|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Основные теории на происхождение российского гербаВ России, как и во многих странах Европы, эмблемы, из которых в дальнейшем сложился государственный герб, появились в средние века. В конце XV века первый государь объединенной Руси Иван III «строит» общегосударственную печать. Предположительно символика русского герба ведет начало от этой печати. Действительно, печать представляет впервые соединившихся и неразрывных в течение многих последующих столетий всадника, поражающего копьем дракона и двуглавого орла с коронами на головах, но если на печати Ивана III обе эмблемы выступают как бы на равных, занимая каждая свою сторону, то уже со следующего века двуглавый орел «завоевывает приоритет». В XVII веке он становится главной эмблемой российского государственного герба. У русских князей тоже имелись свои собственные личные печати с различными на ни х изображениями. В XV веке великие московские князья начали передавать свои печати по наследству. Так, Иван III Васильевич унаследовал от своего отца великого московского князя Василия II печать, на которой изображен лев, терзающий змею. Судя по сохранившимся от Ивана III грамотам, они скреплялись различными печатями. В западноевропейской историографии имеется достаточное количество работ, в которых воссоздается эволюция двуглавого орла как специфического знака, превратившегося в герб двух крупнейших европейских монархий - Российской Австро-Венгерской. Изображение двуглавого орла известно с глубокой древности как отражение религиозных верований народов Передней Азии. Двуглавый орел в древних цивилизациях существовал как мифологическое существо и как художественный образ. Начиная с XVIII века двуглавого орла можно увидеть на монетах и печатях разных правителей в Западной Европе. Он превращается в гербовую фигуру вместе с развитием в средневековой Европе системы геральдики. В какой то момент двуглавый орел приходит на смену одноглавому - «римскому ору». Иногда обе эмблемы сосуществуют вместе. Западноевропейские исследователи считают, что Византия, которая до крестоносцев не знала гербов, использовала эту эмблему как украшение, орнамент, а не в качестве государственной эмблемы. Доказательством является отсутствие двуглавого орла как государственного знака на византийских монетах, печатях, надгробиях, на щитах или одежде и так далее. Правда существуют некоторые данные о знакомстве марийских деспотов, одним из которых был отцом Софьи Палеолог, с двуглавым орлом. Например, в марийской церкви имелось мозаичное изображение двуглавого орла. Можно предположить, что средневековой Руси была знакома эмблема двуглавого орла в то время, когда она использовалась как художественный мотив и в исламском мире, и у южных славян, с которыми возобновились связи, прерванные с монголо-татарским нашествием. По мнению зарубежных исследователей, изображение на печати русского царя двуглавого орла свидетельствует о желании московского князя продемонстрировать равенство с западными странами, особенно с императорами Священной Римской империи. Свидетельства о стремлении Ивана III поставить себя наравне с первым монархом Европы общеизвестны. Это проявилось, в частности, в некоторых дипломатических акциях. Например, в ответ на предложение посла Священной Римской империи, который передал пожелание своего монарха короновать великого московского князя, тот ответил, что власть он имеет от прародителей своих, что он государь на совей земле Божией милостью и никакого королевского титула он не хочет ни от кого иметь. Западноевропейские монархи считали себя прямыми потомками римских императоров. В процессе утверждения этой концепции власти возник и символ императорской власти - двуглавый орел, который отличал эту власть от королевской, обозначаемой орлом одноглавым. Объединение русских земель, выход молодого государства на международную арену, усиление его значимости в Европе - эта новая ситуация заставляла московского князя пересмотреть концепцию власти. И вместе с отраженными в летописях идеями о божественном и наследственном ее происхождении возникает концепция равенства по рождению русского государя и западноевропейских, сто повлекло за собой появление эмблемы, выражающей знатность происхождения - двуглавого орла. Не меньшее значение имел всадник, поражающий копьем дракона. Тенденция изображения светского всадника на русских княжеских печатях прослеживается еще с XII века. Символизированный портрет самого князя, представленный в виде всадника, можно встретить на великокняжеских печатях Александра Невского. Близость фигуры всадника образу популярного святого Георгия-змееборца побудила потомков соединить их в одно целое. Популярность культа святого Георгия именно как заступника-воина, объясняет, почему святого всадника использовали князья, в частности московские, считая его своим покровителем, прежде всего в военных делах. Таким образом, печать 1497 г. можно рассматривать как декларацию концепции власти московского великого князя. Ее символы должны были свидетельствовать, с одной стороны, о древности власти Ивана III, а с другой - о его знатности. Эти властные символы отвечали политическим устремлениям великого московского князя и должны были служить доказательством его права на титул кесаря. Кроме общепринятых символов государственного суверенитета необходимо рассматривать историю развития российских городских гербов. В России они возникли в XVII - XIX в. под эгидой государственной власти и подобно государственной символике оформлялись законодательно. Городской герб был прежде всего государственным знаком. Бесспорно близость художественного оформления многих городских гербов и других символов государственной власти. В обоих случаях заметно идеологизированность символики. Кроме того в городской символике среди явных атрибутов самодержавия присутствуют и индивидуальные черты города, местности, их особенности, составляющие особую ценность. Все губернские города Российской империи и большинство уездных имели свои гербы. Существовали также гербы губерний и областей. Их официальное описание помещалось в Полном собрании законов Российской империи. Анализ отечественной и зарубежной литературы по истории гербов позволяет определить герб как особый знак, а именно опозновательно-правовой, условный, но составленный по определенным правилам, фиксированный верховной властью. Впервые термин «городской герб» официально появился в царском указе в 1692 г. Этот указ предписывал в ярославской приказной избе быть печати изображением ярославского герба. Таким образом эмблема княжества совмещалась с городской и официально называлась гербом; отныне он изображался на городской печати. Вопросы создания городских гербов в России возникают примерно около 1720 г. Поскольку создание российских гербов становится делом государственной важности, об этом оповещаются все ведомства. Городской герб служит историческим источником. Однако всем, кто обращается к подобному памятнику прошлого необходимо хорошо себе представлять, когда появилась эмблема, какую смысловую нагрузку она несет, кто ее рисовал, откуда срисовывал, т. е. дифференцированно подходить к трактовке сюжетов гербов, подставив эмблемы в определенную историческую эпоху. Необходимо учитывать, как эпоха влияла на создание, трактовку, форму и атрибуты герба. Только в этом случае городские гербы объективно раскроют нам свою историю, расскажут, что они символизируют. При составлении государственного герба во многом надо использовать те же факторы - часто элементы герба представляют собой символы, которые могут отражать совершенно не те принципы, по которым создавались бы гербы в настоящее время, с учетом современной психологии человека. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |