчины не господствовали надженщинами, женщины должны были господствовать над мужчинами. Затем, когда свидетельства, как показалось, не подтвердили этозаключение, многие ученые вернулись к более традиционному взгляду. Разникогда не было матриархата, решили они, значит, мужское господство всегдадолжно было быть человеческой нормой. Свидетельства, однако, не подтверждают ни то, ни другое. Прежде всего,имеющиеся у нас археологические данные показывают, что допатриархальноеобщество было по всем современным меркам обществом равенства. Затем, хотя в этих обществах родство определялось по материнской линии, и женщины какжрицы и предводительницы клана играли ведущую роль во всех аспектах жизни,почти нет указаний на то, что положение мужчины в этой общественной системебыло сколько-нибудь сопоставлено с угнетенным и подчиненным положением женщины в системе с мужским господством, котораяпришла на сменуматриархату… Что касается отношений мужчин и женщин, то действительно, как отмечаетМеллаарт, святое семейство в Чатал-Хююке представлено "в порядке важности:мать, дочь, сын и отец" и оно, возможно, отражало порядок в семьях горожан,которые, очевидно, были матрилинейными и матрилокальными. Верно и то, что вЧатал-Хююке и других неолитических обществах антропоморфные изображенияБогини и юной Девы, зрелой Матери и старой Бабушки или Прародительницы,восходящие к изначальной Создательнице, являются, как позднее отметилгреческий философ Пифагор, проекциями различных стадий жизни женщины. Наматрилинейную и матрилокальную социальную организацию указывает и то, что вЧатал-Хююке женское ложе всегда располагалось одинаково - в восточной частижилища. Кровать мужчины не имеет постоянного места, к тому же она меньше. Все это свидетельствует о превосходстве женщины в религии и жизни,однако нет никаких указаний на вопиющее неравенство между женщинами имужчинами. Нет и признаков угнетения, подавления мужчин. В отличие от "мужских" религий нашего времени, когда за небольшим исключением только мужчины могли войти в религиозную иерархию, у древнихбыли и жрицы, и жрецы. Например, Меллаарт отмечает, что в Чатал-Хююке обрядыпоклонения Богине совершали в основном жрицы, но участвовали и жрецы. Онсообщает, что в захоронениях в святилищах были найдены обсидиановыезеркальца и прекрасные костяные застежки-пряжки. Первые попадались толькорядом с останками женщин, вторые - только рядом с мужчинами. Меллаартзаключил, что это были "атрибуты жриц и жрецов, чем можно было бы объяснитьнемногочисленность этих предметов и то, что они встречаются только всвятилищах". На то, что пожилые мужчины - наравне с пожилыми женщинами - пользовались в обществе почетом и уважением, указывают скульптуры,изображающие почтенных старцев... О том же свидетельствуют использование символовбыка, бычьей головы или рогов в святилищах Анатолии, Малой Азии, ДревнейЕвропы, позднее в минойско-микенской культуре- символов мужского начала… Более того, некоторые ранние фигурки Богини не толькосоединяют в себе черты человека и животного, но часто имеют элементывнешности, например, преувеличенно длинные шеи, которые могут бытьистолкованы как признаки андрогинии. И, конечно, молодой бог, сын-супругБогини, без которого немыслимо главное чудо допатриархальной религии,таинство возрождения. Таким образом, ясно, что тогда как женское начало, основной символ чудажизни, господствовало в искусстве и идеологии неолита, мужское начало такжеиграло важную роль. Вопросы и задания к тексту: 1. На какие доказательства ссылались ученые, утверждая, что в доисторические времена господствовал матриархат?________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Тезисно выделите основные идеи учения Р.Айслероб общественномстатусе женщины и мужчины в эпоху неолита. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Какую роль в теории Р.Айслер сыграли раскопки в Чатал - Хююке? _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Как Вы думаете, почему женщина в эпоху неолита занимала такое важное место в социальной иерархии? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Задание 3. Подпишите названия орудий труда и охоты,используемых первобытным человеком. ______________ ___________ _____________ _______________ ____________ __________ Задание 4. Прочитайте отрывок из статьи Ю.Латова «Неолитическая революция» и ответьте на вопросы. НЕОЛИТИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ (neoliticrevolution) – произошедший в позднепервобытном обществе революционный переворот в производстве, связанный, как правило, с переходом от присваивающего к производящему хозяйству и создавший предпосылки для формирования раннеклассового общества. Термин «неолитическая революция» ввел в 1949 английский археологГордон Чайлд, близкий по своим концептуальным предпочтениям к марксизму и предложивший термин по аналогии с марксистским понятием «промышленная революция». Эта революция, по Чайлду, «трансформировала человеческую экономику, дала человеку контроль над его собственным запасом продовольствия», создав тем самым условия возникновения цивилизации. Поскольку понятие «промышленная революция» к середине 20 в. уже стало общепринятым, то и термин «неолитическая революция» быстро завоевал популярность. Другие варианты названий этого исторического события (например, «революция в производстве пищи», «земледельческая революция») не получили поддержки специалистов. В настоящее время неолитическая революция считается одним из трех главных революционных изменений в экономике – наряду с промышленной и научно-технической революциями. В терминах «промышленная революция» и «научно-техническая революция» заложено указание на основные черты произошедших изменений (соответственно – превращение промышленности в главную сферу экономики и повышение наукоемкости применяемых технологий). В отличие от них термин «неолитическая революция» указывает лишь на археологическую эпоху, когда произошли революционные изменения, но не уточняет, а каковы же собственно эти изменения.Это не случайно – дело в том, что о главном содержании неолитической революции продолжаются дискуссии и в наши дни. Неолитическая революция как изменение технологий производства материальных благ. Сам Г.Чайлд считал главным содержанием неолитической революции переход от присваивающего хозяйства (охота, собирательство, рыболовство) к производящему хозяйству (земледелие и скотоводство). Ранее люди забирали у природы ее дары (дикорастущие съедобные растения, зверей, рыбу), теперь же они начали производить то, чего в природе до них не было (производить селекцию культурных растений, выводить новые породы скота). Именно эта смена основных видов производственной деятельности привела, по мнению Г.Чайлда, к развитию социальной дифференциации, археологическими показателями которой являются монументальная архитектура, иерархия поселений и развитое искусство. Изучение археологических материалов (особенно, по Америке) и быта сохранившихся отсталых народов показало, однако, что жесткая связь между социальной стратификацией и переходом к производящему хозяйству встречается отнюдь не везде. Известны народы, которые продолжали заниматься присваивающим хозяйством, но уже далеко ушли от первобытного равенства. Например, индейцы Аляски 18–19 вв. занимались в основном рыболовством и охотой, однако ко времени прихода европейцев у них уже существовали такие институты как вождества, войны между племенами, патриархальное рабство. Для объяснения этого противоречия следует обратить внимание на самые общие признаки производящего хозяйства, выделенные советским историком В.М.Бахтой: оседлость; создание и хранение запаса; интервал в последовательность работ; цикличность труда; расширение спектра деятельности. Из этих пяти признаков для развития социальной стратификации достаточно лишь трех – 1-ого, 2-ого и 5-ого. Наиболее важным является признак (2): именно накопление редких материальных благ (прежде всего, пищи) дает начало делению на богатых и бедных. Поэтому советский историк В.А.Башилов еще в 1980-е предложил понимать под неолитической революцией переход от производства прожиточного минимума к стабильному производству прибавочного продукта независимо от того, при каких именно формах хозяйства происходит данный переход. Логика концепции В.А.Башилова такова. До неолитической революции производство избыточного продукта происходило случайно и неустойчиво, поскольку не было технологий длительного сохранения дефицитной пищи. Когда же открывают способы длительного хранения запасов пищи (копчение, соление и т.д.), то сразу возникает мощный стимул не поедать немедленно всю добычу, как это происходило в раннепервобытном обществе, а накапливать ее на «черный день». Владельцы большего запаса могут гарантировать стабильный уровень жизни не только самим себе, но и своим близким. Поэтому они приобретают более высокий социальный статус. Накопление богатства стимулирует грабительские набеги на соседние племена, чтобы отнять их накопления. Таким образом, для формирования социального расслоения могут возникнуть достаточные условия даже при сохранении присваивающего хозяйства. Концепция Башилова не опровергает, а дополняет концепцию Г.Чайлда – она рассматривает переход к производящему хозяйству (неолитическую революцию в узком смысле слова) как частный случай возникновения технологий производства прибавочного продукта. Если неолитическая революция в узком смысле слова, по Чайлду, включает все пять признаков производящего хозяйства, то неолитическая революция в широком смысле, по Башилову, – только три (1-й, 2-й и 5-й)… Вопросы и задания к тексту. 1. Кем впервые был употреблен термин «неолитическая революция»? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________ 2. Почему термин «неолитическая революция» стал общепринятым? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________ 3. Чем отличаются определения понятия «неолитическая революция», данные Г.Чайлдом и В.А.Башиловым? В чем сходство их учений? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 5. Найдите и вычеркните лишниепо смыслу текста слова. В период неолитической революции были изобретены лук со стрелами, капканы, бумеранг, палка-копалка. В этот период появились такие виды человеческой деятельности, как: земледелие, охота, скотоводство. Первыми животными, которых одомашнил человек, были: собака, овца, корова, гепард, кошка. Из растений первыми научились выращивать просо, кукурузу, пшеницу, ячмень. Задание 6. Заполните таблицу «Достижения человека в эпоху первобытного общества».
Общее количество набранных баллов по теме 2: _______________ Преподаватель:__________________ Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.) |