|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
История развития российского гимна с древних временПомимо герба и флага высшим символом государства является гимн - торжественное музыкальное произведение, призванное сплачивать, вдохновлять всю нацию. Праздничность и торжественность гимнов усиливает и укрепляет национальное и государственное самосознание, а в международных отношениях их исполнение, как и приветствие флагами, означает выражение почестей представителей иностранной державы. Так же, как и подъем государственного флага, исполнение государственного гимна сопровождается проявлением высших форм уважения к нему - вставанием гражданских лиц и отданием чести или салютованием военными. Зарождение гимнов теряется в глубокой древности человечества, ныне они «разветвились» на религиозные, государственные, военные, революционные и партийные. Тема русских гимнов практически не разработана ни историками, ни музыковедами здесь много неясного и часть положений приходится давать в порядке постановки проблемы. В России долго не было своего гимна. Вплоть до XVII века во время государственных церемоний и событий общегосударственного значения исполнялись православные церковные песнопения. В эпоху Петра Великого во время всевозможных с торжеств стали исполняться «виватные канты» - патриотические песнопения, перемежавшиеся пением «Многие лета», Канты восхваляли Бога, «российского орла» - царя и русское оружие. Они исполнялись вплоть до 1780-х гг. В течение всего XVIII века функции гимна выполнял средневековый общеевропейский псалмовый гимн «Тебя, Бога, хвалим». Его исполняли после побед русских войск, в конце торжественных молебствований и в «царские» дни императорской семьи, а также после застольных здравиц. К хвалебным кантам, ораториям примыкал старейший русский «Преображенский марш Петра Великого», созданный ближе к концу царствования «фундатора Отечества». С этим маршем русские войска одерживали свои победы. К концу XIX века марш элитного полка Российской империи стал главным в России. С 1917 г. «Преображенский марш» некоторое время стал выполнять функции государственного гимна. В отличие от этого полкового марша, другой - «Гром победы» стал неофициальным гимном со дня своего создания. Огромную роль он сыграл в Отечественной войне 1812 г. Этот марш стал символом дворянской эпохи; частое исполнение на торжественных церемониях придало ему функции дворянского гимна. Однако он никогда не был официально-государственным, и центральная власть никогда не ставила вопроса о его утверждении в этом качестве. Первым официальным государственным гимном России была «Молитва русских», слова которой написал поэт В. А. Жуковский. Как все гимнические песнопения, «Молитва русских» была краткой и легко запоминающейся. 19 сентября 1816 г. «Молитву» пели при праздновании годовщины Царскосельского лицея с двумя дополнительными куплетами, сочиненными А. С. Пушкиным. Тогда же Александр I издал указа исполнять «Молитву русских» полковым оркестром всегда при встречах императора. Этот гимн считали первым официальным гимном России. Рождение второго официального гимна, с которым страна прожила почти век, связано с именем А. Ф. Львова 25 декабря 1833 года, в день празднования годовщины изгнания французов из России, «Боже, Царя храни» было исполнено во всех залах Зимнего дворца, где собрал войска. Этот день стал официальной датой рождения государственной молитвы Российской империи за своего царя, единственного и официального гимна вплоть до 2 марта 1917 г, дня отречения императора Николая I от престола. Несложную хоральную мелодию Львова называли одной из красивейших в мире. Вся гениальность состояла в простоте формы и силе идеи. Русский гимн был самым кратким в мире. Всего шесть строк текста и 16 актов мелодии легко западали в душу, без труда запоминались абсолютно всеми и были рассчитаны на куплетный повтор - трижды. Сейчас, имея даже общее представление об исторической психологии, мы можем без предвзятости оценивать творение Львова. Если и в наше время монарх считается фокусирующим центром для таких наций, как английская, голландская, шведская или японская, то тем более это было свойственно для России. В глазах большинства русских царь был священным общенациональным символом, воплощавшим идею независимости и величия страны. Царь после Бога считался первым хранителем русской земли, защитником «простого» народа и православия, высшим идеалом. Гимн пели при встречах императора на балах при официальных въездах в города и на торжественных застольях после здравиц за императора. Однако воспоминание о Александре I «Благословенном» вскоре исчезло и с середины XIX в. в обществе нарастало раздражение мертвящей деспотией и правительственной пропагандой, нещадно эксплуатировавшей три первых слова гимна во всех официальных статьях и речах. 1 марта 1881 г. террористы-народники убили «царя-Освободителя» № Александра II. Максимализм революционеров переносился на все, что имело отношение к самодержавию, в том числе и на символику. Атеистическая интеллигенция видела во Львове лишь придворного аристократа, а в его шедевре - голый монархизм и поповщину. Русский национальный гимн для многих стал пустышкой, он уже не сплачивал, а раскалывал общество, которое противопоставляло ему «Марсельезу» и другие революционные песни. За рубежом царский гимн вызывал иногда протесты даже славянской демократической общественности. Не имея возможности прямо критиковать самодержавную идею гимна, демократическим силам приходилось приписывать ему отсутствие национальной специфики. Позже, во время войны с Германией и Австро-Венгрией, добавилось обвинение в схожести гимна с немецким хоралом. Упреки в подражательности были надуманными. Во-первых, гимн Львова, несмотря на использование правил немецкой гармонии, сохранял преемственность с русскими духовными песнопениями. Во-вторых, образцы мирового искусства, созданные, например, в стиле барокко, ампир, не обязательно должны были нести на себе отпечаток национального. В-третьих, абсолютизация «своеобразия» обессмыслила бы те произведения, которые становясь наднациональными, принципиально исключали местную специфику. Следует упомянуть, что даже в начале XX в. часть русского общества - преподаватели гимназий, военные, часть художественной интеллигенции, не говоря уже об обывателях, все еще продолжали видеть в «Боже, царя храни» патриотический символ государства. Временное возрождение популярности гимна произошло после начала первой мировой войны. День рождения русской национальной оперы «Жизнь за царя», 27 ноября 1836 г. начал новую эпоху в культурной жизни страны. В финале оперы народ встречал и славил гимном-маршем только что венчанного на царство основателя новой династии Михаила Федоровича Романова. В музыкальную литературу гениальное «Славься» вошло как национально-патриотический гимн, как высшее выражение русского национального духа. В общественной жизни страны «Славься» объединял все сословия: он исполнялся и на официальных празднествах после «Боже, царя храни» и на собраниях молодежи как революционный гимн. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |