|
|||||||||||||||||||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Менеджера СКДЦель: сформировать представление о неориторике и деловой риторике, выявить особенности ораторской деятельности (важного компонента профессионализма менеджера СКД) Вопросы: 1. Понятие риторика, виды и жанры словесности 2. Особенности деловой риторики 3. Неориторика и коммуникативная целесообразность речи делового человека 4. Жанры делового общения и риторические приемы в публичном выступлении Ключевые слова: риторика, деловая риторика, неориторика, публичная речь, ораторское искусство, приемы оратора По данным исследователей, менеджеры, коммерсанты до 80% рабочего времени расходуют на общение. В процессе профессиональной деятельности представители этих специальностей пользуются устной речью для того, чтобы планировать работу, согласовывать усилия, проверять и оценивать результаты; для усвоения, приобретения и передачи информации; наконец, для воздействия - влияния на взгляды и убеждения, поступки других, чтобы изменить отношение к определенным фактам и явлениям действительности. Деловому человеку необходима также способность эффективно слушать, точно воспринимать однократно звучащую речь. Недостаточная речевая культура заметно снижает рейтинг, может пагубно сказаться на карьере. Поэтому подготовка высококвалифицированных и компетентных менеджеров СКД, невозможна без обучения культуре устной вербальной коммуникации. Термины «риторика» (греч. retorike), «ораторское искусство» (лат. «Orator», «orare» - «говорить»), «витийство» (устар., старославянск.), «красноречие» (русск.) синонимичны. “Риторыка” с греческого переводится «течь», «литься». Формула «Риторика – наука убеждать» на первый план выдвигалась Аристотелем и Аполлдором. В теории римского красноречия была популярна формула Квинтилиана «Риторика – искусство говорить хорошо», т.е. впечатлять. В современной риторике компануются разные виды словесности. Классификация видов и жанров современной словесности. I.Устная словесность: дописьменная речь; риторическая речь: а) ораторская; б) гомилетическая; репродуцирующая. II.Письменная речь: а) эпистолярная, б) деловая, документальная, в) рукописные сочинения. III.Печатная словесность: художественная литература; научная литература; журнальная литература. IV.Словесность СМИ: массовая информация; информатика как вид деловой и развлекательной деятельности. Художественное чтение - это сочетание техники речи с решением творческих задач выразительного чтения. Искусство чтеца и актёра два самостоятельных вида творчества (сценическая речь подчинена иным законам, чем художественное чтение, используемое в деятельности менеджера СКД) С давних времен, наряду с академическим, духовным, дипломатическим, военным, общественно - политическим, социально - бытовым, судебным, выделяют деловое красноречие. Деловая риторика - это наука и искусство убедительной и эффективной речи в различных видах (или жанрах) делового общения. В качестве объекта изучения данной дисциплины выступают устные и письменные жанры служебного контакта, такие, как доклад на собрании, переговоры, договор, заявление, приказ и т. д. Деловая риторика представляет собой коммуникативно-ориентированную деловую речь, обучение которой включает теоретическую информацию (лингвистическую, психолингвистическую, психологическую, этическую), практическое овладение речевыми жанрами, а также вопросами, преимущественно поискового проблемного характера, выполнение заданий репродуктивного (например, наблюдения, анализ текста) и творческого плана (ролевые игры, выступления и др.). Причины возникновения риторики как политического так и философского толка. Школа элеатов разорвала казавшуюся до тех пор естественной связь слова и вещи и сделала слово лишь условным обозначением вещи. Таким образом, слово было отделено, явилось особым предметом исследования. При этом слово стало делом. Так постепенно сложилось теоретическое обобщение ораторской практики, собрание правил и методических приемов обучения. Анализ большого эмпирического материала был проделан Аристотелем («Риторика»), Цицероном («Оратор», «Об ораторе», «Брут или о знаменитых ораторах»), Квинтилианом («Риторические наставления») и другими античными мыслителями. В эпоху Средневековья риторика считаласьмастерством украшения речи, причем не только устной, но и письменной. Проповеди «отцов христианской церкви» Тертуллиана, Иоанна Златоуста, Августина Аврелия, Фомы Аквинского легли в основу гомилетики – теории церковного красноречия. В этот период европейские риторические идеи проникли в Древнюю Русь. Встречается несколько видов древнерусского краснословия: политическое (вечевая речь), дипломатическое, военное, торжественное, духовное. История появления на Руси довольно развитой теории ораторского искусства датируется началом XVІІ века. К этому времени относятся первые работы - епископа Макария, М. И. Усачева, к более позднему – сочинения Стефана Яворского, Феофана Прокоповича. Становление риторики как научной дисциплины неотделимо от имени М. В. Ломоносова - автора «Краткого руководства к красноречию» (1748). В этом труде представлен свод правил, которым предлагалось следовать в устных и письменных произведениях на государственные, общественные и религиозно - философские темы. Риторика активно развивалась в Европе до конца XVIII века, в России интерес к ней угас в XIX столетии. Ренессанс науки наблюдается с 60-х годов XX века. Интенсивная разработка проблем отечественного красноречия в последние годы связана с тем, что вновь появился заказ общества на мыслящего и говорящего человека. Демократия ослабляет власть приказа и усиливает значение убеждения. В настоящее время термин «риторика» употребляется в узком и широком смыслах. Риторика (в узком смысле) - это обозначение филологической дисциплины, изучающей теорию красноречия, способы построения выразительной речи во всех областях речевой деятельности (прежде всего в разных устных и письменных жанрах). Риторику (в широком смысле) называют неориторикой (термин введен профессором Брюссельского университета Х. Перельманом в 1958 году) или общей риторикой. Ее быстрое и продуктивное развитие вызвано появлением новых языковедческих наук - лингвистики текста, семиотики, герменевтики, теории речевой деятельности, психолингвистики. Неориторика занимается поиском путей практического применения этих дисциплин, разрабатывается на стыке языкознания, теории литературы, логики, философии, этики, эстетики, психологии. В теории современного красноречия возрождается древнее первоначальное ядро - концепт убеждения, рассматриваются формы и методы воздействия средствами устной и письменной речи. Цель обновленной риторики - определение наилучших вариантов (оптимальных алгоритмов) общения. Например, исследуются роли участников диалога, механизмы порождения речи, языковые предпочтения говорящих и т. п. Таким образом, неориторика - это наука об убеждающей коммуникации. Коммуникативная целесообразность речи - это точность, выразительность и богатство (иногда к коммуникативным качествам относят также чистоту, ясность и понятность). Точность речи связывается с точностью словоупотребления, правильным использованием многозначных слов, синонимов, антонимов, омонимов. Важнейшее условие точности - соблюдение лексических норм. Если говорящий заботится о том, чтобы обеспечить обратную связь, вызвать услушателя нужную реакцию на сообщение - интеллектуальную (сделать понятным), эмоциональную (пробудить чувство), волевую (заставить действовать), то это является свидетельством выразительности его речи. Выразительность может создаваться на уровне всех языковых единиц. В публичной речи и деловом общении часто используют специфические изобразительные средства, делающие высказывание ярким, образным, эмоциональным. Это так называемые риторические фигуры - зафиксированные обороты речи, слова и выражения в переносных значениях, являющиеся украшением текста. Они обогащают и разнообразят сообщения. В риторике традиционно различались фигуры мысли (средства выделить именно данную мысль, которые не менялись от пересказа иными словами) и фигуры слова (способ привлечь внимание и определенному месту речи). Фигуры слова, в свою очередь, делились на фигуры прибавления, убавления, перемещения, переосмысления слов. Последние называют тропами. Публичное выступление в деловом общении - это устное монологическое высказывание с целью оказания воздействия на аудиторию. В сфере делового общения наиболее часто используются такие жанры, как доклад, информационная, приветственная и торговая речь. В основе классической схемы ораторского искусства лежит 5 этапов: 1)подбор необходимого материала, содержания публичного выступления (inventio - «изобретение»), 2)Составление плана, распределение собранного материала в необходимой логической последовательности (dispositio - «расположение»), 3) «Словесное выражение», литературная обработка речи (e|ocutio), 4)Заучивание, запоминание текста (memoria - «память»), 5)Произнесение (pronuntiatio). Сегодня в ораторской деятельности выделяют 3 основных этапа: докоммникативный, коммуникативный и посткоммуникативный.
В неоднородной (гетерогенной) аудитории произносить речь труднее. Если публика различна по составу, надо, по возможности, адресовать какой – то фрагмент каждой группе. Следует заранее подумать о том, что сказать отдельным, особо авторитетным, важным персонам, если вы знаете, что они придут. Необходимо также выяснить численность аудитории. Большим количеством слушателей сложнее управлять. В огромной массе человек легковерен, склонен к обезличиванию, не способен к критике, видит все в черно-белых красках, реагирует на эмоции. Чем больше аудитория, тем проще, нагляднее, образнее следует говорить.* *Составьте предполагаемый портрет аудитории, перед которой вы хотели бы выступить с темой: «Профессия - менеджер». Как бы не интересна была тема, внимание аудитории со временем притупляется. Его необходимо поддерживать с помощью следующих ораторских приемов: 1) Вопросно-ответный прием. Оратор ставит вопросы и сам на них отвечает, выдвигает возможные сомнения и возражения, выясняет их и приходит к определенным выводам. 2) Переход от монолога к диалогу (полемике) позволяет приобщить к процессу обсуждения отдельных участников, активизировать тем самым их интерес. 3) Прием создания проблемной ситуации. Слушателям предлагается ситуация, вызывающая вопрос: «Почему?», что стимулирует их познавательную активность. 4) Прием новизны информации, гипотез заставляет аудиторию предполагать, размышлять. 5) Опора на личный опыт, мнения, которые всегда интересны слушателям. 6) Показ практической значимости информации. 7) Использование юмора позволяет быстро завоевать аудиторию. 8) Краткое отступление от темы дает возможность слушателям «отдохнуть». 9) Замедление с одновременным понижением силы голоса способно привлечь внимание к ответственным местам выступления (прием «тихий голос»). Действенным средством контакта являются специальные слова и выражения, которые обеспечивают обратную связь. Это личные местоимения 1 и 2 лица (я, вы, мы, мы с вами), глаголы в 1 и 2 лице (попробуем понять, оговоримся, отметим, прошу вас, отметьте себе, подумайте, конкретизируем и др.), обращения (уважаемые коллеги, дорогие мои), риторические вопросы (Вы ведь хотите услышать мое мнение?). Перечисленные языковые средства контакта помогают преодолеть «барьер», служат объединению говорящего со слушателями. В ораторском искусстве используются жесты и мимика. О важности жестикуляции, говорит тот факт, что в риториках, начиная с античных времен, ей посвящались специальные главы. Существуют различные виды жестикуляции в публичном выступлении: 1) Ритмические жесты. Они подчеркивают логическое ударение, замедление и ускорение речи, место пауз. Например, замедленное движение вправо при произнесении фразы «Говорит, что воду цедит». 2) Эмоциональные передают оттенки чувств (сжатый кулак, овальное движение руки, «отрубающая» фразу рука). 3) Указательные рекомендуется использовать в очень редких случаях, когда есть предмет, наглядное пособие, на которые можно указать. 4) Изобразительные наглядно представляют предмет, показывают его (например, винтовую лестницу). 5) Символические несут определенную информацию. К этой группе относятся жест категоричности (сабельная отмашка кистью правой руки), жест противопоставления (кисть руки исполняет в воздухе движение «там и здесь»), жест разъединения (ладони раскрываются в разные стороны), жест обобщения (овальное движение двумя руками одновременно), жест объединения (пальцы или ладони рук соединяются). Основным показателем чувств говорящего является выражение лица. Мимика оратора стимулирует эмоции аудитории, способна передать гамму переживаний: радость и скорбь, сомнение, иронию, решимость. Выражение лица должно соответствовать характеру речи. У хорошего оратора, как замечал мастер судебной риторики, адвокат А.Ф.Кони, «лицо говорит вместе с языком». С.Ф.Иванова в работе «Специфика публичной речи» выявила индивидуальные речевые типы: 1) Рационально - логический. Их часто заботит другое: как сделать свою речь более яркой, эмоциональной, какие подобрать примеры, чтобы заинтересовать аудиторию. «Логиками» чаще всего бывают сангвиники. 2) Эмоционально - интуитивный. Представители этого типа говорят страстно, увлеченно, пересыпая свою речь остротами, каламбурами, но не всегда могут уследить за жесткой логической последовательностью речи и «свести концы с концами». Наблюдается совпадение эмоционального речевого типа с холерическим темпераментом. 3) Философский. Ораторы - «философы» более или менее эмоциональны, склонны к анализу, иногда бывают очень организованны в своей работе, а иногда без всякой видимой организации раскрывают какой-нибудь один ненужный вопрос. Чаще всего данную группу составляют люди флегматического темперамента. 4) Лирический, или художественно - образный. Глубокая эмоциональность, лиризм, внутреннее волнение, острая впечатлительность, проникновенность - черты, характерные для типа. Чаще всего в основе его - характер утонченный, меланхолический. Доклад и речь основными жанрами делового общения. Доклад – это развернутое сообщение на определенную тему с цельюсформировать мнение слушателей по затронутым вопросам, определить характердальнейших практических действий. В докладе дается анализ обстановки,сообщаются сведения, ставятся задачи, даются рекомендации и оценки касающиесядеятельности коллектива. В отчетном докладе характеризуются результаты работыпредприятия или организации за определенный период, а также формируютсяперспективы развития. Речь - это вид публичного выступления, в котором осуществляются краткиесообщения на служебных совещаниях, в ходе дискуссии, на торжественных встречах,презентациях. Речь, отличается от других жанровконцентрацией ряда качеств: эмоциональностью, четкостью постановки проблем,насыщенностью, конкретностью, действенностью, а также сжатыми временнымиграницами Информационная речь (сообщение) звучит на совещании. Обычно этоактуальное сообщение, дающее новое представление о рассматриваемом предмете или явлении, гипотеза решения проблемы. Приветственная речь может быть посвящена юбилею лица, организации,встрече делегации, вручению награды, началу работы конференции, памятной дате.Главная задача этой речи - создать приподнятое, праздничное настроение,вдохновить, воодушевить слушателей. Приветственная речь должна быть эмоциональной. Приветственная речь, как правило, имеет следующую структуру: 1) обращение, слова приветствия, 2) краткая характеристика события,3) успехи и достижения, перспективы, 4) пожелания.На презентациях, собраниях произносят торговую речь. История еевозникновения восходит к воззваниям глашатых, которые ходили по улицам древнихАфин и объявляли о продаже рабов, скота, изделий. Известны также старые жанрырусской устной рекламы - зазывы, выкрики, острословицы. Риторические прыемы в публичном выступлении 1. Учет состава аудитории (культурно-образовательные, национальные, возрастные, профессиональные особенности) 2. Учет содержания и характера выступления (ситуации выступления, повод для речи, цель речи) 3. Объективная самооценка оратором своих личностно-деловых качеств, компетентности 4.
Риторические инструменты: эффект визуального имиджа, эффект первых фраз, эффект аргументации, эффект «квантового выброса информации», эффект релаксации, юмор. Выводы: Понятие риторика охватывает следующие области знаний: теория речи, искусство речи, ораторское мастерство. Доклад и речь основнымижанрами делового общения. В ораторской деятельности выделяют три основных этапа: докоммникативный, коммуникативный и посткоммуникативный. Основной риторический закон «Тип речи должен соответствовать типу ситуации». Литература: 1. Артоболевский, Г.В. Художественное чтение. Книга для учителей и руководителей художественной самодеятельности. / Г.В Артоболевский. – М., Просвещение, 1978. – 240с. С.117-153, С. 168-179. 2. Буева Л. Социальная среда и сознание личности. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988. - Вып.1. - С.14-47. 3. Голубев, В.Л. Риторика: ответы на экзаменац. вопр./В.Л. Голубев. – Минск: ТетраСистемс, 2008. – 224с.С.16-58. 4. Зубра, А.С. Управленческая культура современного руководителя: учебное пособие / А.С. Зубра. - Минск: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2004. – 425с. 5. Рудь, Л.Г. Культура речи: учеб. пособие / Л.Г. Рудь, И.П. Кудреватых, В.Д. Стариченок; под ред. В.Д. Стариченка. – Минск: Вышэйшая школа, 2005. – 271 с. 6. Ханин, М.И. Практикум по культуре речи / М.И. Ханин. – М.: Новое знание, 2009. – 167с. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.007 сек.) |